Передвижение электровоза под низким напряжением

Для передвижения электровоза в депо на ремонтную ( стойловая) канаву необходимо отключить крышевые разъединители и включить нож шинного разъединителя 58 – 1.

К расположенным под кузовом электровоза низковольтным розеткам ( 49 , 50 ) гибким проводом (кабелем) подводится напряжение 250 – 440 В постоянного тока. Питание цепей управления при этом осуществляется от аккумуляторной батареи.

Главные резервуары питательной магистрали и цепей управления должны быть наполнены сжатым воздухом. Главная рукоятка контроллера машиниста следует перемещать до начала трогания электровоза, т е. выбрать положение параллельное.

Неисправности СИЛОВОЙ ЦЕПИ тяговых двигателей

К наиболее частым нарушениям нормальной работы электрических цепей приводят, например – короткие замыкания в токоведущих элементах или перекрытие изоляции проводов, аппаратов и машин ; разрыв цепи вследствие обрыва или перегорания проводов, вставок, предохранителей и резисторов, излом а токоведущей детали, потери контакта в соединении; нарушение порядка работы аппаратов в результате их неисправности, ослабления крепления проводов или попадания посторонних предметов.

ПРОЗВОНКА электрических цепей.

Если внешним осмотром не удалось обнаружить неисправность, то подозреваемые электрические цепи прозванивают. Прозвонка заключается в том, что на контролируемый участок цепи подаётся напряжение аккумуляторной батареи, а затем проверяется прохождение тока по отдельным элементам данной цепи. Для проверки чаще всего пользуются контрольной лампой, представляющей собой обычную лампу с патроном и двумя проводами. Перед применением контрольную лампу проверяют от аккумуляторной батареи.

При пользовании контрольной лампой следует учесть, что накал её нити зависит от сопротивления проверяемой цепи. Поэтому в ряде случаев прохождение тока по проверяемой цепи можно установить лишь по искре в момент отключения или подключения контрольной лампы. В таких случаях удобнее пользоваться измерительными приборами, а именно вольтметром или амперметром. Но если какая-нибудь электрическая цепь в следствии частичного нарушения или по другой причине заземлена через сопротивление, т. е. когда короткое замыкание не является = глухим =, то такие неисправности можно выявить лишь с помощью мегомметра.

Способы прозвонки при разных неисправностях различны, поэтому до начала проверки электрической цепи следует установить характер её повреждения.

ОБРЫВ силовой цепи тяговых двигателей

При обрыве электрической цепи ток по цепи не протекает, поэтому аппараты защиты не срабатывают.

Признаком обрыва электрической цепи является не включение аппаратов при включении соответствующей кнопки или постановки рукоятки контроллера машиниста на соответствующую позицию. Если осмотром

установлено, что включены все линейные контакторы (3-1, 4-1, 3-2, 2-2, 17-2) соответствующие 1-й позиции главной рукоятки контроллера машиниста, то причиной отсутствия тока в силовой цепи двигателей является обрыв .

В пути следования необходимо включить кнопку = ВОЗБУДИТЕЛИ=, если они запустились, то электрическая цепь от БВ1 до линейных контакторов исправна или на оборот.

При неисправности или выходе из строя БВ-1 не обходимо сделать аварийные переключения на БВ-1, т.е. силовые кабели отнять от БВ-1 и их соединить между собой , а для защиты силовой цепи перейти на схему контакторной защиты, не ЗАБЫВАЯ при этом включить кнопками БВ-1 обычным порядком, так как при этом включаются блок- контакты в цепи катушек вентилей линейных контакторов цепи тяговых двигателей.

