Виды сварных соединений. Расчет на прочность сварных соединений
Сварные соединения — наиболее совершенные и прочные среди неразъемных соединений. Они образуются под действием сил молекулярного сцепления, возникающих в результате сильного местного нагрева до расплавления деталей в зоне их соединения или нагрева деталей до пластического состояния с применением механического усилия.
Основные недостатки сварочных соединений: наличие остаточных напряжений из-за неоднородного нагрева и охлаждения; возможность коробления деталей при сваривании (особенно тонкостенных); возможность существования скрытых дефектов(трещин, шлаковых включений, непроваров), снижающих прочность соединений.
Виды сварки весьма разнообразны. Наиболее широко распространена электрическая сварка. Различают два основных вида электросварки: дуговую и контактную. По виду используемого источника теплоты имеется также газовая сварка. По способу защиты материала в зоне сварки применяют сварку в аргоне, под флюсом, в вакууме и т.д. По степени механизации различают ручную, полуавтоматическую и автоматическую сварку.
В зависимости от расположения свариваемых деталей различают следующие виды соединений: стыковые, нахлесточные, тавровые и угловые.
а) Стыковые при различной подготовке кромок б) Нахлесточные соединения
а) Тавровые соединения б) Угловые соединения
Стыковые швы на прочность рассчитывают по номинальному сечениюсоединяемых элементов без учета утолщения швов. Для расчета швовиспользуются те же зависимости, что и для целых элементов.
Напряжения растяжения (сжатия)
Допускаемое напряжение в сварных швах отмечают штрихом.
Напряжения от изгибающего момента в плоскости соединяемых элементов
Напряжение от изгибающего момента в плоскости соединяемых элементов и растягивающей (или сжимающей) силы
Нахлесточные соединения,как правило, выполняют угловыми швами. Угловые швы по расположению относительно нагрузки разделяют на: поперечные или лобовые, расположенные перпендикулярно направлению силы; продольные или фланговые, расположенные параллельно направлению силы; косые, расположенные под углом к направлению силы; комбинированные, представляющие собой сочетание перечисленных швов.
Разрушение угловых швов происходит по наименьшему сечению, совпадающему с биссектрисой прямого угла. Расчетная толщина шва k∙sin45o=0,7k. Угловой шов испытывает сложное напряженное состояние. Однако в упрощенном расчете такой шов условно рассчитывают на срез.
L- общая длина шва.
Допускаемые напряжения зависят от величины допускаемого напряжения основного материала.
В зависимости от способа сварки, качества и марки электродов φ=0,8... 1; φ1=0,6...0,8.
F1∙a1-F1∙a2=0
Все угловые швы рассчитывают только по касательным напряжениям независимо от их расположения к направлению нагрузки. Комбинированные соединения лобовыми и фланговыми швами рассчитывают на основе принципа распределения нагрузки пропорционально несущей способности отдельных швов.
Если соединяемая деталь асимметрична, то расчет прочности производят с учетом нагрузки, воспринимаемой каждым швом. Например, к листу приварен уголок, равнодействующая нагрузка проходит через центр тяжести поперечного сечения уголка и распределяется по швам обратно пропорционально плечам al и а2. Соблюдая условие равнопрочности, швы выполняют с различной длиной. ;
При нагружении соединения с лобовым швом моментом сил в плоскости стыка
Соединения втавр, нагруженные изгибающим моментом, рассчитывают как консольные, но с учетом особенностей сварки. В случае приварки балки без скоса кромок, сварные швы, как и все угловые, рассчитывают по касательным напряжениям. Расчетный момент сопротивления выражается через параметры опасных сечений сварных швов:
Если балка приварена со скосом кромок, то швы рассчитывают по нормальным напряжениям.
Рисунок 22
Заклепочные соединения
Заклепка представляет собой сплошной или полый стержень круглого сечения с головками на концах, одну из которых, называемую закладкой, выполняют на заготовке заранее, а вторую, называемую замыкающей, формируют при клепке (осадке). Заклепочные соединения образуют постановкой заклепок в совмещенные отверстиясоединяемых элементов и расклепкой с осаживанием стержня.
Основными материалами склепываемых деталей являются малоуглеродистые стали Ст.0, Ст.2, Ст.3, цветные металлы и их сплавы. Требования к материалу заклепки:
1. Высокая пластичность для облегчения процесса клепки;
2. Одинаковый коэффициент температурного расширения с материалом деталей во избежание дополнительных температурных напряжений в соединении при колебаниях температуры.
3. Однородность с материалом склепываемых деталей для предотвращения появления гальванических токов, сильно разрушающих соединения.
Расчет на прочность основан на следующих допущениях:
- силы трения на стыке деталей не учитывают, считая, что вся нагрузка передается только заклепками;
- расчетный диаметр заклепки равен диаметру отверстия d0;
- нагрузки между заклепками распределяются равномерно.
Рассмотрим простейший заклепочный шов - однородный односрезный внахлестку. При нагружении соединения силами F, листы стремятся сдвинуться относительно друг друга. Запишем условие прочности заклепки на срез (разрушение стержня заклепки нахлесточного соединения происходит по сечению, лежащему в плоскости стыка соединяемых деталей)
отсюда требуемый диаметр заклёпки: В зонах контакта боковых поверхностей заклепки с листами происходит сжатие материалов. Давление в зоне контакта называют напряжением смятия. Считая, что эти напряжения равномерно распределены по площади смятия, запишем условие прочности
Здесь Асм - площадь смятия, условно равная площади проекции поверхности
контакта на плоскость, перпендикулярную действующей силе;
[σ]`см -допускаемое напряжение на смятие для менее прочного из контактирующих материалов.
Рассмотрим многорядное двухсрезное заклепочное соединение с двумя накладками.
,
гдеi - число плоскостей среза одной заклепки; z-число заклепок.