Выбор главной схемы электрических соединений
Общие положения
Выбор главной схемы является определяющим при проектировании электрической части подстанции, так как она определяет полный состав элементов (трансформаторов, линий, коммутационной и другой первичной аппаратуры) и связей между ними.
Для выбора главной схемы электрических соединений должны быть заданы (или определены в результате промежуточных расчетов) следующие данные: напряжения, на которых выдается электроэнергия; схема сетей и число линий на каждом напряжении; величина перетоков мощностей между РУ разных напряжений.
На предварительном этапе разработке главной схемы электрических соединений (разработка структурной схемы) определяется число и мощность трансформаторов, связь между РУ разных напряжений.
В зависимости от конкретных условий намечается 2-3 близких варианта схемы. Для каждого из них определяются:
– методы ограничения токов короткого замыкания;
– схемы РУ на всех напряжениях;
– основное и резервное питание собственных нужд.
Выбор схем распределительных устройств
На выбор электрической схемы РУ влияет множество факторов, из которых основные: номинальное напряжение; число присоединений; их мощность; схема сети, к которой присоединяется данное РУ; очередность сооружения и перспектива дальнейшего расширения.
При выборе схем руководствуются рекомендациями, которые даются в Нормах технологического проектирования (НТП). В соответствии с рекомендациями подбирают конкурентоспособные варианты схем РУ (см. табл. 3.2.) и в результате технико-экономического сравнения принимают наиболее подходящие схемы.
Если в задании на курсовое проектирование для РУ задана общая мощность передаваемая линиями электропередач, то количество линий определяется исходя из дальности передачи и экономически целесообразных величин передаваемых мощностей для одной линии:
, (3.1)
где – величина активной мощности передаваемой от распределительного устройства;
– предел передаваемой активной мощности по одноцепной линии.
В таблице 3.1. даны предельные значения передаваемой мощности ( ) и длины ЛЭП различного класса напряжений.
Таблица 3.1
Напряжение линии, кВ | 6-10 | ||||||
Наибольшая длина передачи, км | 10-15 | 50-60 | 50-150 | 150-250 | 200-300 | 600-1200 | 800-1500 |
Наибольшая передаваемая мощность на одну цепь, МВт | 3-5 | 10-20 | 25-50 | 110-200 | 300-400 | 700-900 | 1800-2200 |
В зависимости от числа присоединений и номинального напряжения принимаются возможные схемы РУ.
Распределительные устройства 6-10 кВ входят в состав подстанций как главные распредустройства. От РУ отходит значительное число линий (фидеров) к местным потребителям. В РУ 6-10 кВ подстанций применяется одиночная секционированная система шин. Типовые схемы электрических соединений РУ низшего напряжения приведены на
рис. 3.1.
Рис. 3.1. Схемы электрических соединений РУ низшего напряжения
Таблица 3.2
Варианты схем распределительных устройств
Электрические схемы РУ | Наименование схемы | Область применения | |
Напряжение, кВ | Сторона подстанции | ||
1 | Два блока с выключателем и неавтоматической перемычкой со стороны линий | 35-110 | ВН |
2 | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и автоматической перемычкой со стороны линий | ВН | |
3 | Одинарная система шин | 6-35 | НН,СН |
4 | Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий | 110-220 | ВН |
5 | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформатора | ВН |
6 | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и дополнительной линией подключенной через два выключателя | ВН | |
7 | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и линий и дополнительной линией подключенной через два выключателя | ВН | |
8 | Четырёхугольник | 220-750 | ВН |
9 | Расширенный четырёхугольник | ВН | |
10 | Одна секционированная система шин с обходной с секционным и обходным выключателями | 110-220кВ | ВН |
11 | Двойная система система шин | 110-220 | ВН, СН |
12 | Двойная система шин с обходной с отдельными обходным и шиносоединительным выключателями | 110-220 | ВН,СН |
13 | Две секционированные выключателями системы шин с обходной с двумя ШСВ и двумя ОВ | 110-220 | ВН,СН |
14 | Трансформаторы – шины с присоединением линий через два выключателя | 330-750 | ВН |
15 | Трансформаторы – шины с полуторным присоединением линий | 330-750 | ВН |
16 | Полуторная схема | 330-750 | ВН |
В курсовом проекте рассматриваются возможные варианты схем РУ и в результате технико-экономического сравнения принимают наиболее рациональную схему. При прочих равных условиях предпочтение отдается схеме, в которой отключение цепей осуществляется меньшим числом выключателей.