Контакторная защита

При КОНТАКТОРНОЙ защите переключаем блок – контакт 51-1 (БВ-1) в проводах Н51 – Н61 на 52-1 (дифференциальное реле), провода Н130 – Н5 разъединяем. При возникновении К.З. в силовой цепи тяговых двигателей сработает дифференциальное реле 52-1 и разорвёт цепь питания катушек вентилей линейных контакторов. Кнопки ВУ выключаем в обеих кабинах, а провод К98 соединить с проводом 8

Контакторная защита силовой цепи тяговых двигателей неравноценна защите быстродействующим выключателем 51-1, так как коммутационная способность электропневматических контакторов значительно ниже коммутационной способности БВ-1. Поэтому возможны случаи неудовлетворительного дугогашения при отключениях контакторов при к.з. Для проверки правильности сборки аварийной схемы контакторной защиты главную рукоятку контроллера машиниста ставят на любую произвольную позицию и вручную отключают контакт дифференциального реле 52-1, при этом линейные контакторы отключатся, схема правильно собрана. Такое соединение собирается в исключительных случаях, когда необходимо довести поезд до станции основного или оборотного локомотивного депо.

Применение рекуперативного торможения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ. При выходе из строя удерживающей катушки БВ-1 не обходимо, согласно практических занятий или памятки, разрезным ключом 17 Х 19 упереть в корпус БВ-1 и подвижную рамку главного контакта или вставить в прорезь якоря подвижного контакта предмет диаметром 20мм. Главные силовые контакты БВ-1 будут включены только при постоянно подаваемого питания на катушку электромагнитного вентиля =ВКЛЮЧЕНИЕ БВ= или струбциной принудительно включить электромагнитный вентиль.

При неисправности дифференциального реле 52-1, собираем буферную защиту ( дифференциальная защита)

Буферная защита

При сборе БУФЕРНОЙ защиты необходимо отсоединить минус (земля) удерживающей катушки БВ-1, катушку электромагнитного контактора 76-1 обойти перемычкой, блок – контакт 52-1, в проводах Н30 – Н5, объединяют перемычкой, отсоединяют провод 31 от реле перегрузки РП65-1, затем минус удерживающей катушки БВ-1 соединяют с блок- контактом реле перегрузки 65-1. При этом НЕ ВКЛЮЧАТЬ кнопку == ВОЗБУДИТЕЛИ==.

Для проверки правильности сборки аварийной схемы вручную отключим любое реле перегрузки РП при этом отключится БВ-1

Если во время движения пропало напряжение контактного провода, а тяга по приборам имеется, то является неисправность высоковольтной вставки 37-1 к Вольтметра на пульте управления машиниста.

Временами пропадает тяга, для этого главную рукоятку контроллера машиниста можно во время движения перемещать до 16-й позиции. По показаниям приборов, при появлении силы тока на одной из позиций, можно определить номер реостатного контактора, которым зашунтировано место обрыва.

Если на соединении = С= тяговых двигателей ток не появится, то главную ручку контроллера машиниста переводят на 17-ю позицию. Отклонение стрелок на амперметрах пульта машиниста, откуда ведётся управление, указывает на обрыв в силовой цепи заднего кузова или наоборот , если амперметры не показывают наличия тока, но чувствуется что задний кузов везёт, то имеется обрыв в переднем по направлению движения кузове.

Попеременным переключением на аварийный режим отключателей двигателей, с соблюдением правил безопасности, исключаются из цепи группы тяговых двигателей, в цепи которых имеется обрыв.

Прозвонка силовой цепи

Если место обрыва обнаружить не удалось, то на стоянке, опускают токоприёмник и начинают прозвонку силовой цепи контрольной лампой.

Порядок прозвонки заключается в следующем : Один конец контрольной лампы подсоединяют к зажиму провода К52 (выключателя освещения ВВК), а другой конец к зажимам подвижного контакта БВ-1 . Если БВ-1 включён и его контакты действительно замкнуты, то при открытых дверях ВВК и нахождении главной рукоятки контроллера машиниста на нулевой позиции контрольная лампа загорится, получая = ЗЕМЛЮ= через разъединитель 46-1. Если при постановки главной рукоятки контроллера машиниста на 1-ю позицию и закрытых дверях ВВК контрольная лампа погаснет, то в силовой цепи двигателей имеется обрыв.

Порядок выхода из данных положений разрабатывается местными инструкциями локомотивного депо, на оснований технически - практических занятий.

