Устройство остова судового дизеля
Цель работы:изучить назначение, компоновку и устройство основных неподвижных деталей СДВС на примере дизелей по заданию.
Остов– это группа основных неподвижных, главным образом, корпусных деталей двигателя.На судовых дизелях применяют остовы различных конструкторских схем. Типы остовов СДВС классифицируются по количеству плоскостей разъема между корпусными деталями.
Остов с одной плоскостью разъемасостоит из крышки цилиндра (или блока крышек) и блок-картера туннельного типа. Данный тип характерен для маломощных СДВС (например, дизель 2ЧСП 10.5/13).
Остов с двумя плоскостями разъемаимеет три разновидности:
– первая содержит крышку (или блок крышек) цилиндра, блок-картер и фундаментную раму (например, дизель 6L160HNS);
– вторая – крышку (или блок крышек) цилиндр, блок цилиндров и фундаментную раму. Последняя в данной схеме объединяет картер и собственно фундаментную раму и иногда называется блок-рамой (например, дизель 6ЧСП 18/22);
– третья – крышку (или блок крышек) цилиндра, блок-картер с «подвесным» коленчатым валом и поддон (например, 6ЧН 21/21).
Все разновидности остова с двумя плоскостями разъема наиболее характерны для СДВС.
Остов с тремя плоскостямисодержит крышку (или блок крышек) цилиндра, блок цилиндров, верхний картер («силовой») и нижний картер («несиловой» – поддон). Данный тип остова имеют быстроходные СДВС (например, дизели 3Д6, 3Д12, М401).
Кроме перечисленных деталей, в числе основных к остову относятся втулки цилиндров, коренные подшипники, прокладки газового стыка между крышкой и блоком цилиндров.
Задание и порядок выполнения работы
1. При домашней подготовке к работе изучите и изложите в отчете общие данные по устройству остова судовых дизелей по учебнику [3, с. 87-110] (прочностные расчеты не рассматривать).
2. По заданным двигателям изучите назначение, устройство, состав остова и его основных деталей. Освойте название деталей и терминологию.
3. Для заданных двигателей составьте принципиальные эскизы поперечного разреза остова с указанием силовых связей деталей и мест уплотнения по газу и воде. Составьте спецификацию.
5. По заданному дизелю составьте описание крышки цилиндра и её прокладки, блока цилиндров, фундаментной рамы, втулки цилиндра, коренного подшипника. В описании представьте:
– назначение, условия работы, технические требования, состав узла (детали);
– схематичный эскиз узла (детали), дайте его спецификацию;
– эскиз втулки цилиндра с нанесением номинальных размеров: диаметра цилиндра, диаметров посадочных поясов, габаритных;
– смазку «зеркала» цилиндра,
– охлаждение втулки и крышки цилиндра, места подвода и отвода воды;
– уплотнения по воде и газу;
– метод и изготовление, материалы и термообработку;
– правила затяжки ответственных резьбовых соединений: шпилек крышки цилиндра и полуанкерных соединений шпилек соединения блока цилиндров с фундаментной рамой. Укажите момент затяжки, дайте схему порядка затяжки шпилек;
6. Оформите и защитите отчет.
Контрольные вопросы
1. Каковы назначение и роль остова ДВС?
2. Типы остовов СДВС.
3. Состав и особенности остова с одной плоскостью разъема.
4. Состав и особенности остова с двумя плоскостями разъема.
5. Состав и особенности остова с тремя плоскостями разъема.
6. Назовите конструктивные элементы крышки цилиндра, блок-картера, фундаментной рамы, втулки цилиндра.
7. Перечислите детали остова дизелей.
8. Как осуществляется силовая связь деталей остова дизелей?
9. Как и из какого материала изготавливаются детали остова?
10. Как устроены, из какого материала изготовлены коренные подшипники дизелей?
11. Какие вкладыши называются тонкостенными, толстостенными и в каких случаях они применяются?
12. Какие антифрикционные материалы применяются для подшипников СДВС?
13. Какие устройства монтируются в крышке цилиндра?
14. В каких случаях в крышке цилиндра устанавливаются седла для клапанов? Материал седел и способы их крепления.
15. Какие детали остова необходимо охлаждать и как это осуществляется?
16. Как осуществляется уплотнение зарубашечного пространства втулки цилиндра?
17. Как уплотняется газовый стык? Типы прокладок и их материал.
18. Назначение опорно-упорного коренного подшипника, его устройство.
19. Как осуществляется смазка втулки цилиндра и коренных подшипников у дизелей?
20. Как устроен остов крейцкопфного дизеля? Назовите его детали.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3