Аварии и неполадки газовых турбин и компрессоров
Ротор турбины работает при высокой температуре и на него воздействуют силы, пропорциональные квадрату частоты вращения. Наиболее опасно увеличение частоты вращения ротора выше установленной нормы. При этом разрушаются рабочие лопатки турбины. При значительном превышении частоты вращения разрушается и сам ротор, что приводит к разрушению корпуса турбины, а зачастую и здания электростанции.
При нормальной работе системы регулирования повышение частоты вращения при сбросе нагрузки невелико и автомат безопасности не вступает в работу. Основным условием безопасной работы роторов турбин и компрессоров является нормальное состояние системы регулирования, соответствующее требованиям «Правил технической эксплуатации», а также своевременное проведение необходимых испытаний и ремонтных работ.
. В наиболее тяжелых условиях работают рабочие лопатки турбины: на них воздействуют большие центробежные силы, потоки Газа., имеющие высокие скорости и температуры, переменные нагрузки. В этих условиях часто наблюдается усталостное разрушение1 лопаток турбины, бандажей, бандажной проволоки. Уста-
Щ . ■
лостные разрушения возникают вследствие того, что собственные частоты колебаний лопаток совпадают с частотой возмущающее силы, т. е. лопатки попадают в резонанс. Частота переменных усилий, действующих на лопатки со стороны газа, зависит от частоты вращения ротора. Даже при небольшом изменении частоты вращения лопатки могут попасть в резонанс и разрушиться через короткое время. Так как частота вращения ротора турбины зависит от частоты электрического тока сети, в которую включен электрический генератор, то работа его при пониженной частоте недопустима.
При усталостном разрушении происходит отрыв части или всей лопатки, части бандажа или бандажной проволоки. Отрыв одной лопатки обычно приводит к повреждению всех рабочих лопаток данной ступени, а также сопловых лопаток соседней ступени. Внешне повреждение рабочих лопаток проявляется в появлении слышимых металлических звуков и необычных шумов внутри турбины. Если слышны удары различной силы в проточной части или посторонние звуки турбину немедленно останавливают. \/ При поломке лопаток и "задеваниях в проточной части турбины возрастает вибрация ротора. О поломке нескольких рядов лопаток судят по снижению нагрузки при постоянном расходе топлива. '
При работе на запыленном воздухе или топливе высокой зольности лопатки турбины подвергаются эрозии. Как правило, эрозий подвергается рабочие лопатки со стороны входной кромки, а сопловые— со стороны выходной. Лопатки, поврежденные эрозией, легко обнаруживают при очередном ремонте и заменяют. Лопатки первых ступеней турбин обычно повреждаются окалиной или мелким сварочным гратом, остающимся после монтажа или ремонта. Поверхность их становится шероховатой, входные кромки имеют вмятины и загибы. При ремонте лопатки заменяют в зависимости от их состояния и наличия трещин. Эрозия и износ лопаток являются дополнительными источниками вибрации ГТУ.
Основными источниками вибрации являются наиболее массивные вращающиеся детали: роторы турбины, компрессора, электрического генератора и возбудителя. Причины, вызывающие повышенную вибрацию, могут быть различны. Одни из них связаны с особенностями конструкции установки, другие появляются в процессе ее изготовления и монтажа, третьи обусловлены режимом эксплуатации. При воздействии на ротор периодической силы, изменяющейся с частотой, равной одной из частот собственных колебаний, ротор попадает в резонанс. При этом отклонения ротора от положения равновесия будут наибольшими и его вибрация резко увеличивается. Когда ротор разгоняется до рабочей частоты вращения, он может один или несколько, раз попадать в резонанс с различными формами колебаний. Частоты вращения, на которых ротор попадает в резонанс, являются опасными для работы ГТУ. Этот период ее работы должен быть возможно короче. Для каждой ГТУ в инструкции по эксплуатации оговорены резонансные частоты вращения роторов.
Частоты собственных колебаний зависят от размеров ротора и «го массы. На значение резонансных частот влияет жесткость подшипников, корпуса турбины, компрессора и фундамента. Амплитуду вибрации измеряют на подшипниках. Если при первом пуске ГТУ амплитуда вибрации не укладывается в пределы оценки «хорошо», монтажная организация или завод-изготовитель проводят работы, необходимые для ее снижения.
