Выбор электродвигателя и редуктора
Курсовая работа ч. I
Данные для расчетов:
Момент сопротивления М’cmax=820 Нм;
Время переходного процесса tппmax=0,3;
Суммарное малое контура тока Т∑2 = 0,004;
Максимально допустимая ошибка Qmax=0,0211;
Максимальная скорость механизма ωmax = 0,86
Максимальное ускорение εmax = 0,5
Коэффициент соотношения массы γ = 2
δ max = 25 %
Выбор электродвигателя и редуктора
Расчет требуемой мощности электродвигателя можно ориентировочно выполнить по формуле
,
где kз=1,7 – коэффициент, учитывающий требования к динамическим характеристикам электропривода.
P ≈ 1,7∙ 820∙ 0,86 ≈1198,84 Вт
Р ≈ 1198,84 Вт
В соответствии с требуемой мощностью выбираем двигатель 4ПБМ 112L04
P = 1,28 кВт
n = 1500 об/мин
= 8,12 Нм
= 14,2 А
= 110 В
= 0,234 Ом
= 0,0098 кг*м3
= - мс
КПД = 76%
= 2
Из условия согласования двигателя и объекта по угловой скорости определяется передаточное число редуктора
,
где –номинальная угловая скорость двигателя.
об/мин
рад/с
Тогда передаточное число редуктора
i ≈ 157/0,86 = 182,55814
Коэффициент передачи редуктора
Кр = 1/i = 1/145,3= 0,00548
Для проверки выбранного двигателя определим эквивалентный момент
,
где - суммарный момент инерции кинематической передачи;
- суммарный момент инерции двигателя и редуктора (момент инерции первой массы);
- приведенный момент инерции механизма (момент инерции второй массы);
- приведенный момент сопротивления нагрузки;
- момент сухого трения;
- номинальный момент двигателя Мдн = Рн ∙ η∂/ω;
- КПД редуктора
Момент инерции редуктора ориентировочно можно принять
Выбранный двигатель должен удовлетворять условиям:
,
где Мmax – максимальный момент сопротивления нагрузки, приведенный к валу электродвигателя ;
- коэффициент перегрузки двигателя по пусковому моменту.
Момент сухого трения:
МТР = 0,1∙ МДН = 0,1∙ 8,12 = 0,812 Н∙м
Приведенный момент сопротивления нагрузки:
Мcmax = М'cmax / i∙ ηp = 820/182,55814∙0,92 = 4,8823 Н∙м
Момент инерции редуктора:
Суммарный момент инерции двигателя и редуктора:
Приведенный момент инерции механизма:
Суммарный момент инерции кинематической передачи:
Тогда эквивалентный момент:
Коэффициент перегрузки двигателя по пусковому моменту:
kм = 2
Максимальный момент сопротивления нагрузки, приведенный к валу электродвигателя:
Выбранный двигатель удовлетворяет условию т.к.
5,86187 < 8,12 0,34236 < 2
Для следящего электропривода при выборе двигателя необходимо проверять его соответствие оптимальному передаточному числу редуктора, определяемому из условия минимума эквивалентного момента dM/di=0:
Фактическое передаточное число редуктора отличается от оптимального передаточного числа более чем на 30%, то необходимо выбрать другой двигатель такой же мощности, но с меньшей номинальной угловой скоростью.
Активное сопротивление якорной цепи двигателя в нагретом состоянии определяют:
Rд70 = Rя 20оС (1+αд∆tо) = 0,234∙(1+0,004∙70)= 0,29952 Ом
α= 0,004 Ом/град – температурный коэффициент
∆to = tрo – 20o = 90o - 20o = 70o
tрo – расчетная температура нагрева обмоток двигателя
Индуктивность якорной (роторной) обмотки двигателя можно приближённо определить по формуле Линвиля-Уманского:
2) Выбор управляемого преобразователя
В соответствии с условиями и выбираем тиристорный преобразователь ТПЕ – 25/25-115
UH = 115 В; IH = 25 A; Imax = 40 A
Подключение ТП к питающей сети осуществляется через силовой трансформатор или токоограничивающий реактор. Т.к. линейные напряжения сети и ТП не одинаковы, то подключение к питающей сети осуществим через силовой трансформатор.
3) Выбор трансформатора
Требуемая мощность трансформатора определяется по номинальной мощности ТП:
,
где =1,045 – коэффициент использования трансформатора по мощности в схеме выпрямления.
КПД редуктора ηр = 0,92
КПД двигателя ηд = 0,76
КПД тризист. преобразователя ηтп = 0,95
Ртр = (1,045 ∙ 1198,84) / (0,92 ∙ 0,76 ∙ 0,95) = 1886,1605 Вт = 1,88616 кВт
В соответствии с требуемой мощностью выбираем силовой трансформатор ТТ – 2
Тип | Номинальная мощность (кВА) | Напряжение номинальное | Потери кор. замыкания | Напряжение кор. замыкания | |
первичное | вторичное | ||||
ТТ 2 |
Индуктивность фазы трансформатора, приведенная к вторичной обмотке
,
где - индуктивное сопротивление фазы трансформатора;
f =50– частота питающей сети.
Полное сопротивление фазы трансформатора
,
где eк = 0,05 (5%) - напряжение короткого замыкания трансформатора;
Е2Ф=U2Ф=115 В – действующее значение фазовой ЭДС вторичной обмотки;
I2Н=РТР/3U2Ф= 2000/3∙115 = 5,8 А – номинальный фазный ток вторичной обмотки.
Zтрф = (5∙115)/(100∙5,467) = 1,05177 Ом
Активное сопротивление фазы трансформатора RТРФ, приведенное к вторичной обмотке, определим по потерям короткого замыкания
Rтрф = ∆Р/(3∙I22н) = 68/(3∙5,82) = 0,75838 Ом
Индуктивное сопротивление фазы трансформатор
Индуктивность фазы трансформатора
Lтрф = 0,002 Гн
Lуп = Lтр = 2Lтрф = 0,004 Гн,
где LТР – индуктивность силового трансформатора.
Сопротивление силовой цепи преобразователя
,
где RТР = 2RТРФ = 2 ∙ 0,75838 = 1,51676 Ом – активное сопротивление силового трансформатора;
Rдт = (0,2…0,3) UТq/Iт - динамическое сопротивление тиристора;
UТ = (0,5…1,0)В – падение напряжения на тиристоре; (0,5 В)
Iт = IdH/3 – среднее значение тока тиристора выпрямительной схемы для трехфазной схемы;
IdH = 25 А – номинальное значение среднего выпрямленного тока;
q=2 – число одновременно проводящих тиристоров;
RK=mfLA – коммутационное сопротивление выпрямительной схемы ТП;
m=6 – число пульсаций выпрямленного напряжения за период питающей сети;
LA=LТРф=0,002 Гн – индуктивность цепи тиристора.
Iт=14,2/3 = 4,73 А
Динамическое сопротивление тиристора:
Ом
Коммутационное сопротивление выпрямительной схемы ТП:
Rк = 6∙ 50∙ 0,002 = 0,6Ом
Сопротивление силовой цепи преобразователя:
Rуп = 1,51676+0,085+0,6 = 2,2Ом