Тема: Научный метод познания
1. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) создание целостной картины об объекте исследования путем объединения данных, полученных при изучении отдельных частей
2) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок
3) отвлечение от ряда несущественных для данного случая свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств
1 синтез
2 индукция
3 абстрагирование
дедукция
2. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью:
1) достоверность
2) системность
3) объективность
1 научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом
2 научное знание всегда структурно организовано: одно положение является следствием другого
3 знание не зависит от личности познающего субъекта и его индивидуальности
знание максимально должно быть приближено к объективной реальности
3. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:
1) принцип верификации
2) принцип фальсификации
3) принцип соответствия
1 для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом
2 любая научная теория и любое положение обязательно должны выдержать критику и опровержение со стороны как автора, так и оппонентов
3 квантовая и классическая механика дают одинаковые результаты при описании объектов, для которых можно не учитывать корпускулярно-волновой дуализм и соотношения неопределенностей
для полного описания поведения микрообъекта необходимо знать как его корпускулярные, так и волновые характеристики, которые могут быть получены только в разных экспериментах
Решение:
Суть принципа верификации (верифицируемости) (от лат. verus – истинный, facere – делать) заключается в том, что любая гипотеза, любое теоретическое положение должны быть проверены на практике. Согласно принципу фальсификации (фальсифицируемости) (от лат. falsificare – подделываю, фальшь), только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо. Суть принципа соответствия состоит в том, что никакая новая теория не может быть справедливой, если она не содержит в качестве предельного случая старую теорию, относящуюся к определенной области явлений. Новая теория не отбрасывает старую, а включает ее в себя для описания явлений в определенной ограниченной области.
4. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) моделирование
2) абстрагирование
3) дедукция
1 создание макетов техники (самолетов, ракет, кораблей) и приборов в конструкторских бюро
2 рассмотрение планет в виде материальных точек при описании их движения в Солнечной системе
3 получение следствий специальной теории относительности об изменении пространственно-временных характеристик объектов
синтез органических молекул, свойственных живой природе, из неорганических газов, присутствующих на молодой Земле
5. Сопоставьте форму научного знания и ее пример:
1) гипотеза
2) закон
3) теория
1 существование фундаментальных частиц вещества – кварков
2 сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц
3 кварковая модель строения атомного ядра
существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра
Решение:
В физике атомного ядра и элементарных частиц во второй половине XX века появилась гипотеза о существовании кварков. Эта гипотеза легла в основу современной модели (теории) строения атомного ядра. Сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц – это закон природы.
Тема: Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
1. Среди научных картин мира только в механической картине существовали представления о (об) …
= единственной форме материи – веществе
=взаимодействии по принципу дальнодействия
полной предсказуемости всех событий прошлого и будущего
существовании мирового эфира
Решение:
Только в механической научной картине мира существовали представления о единственной форме материи – веществе – и о взаимодействии по принципу дальнодействия.
2. Согласно программе рационального объяснения мира, появившейся в Древней Греции, …
=каждое событие имеет естественную причину
= мир можно познать человеческим разумом
события имеют как божественные причины, так и естественные
разумом познаваемы только события, происходящие в силу естественных причин
3. Континуальная исследовательская программа Аристотеля была основана на идеях о том, что …
= материя непрерывна и бесконечно делима
= пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот
весь мир состоит из дискретных неделимых атомов
все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
Решение:
Континуальная исследовательская программа Аристотеля была основана на идеях о том, что материя непрерывна и бесконечно делима, а пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот.
4. Атомистическая исследовательская программа Левкиппа – Демокрита была основана на идеях о том, что …
= весь материальный мир состоит из дискретных неделимых атомов
=все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
материя непрерывна и бесконечно делима
пустого пространства не существует, материя заполняет все без пустот
Решение:
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа – Демокрита была основана на идеях о том, что весь материальный мир состоит из дискретных неделимых атомов, и все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте.
5. В современной картине мира (вторая половина XX века) по сравнению с предыдущими появились представления о (об) …
= существовании третьей формы материи – физическом вакууме, играющем важную роль в развитии Вселенной
универсальности эволюции, присущей всем объектам материального мира и Вселенной в целом
корпускулярно-волновом дуализме свойств материальных объектов
= неразрывной взаимосвязи материальных объектов и пространственно-временных характеристик
Решение:
В современной картине мира (вторая половина XX века), по сравнению с предыдущими, появились представления о существовании третьей формы материи – физическом вакууме, играющем важную роль в развитии Вселенной, и об универсальности эволюции, присущей всем объектам материального мира и Вселенной в целом.