Повышенную вибрацию может вызвать недостаточно тщательный монтаж ГТУ. Если оси подшипников выставлены неточно, появляется повышенная вибрация. Монтажная организация при этом должна провести дополнительные работы по устранению ее при-
/ЧИН.
\/ Если во время эксплуатации проточные части турбины и компрессора загрязняются отложениями", разбалансировка ротора может увеличиваться. К разбалансировке приводит также вылет рабочих лопаток, остаточный прогиб оси ротора из-за задеваний в уплотнениях, смещение обмотки ротора электрического генератора в пазах или лобовых частях, замыкание витков обмотки на землю или между собой. Вибрация повышается и в том случае, когда коробится корпус турбокомпрессора из-за неравномерного нагрева или заеданий между корпусами подшипников и фундаментными - плитами, препятствующих их свободному перемещению при прогреве и остывании.
\/ Повышенная вибрация турбокомпрессора может служить причиной разрушения газоходов, маслопроводов, водоводов, трубок, охладителей и других элементов. Под воздействием вибрации оседает фундамент, нарушается установка подшипников, что в свою очередь приводит к ее увеличению.
Совершенно недопустим заброс пламени в проточную часть турбины и горение топлива в ней, так как за 1—2 мин может сгореть значительная часть рабочих лопаток.
Некоторые виды разрушений рабочих и сопловых лопаток могут появляться после длительной работы турбины. Так, при слишком- быстрых пусках и остановах в рабочих и сопловых лопатках турбины возникают большие температурные напряжения, в результате которых появляются трещины в кромках лопаток из-за малоцикловой усталости металла. С каждым таким пуском и остановом трещины растут и в конечном счете лопатки разрушаются. По той же причине могут растрескиваться диски, ротор или корпус турбины.
По истечении длительного времени лопатки турбины могут разрушиться в результате исчерпания запаса длительной прочности. Это возможно, если лопатки выработали ресурс или работали при недопустимо высокой температуре газа. В первом -случае необходима своевременная замена рабочих лопаток, а во втором — строгое соблюдение температурного режима.
При содержании в воздухе вредных примесей может возникать коррозия лопаток, турбины и компрессора. При недостаточно хорошей очистке загрязненного топлива в газовой' турбине развивается высокотемпературная коррозия, появляются отложения на "сопловых и рабочих лопатках. Отложения вызывают уменьшение кпд турбины. Специфичным видом отложений является обледенение проточной части компрессора, работающего на холодном влажном воздухе. Наиболее эффективное средство борьбы — подогрев воздуха на входе в компрессор.
Если загрязнения проточной части компрессора избежать нельзя (например, при частых пыльных бурях), ее периодически чистят мягкими абразивами (минеральными и растительными отходами, мелкодробленой скорлупой плодовых косточек), вводя их "во всасывающий патрубок компрессора с помощью сжатого воздуха на работающей ГТУ. Кроме того, для удаления отложений промывают проточную часть компрессора водой или специальными составами при низкой частоте вращения.
Источником аварий и неполадок ГТУ могут также служить подшипники. Основной неисправностью подшипников турбины является подплавление баббитовой заливки и, как следствие, уменьшение осевого зазора между статором и ротором в упорном подшипнике и радиального в опорном. В том и другом случаях появляются задевания ротора о статор. Повреждение упорных подшипников возникает при увеличении осевого усилия, а опорных —при повышенной вибрации.
При плохом качестве заливки баббит может отслаиваться от вкладышей, особенно при работе подшипника в условиях повышенной вибрации. Как правило, повреждение подшипников не наступает мгновенно. Судить о нем можно заранее по увеличению температуры масла на сливе. В современных турбинах в баббит подшипников устанавливают термопары, с помощью которых измеряют его температуру.
,- Перегрев и подплавление колодок подшипников могут также произойти при снижении давления в системе смазки. Обычно устанавливается три контрольных уровня давления масла.. При снижении-давления масла до первого и второго уровней включаются соответственно резервный и аварийный маслонасосы, а при третьем контрольном уровне срабатывает электромагнитный выключатель, который подает сигнал на останов турбины. Если защита не срабатывает, турбину останавливает машинист.