КОРОТКОЕ замыкание в силовой цепи двигателей

При коротком замыкании происходит резкое возрастание тока, что приводит к срабатыванию аппаратов защиты ( дифференциальное реле, БВ) или перегоранию предохранителей.

Для определения места короткого замыкания сначала тщательно осматривают провода и аппараты всего подозреваемого участка цепи, на котором произошёл пробой изоляции.

Признаками короткого замыкания являются повторное срабатывание аппарата защиты, перегорание предохранителя при включении какой- либо кнопки или постановке рукоятки контроллера машиниста на одну из позиций.

Место короткого замыкания легко определить по таким признакам , как появление дыма, электрической дуги, подгара, закопчённости, оплавление контактов и деталей вблизи места повреждения.

Если внешним видом место короткого замыкания обнаружить не удалось, то его следует определить прозвонкой. Сначала проверяют весь участок, на котором подозревают пробой изоляции. Для этого участок цепи отсоединяют от заземления предусмотренной схемой для нормальной работы, а от контактных зажимов отсоединяют провода повреждённой цепи и разъединяют их друг от друга. Затем один конец контрольной лампы подключают к плюсу цепи управления, а другой конец от лампы поочерёдно касаются отсоединённых проводов. Если при касании провода лампа загорается полным накалом, это указывает на короткое замыкание в цепи данного провода.

Если при трогании или в пути следования происходит срабатывание БВ-1, то необходимо повторно восстановить БВ-1. Повторное срабатывания БВ-1 свидетельствует о наличии к. з. в силовой цепи, которое может быть следствием пробоя изоляции, попадания постороннего предмета между токоведущими и заземлёнными частями, и прочее.

Перед прозвонкой цепи следует определиться в какой цепи срабатывает БВ-1, а именно в силовой схеме или низковольтных цепях управления. Для этого опускают токоприёмник , включают БВ-1 и рукоятку контроллера ставят в рабочее положение, если БВ-1 не отключается то к.з. в силовой цепи.

Если при отключении БВ-1 сработало одно или несколько реле перегрузок, то к. з. в цепи последовательно соединённых тяговых двигателей, за катушкой последнего в цепи от реле перегрузки. Неисправную группу тяговых двигателей исключить из работы отключателями тяговых двигателей и продолжить движение.

Для определения к. з. тяговых двигателей или пусковых резисторов в пути следования можно применить метод прозвонки высоким напряжением : все ножи отключателей двигателей ставят в среднее положение. Поднимают токоприёмник, включают БВ-1, рукоятку контроллера машиниста переводят в положение 1-й позиции, если БВ-1 сработало , то к. з. в группе пусковых резисторов тяговых двигателей 1-ого кузова. Неисправную группу резисторов исключить из работы, согласно местной инструкции, и, собрав аварийную схему, продолжать движение электровоза. Неисправную группу резисторов можно определить, если между замкнутыми силовыми контактами КСП-1 (22-1) подложить изолированный предмет, т. е. разорвать силовую цепь и определиться.

Если БВ-1 на 1-й позиции не отключилось, то рукоятку контроллера машиниста переводят на 17-ю позицию, т. е. в положение СП, БВ-1 отключилось , то к. з. в группе пусковых резисторов 2-ого кузова, действия согласно местной инструкции и описанном выходе выше.

Если БВ-1 в положении СП не отключает, рукоятку контроллера машиниста переводят на 27-ю позицию в положение П. Если БВ-1 отключается, неисправен уравнительный резистор Р81-Р82 или Р83-Р84 КСП-1 (КСП-2), отсоединить неисправный резистор и продолжить движение.

После сборки аварийных схем, с выводом групп пусковых резисторов, при разгоне на отдельных позициях будут ощущаться броски тока.

Через сетку торцевых дверей ограждения ВВК, а также по показаниям амперметров в цепи тяговых двигателей, нужно визуально убеждаться о состоянии и работы аппаратов во время движения.

Наши рекомендации