Раздел 3 Управление и эксплуатация судна.

Управление одиночными самоходными судами

Основным расписанием по организации службы на судах является:

• Штатное расписание;

• Расписание по заведениям;

• Расписание вахт и судовых работ;

• Распорядок дня на судне;

• Расписание по приборкам;

• Расписание по тревогам.

В зависимости от типа и назначения суда могут составлять и другие расписания.

Все расписания (за исключением штатного) составляет первый штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписание утверждает капитан судна.

На самоходных судах, работающих круглосуточно, лицам командного состава устанавливается время несения вахт. Для остальных членов командного и рядового состава время несения и выполнения судовых работ устанавливает капитан.

При совмещении должностей (профессий) командный состав несёт вахты в часы, устанавливаемые для лиц командного состава судоводительской специальности.

При одновременном нахождении на судне капитана (механика) и капитана-дублёра (механика-дублёра) последний несёт вахты в часы, установленные для лица, которое он заменяет. Несение вахт по четырехстенному графику может быть организованно на всех судах кроме пассажирских при экипажном методе работы. В этом случае третий штурман несёт вахту с 0 до 3ч. совместно с капитаном, а третий помощник механика с 21 до 24ч. совместно с механиком.

Несение вахт по трехсменному графику организуется:

• При экипажном методе работе на грузовых и буксирных судах, где в штате не предусмотрены должности третьего штурмана и третьего помощника механика.

• На пассажирских судах. При этом третий штурман и третий помощник механика несут вахты совместно с капитаном и механиком.

• При бригадном методе работы с нахождением на судне трёх бригад.

Несение вахт по двухсменному графику организуется при бригадном методе работы с нахождением на судне каждой бригады не более 15 суток.

Работа экипажей по бригадному методу работы на ВВП и в морских водах с нахождение на борту одной бригады возглавляемой капитаном (капитаном-дублёром, сменным помощником капитана, сменным помощником командира и т.д.), организуется на судах при условии продолжительности смены не более 12ч.

Порядок смены бригад устанавливает судовладелец.

Суда (включая скоростные), работающие меньше суток, после работы могут сдаваться под охрану ответственному дежурному пункта ночного стоя. Порядок стоя определяет судовладелец.

Приём на работу и освобождение от работы членов экипажа (с последующим оформлением в отделе кадров по месту прописки судна), представление отгулов, объявление поощрений взысканий в период эксплуатации судна оформляются приказами капитана.

Капитан имеет право в зависимости от конкретных условий или особенностей судна, а также штатного расписания производить частичное перераспределение обязанностей производить частичное перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.

При совмещении должностей (профессий) командный состав несёт вахты в часы, установленные для лиц командного состава судоводительской специальности.

Несение вахт на данном судне.

Должность Время несения вахт
Капитан 04:00-08:00 16:00-20:00
1 штурман 00:00-04:00 12:00-16:00
2 штурман 08:00-12:00 20:00-00:00

3 штурман вахту несет вместе капитаном.

Рулевые-мотористы несут вахту по скользящему графику 6 часов через 12 часов.

Расписание по приборкам.

Должность Заведование
Капитан Организация службы и контроль.
Механик Отвечает за порядок в МО, ДГО, помещениях ЗИП, подсланевых вод, озанаторной, румпельного отделения. Руководит и непосредственно принимает участие в приборке МО.
1 штурман Отвечает за порядок на главной палубе, форпике, шкиперской, помещений рабочей одежды, сушилке Руководит и непосредственно принемает участие в большой приборке.
Рулевой-моторист №1 Ежедневно: Производит приборку в помещениях МО, румпельного отделения, тентовой и шлюпочной палубы, принимает и передает по вахте. Раз в неделю: Производит приборку главной, шлюпочной, тентовой палубы, надстройки. Большая приборка: Производит приборку главной, шлюпочной, тентовой палубы, надстройки.
Рулевой-моторист №2 Ежедневно: Производит приборку в помещениях МО, румпельного отделения, буксировочной палубы, кормы, принимает и передает по вахте. Раз в неделю: Правый ДГ, ДГО-2, правая сторона машинного отделения. Большая приборка: Производит приборку главной, шлюпочной, тентовой палубы, надстройки.
Рулевой-моторист №3 Ежедневно: Производит приборку в помещениях МО, румпельного отделения, главной палубы, принимает и передает по вахте. Раз в неделю: Моет баллоны для воздуха, компрессор 1 и 2, котел, гидрофор, заднюю стенку МО. Большая приборка: Проиводит приборку в помещениях шкиперской, форпика, фекальной цистерны, озонаторной кладовой ЗИП, в сушилке производственной одежды.
Матрос Ежедневно: Убирает жилые помещения, рулевую рубку, бытовые помещения. Раз в неделю: Производит замену постельного белья. Моет стекла в ходовой рубке. Большая приборка: Производит приборку главной, шлюпочной, тентовой палубы, надстройки.
Повар Ежедневно: Производит приборку на камбузе и в столовой. Раз в неделю: Производит приборку холодильника. Большая приборка: Производит приборку производственной кладовой, размораживает и моет холодильники

Распорядок дня

На судне устанавливается следующий примерный распорядок дня:

Распорядок дня   Время судовое, ч. мин
Подъем 07.00
Завтрак 07.30 – 80.30
Работы по судну 08.00 – 12.00
Обед 12.00 – 13.00
Работы по судну 13.00 – 18.00
Ужин 18.00 – 19.00
Политическая, экономическая и техническая учёба, культурно – массовые мероприятия, личное время   19.00 – 23.00
Отбой 23.00

Наши рекомендации