Кинематика поступательного прямолинейного и криволинейного движений.
Для описания движения в механике используются математические модели: материальная точка и абсолютно твердое тело.
Материальной точкой называется обладающее массой тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи (размеры тела минимум в 10 раз меньше расстояния, которое проходит тело). Например, при вычислении траектории, по которой Земля движется вокруг Солнца, Землю можно рассматривать как материальную точку, так как ее радиус в 24 000 раз меньше радиуса ее орбиты. При рассмотрении движения тел по поверхности Земли она должна рассматриваться как протяженный объект.
Любое тело можно рассматривать как систему материальных точек.
Если деформация тела при его взаимодействии с другими телами в рассматриваемом процессе пренебрежимо мала, то можно пользоваться моделью абсолютно твердого тела.
Абсолютно твердым телом называется тело, расстояние между двумя точками которого в условиях данной задачи можно считать постоянным, т.е. это тело, форма и размеры которого не изменяются при его движении.
Тела могут двигаться поступательно и вращательно. Рассмотрим поступательное движение.
Поступательным движениемназывается такое движение, при котором любая прямая, проведенная в теле, остается параллельной самой себе. При поступательном движении все точки тела движутся одинаковым образом. Поэтому достаточно рассмотреть движение одной точки тела, например, центра тяжести, чтобы говорить о движении тела в целом.
Для определения положения тела в пространстве нужно использовать систему отсчета. Системой отсчета называется совокупность системы координат и часов, связанных с телом отсчета, по отношению к которому изучается движение.
Существует два способа описания движения тела (точки): векторный способ и координатный.
1) векторный - задается радиус-вектор . Радиус-вектором называется вектор, проведенный из начала координат в данную точку;
2) координатный - задаются три координаты - x,y,z (рис. 1.1).
Если i, j, k– единичные векторы прямоугольной декартовой системы координат, то радиус-вектор запишется следующим образом:
r = xi + yj + zk.
При движении материальной точки М ее координаты x, y, z и r меняются со временем. Поэтому для задания закона движения необходимо знать либо уравнения зависимости координат точки от времени:
x = x(t) y = y(t) z = z(t) либо уравнение r= r(t).
Эти уравнения называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.
Исключив из уравнения время, получим уравнение траектории.
Траекторией называется линия, которую описывает в пространстве сама точка при ее движении. В зависимости от формы траектории различают прямолинейное и криволинейное движение. Если все участки траектории лежат в одной плоскости, то движение называется плоским.
Длиной пути S материальной точки называют сумму длин всех участков траектории, пройденных точкой за рассматриваемый промежуток времени.
z s ∆r r0 r y x рис. 1.2 |
∆r = r – r0
При прямолинейном движении вектор перемещения совпадает с соответствующим участком траектории. Так как перемещение – вектор, то имеет место закон независимости движений:
Если точка одновременно участвует в нескольких движениях, то результирующее перемещение точки равно векторной сумме перемещений, совершаемых точкой за одно и тоже время в каждом из движений отдельно.
Полное описание движения материальной точки с помощью только вектора перемещения невозможно. Необходимо знать быстроту изменения перемещения.
Пусть материальная точка движется по криволинейной траектории. Вектор перемещения представляет собой приращение радиуса-вектора за время Δt:
Величину, характеризующую быстроту изменения положения точки, определяют отношением: , где – средняя скорость движения. Вектор совпадает по направлению с . Если в выражении для средней скорости перейти к пределу при ∆t → 0, то получим выражение мгновенной скорости, т.е. скорости в данный момент времени:
Это значит, что в данный момент времени равен производной и направлен по касательной к траектории в данной точке (как и ) в сторону движения точки.
Из математики известно, что модуль малого приращения равен длине ds соответствующей ему дуги траектории, т.е.
Из последнего следует понятие путевой скорости:
Для нахождения пути, пройденного телом за промежуток времени Δt, надо найти интеграл:
Поскольку мгновенная скорость – векторная величина, то ее можно разложить на три составляющие по осям координат:
v = vxi + vyj + vzk.
Используя выражение для мгновенной скорости, получим:
Отсюда проекции вектора скорости на оси координат:
Последние формулы позволяют рассчитать модуль скорости в данный момент времени:
Рассмотрим некоторые частные случаи:
1. Скорость материальной точки не зависит от времени (равномерное движение). Для определения перемещения используется уравнение:
для определения пути
2. Скорость материальной точки является функцией времени (неравномерное движение).
для пути аналогично.
Скорость механического движения в большинстве случаев не остается постоянной, а меняется со временем либо по величине, либо по направлению, либо по величине и направлению одновременно.
Рис. 1.3 | Пусть тело двигалось из точки А в точку В. Перенеся вектор в точку А находим приращение скорости : – среднее ускорение - вектор, равный производной от вектора скорости по времени и совпадающий по направлению с вектором изменения скорости ∆v за малый интервал времени ∆t. |
Используя предыдущие рассуждения, получим:
– мгновенное ускорение.
Ускорение – физическая величина характеризующая быстроту изменения скорости.
Так как ускорение – это вектор, то: a = axi + ayj + azk
Легко показать, что:
,
а для модуля вектора ускорения получим:
Криволинейное движение.
В общем случае криволинейного неравномерного движения скорость изменяется как по величине, так и по направлению. Полное ускорение, которым обладает движущаяся точка, определяет оба вида изменения скорости. Для рассмотрения движения удобно использовать скользящую систему координат – систему, которая изменяет свое положение в пространстве вместе с движением материальной точки. За начало отсчета принимают саму движущуюся точку. Одна ось направлена по касательной к траектории движения материальной точки в данный момент времени (тангенциальная ось τ), другая направлена перпендикулярно (нормальная ось n). Рассмотрим движение материальной точки по криволинейной плоской траектории.
М τ1 v1
Рис. 1.4
n1 N
n2 τ2
v2
Вектор скорости направлен всегда по касательной к траектории. В скользящей системе координат скорость материальной точки можно представить как v = vτ
Учитывая, что, имеем
Таким образом, ускорение материальной точки представляет собой сумму двух векторов, первый их которых показывает быстроту изменения модуля скорости (тангенциальное ускорение), второй – быстроту изменения направления скорости (нормальное ускорение):
,
Нормальное ускорение направлено перпендикулярно тангенциальной оси и направлено по нормальной оси скользящей системы координат.
Рис.1.5
Для определения физического смысла нормального ускорения рассматривают равномерное движение точки по окружности, из которого следует, что
Модуль полного ускорения равен:
Простейшие виды движения:
1. Прямолинейное равномерное движение.
an = aτ = 0, v = const. x = x0 + vxt, где s = x – x0
2. Прямолинейное равнопеременное движение.
an = 0, aτ = const.
3. Равномерное движение точки по окружности.
aτ = 0,
Вопросы для самоподготовки
1. Материальная точка и абсолютно твердое тело.
2. Какое движение называется поступательным.
3. Что включает в себя система отсчета.
4. Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение.
5. Что называется скоростью. Мгновенная скорость и модуль скорости.
6. Что называется ускорением. Мгновенное ускорение и модуль ускорения.
7. Скользящая система координат.
8. Чему равны тангенциальное и нормальное ускорения.
9. Уравнения и признаки равномерного прямолинейного движения.
10. Уравнения и признаки равнопеременного прямолинейного движения.
ЛЕКЦИЯ № 3