Подготовка тепловоза к работе в зимних условиях

Успешная работа тепловозов зимой в значительной мере зависит от своевременной и качественной подготовки их к работе в условиях низ­ких температур и правильного ухода за тепловозом со стороны локомо­тивных бригад. Эксплуатация тепловозов в зимнее время осложняется тем, что снег, попадая в электрические машины, вызывает понижение

величины сопротивления изоляции, резкий перепад температур, воды и масла приводит к нарушению уплотнения и течи, к обводнению топли­ва и смазки, что отрицательно сказывается на работе узлов дизеля. Под­готовка тепловозов к работе в зимних условиях совмещается с осенним комиссионным осмотром, при котором производится тщательный ос­мотр всего оборудования и устранение обнаруженных неисправностей. При подготовке тепловозов к работе в зимних условиях выполняются следующие работы: отепление тепловозов; перевод работы узлов тре­ния на зимние сорта смазки; защита от попадания снега электрического и вспомогательного оборудования; подготовка деповского и экипиро­вочного хозяйств, обеспечивающая обслуживание и работу тепловозов в зимнее время; инструктаж локомотивных бригад по вопросам обслу­живания тепловозов в зимнее время.

Отепление тепловоза

Проверяют и приводят в исправное состояние отеплительные чех­лы и рейки секций холодильника, кузовные щиты и чехлы на жалюзи вентилятора кузова, щитки для тяговых двигателей и фильтрующие рамки с мешковиной, устройства для перепуска горячего воздуха к фронту секций холодильника, мешковину для отсеков аккумуляторов батарей. Проверяют и восстанавливают утепление трубопроводов:

• топливного — трубы от топливного бака до настильного листа
рамы тепловоза, всасывающий трубопровод от бака до фильтров гру­
бой очистки топлива, трубки контрольно-измерительных приборов;

• водяного — трубы от калорифера до сливной трубы и от водяно­
го коллектора до калорифера;

• масляного — наружный участок сливной трубы из картера дизе­
ля, а также сливные трубки контрольно-измерительных приборов;

• воздушного — вводы труб, соединяющих главные резервуары,
нагнетательный воздухопровод и пылеуловитель.

Перед утеплением проверяют, нет ли течи и подсоса воздуха в трубопроводах. Трубопроводы протирают насухо и покрывают техническим войлоком, который стягивают шпагатом, покрывают тафтяной лентой и надежно бандажируют проволокой. Во избежа­ние пропитывания изоляции маслом и топливом покрывают изоли­рованные участки труб черной эмалью или жидким стеклом и про­сушивают.

Заделывают все неплотности в кабине машиниста и кузове тепло­воза, уплотняют войлоком места прохода труб через настильный лист и стену кузова, ремонтируют, монтажные люки кузова. Приводят в исправное состояние двери, выдвижные окна кабины машиниста, проверяют плотность их прилегания, уплотнение лобовых стекол ка­бины машиниста и исправность внутренней обшивки кабины. При­водят в исправное состояние жалюзи холодильника и воздуходувки, обращая внимание на плотность прилегания створок друг к другу, наличие и исправность замков на секторах привода жалюзи, исправ­ность пневматического привода жалюзи.

Проверяют исправность и нормальную работу топливоподогрева-теля и отопительно-вентилянионную установку. Для обеспечения бес­перебойной работы узлов трения при понижении температуры окру­жающей среды ниже 5 °С заменяют летние смазки на зимние в полном соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ 2635.

По дизелю и вспомогательному оборудованию. При температуре наружного воздуха +5—О °С необходимо навесить чехлы на жалюзи и открыть четыре люка на диффузоре холодильной камеры. Навеши­вать чехлы целесообразно так, чтобы секции охлаждения воды дизе­ля (левая сторона холодильника) были открыты на 1/2 фронта секций в верхней части. Чехлы со стороны секций охлаждения воды надду­вочного воздуха (правая сторона холодильника) навешивают, остав­ляя открытой вверху 1/3—1/4 фронта свободной. Чехлы на масляные жалюзи навешиваются, оставляя свободным 1/7 фронта секций сверху. Выход рейки гидропривода вентилятора необходимо ограничить до 25—30 мм. На всех тепловозах включаются в работу топливоподог-реватели; трехходовой кран устанавливается в положение слива топ­лива на эвекцию. Продувают трубопроводы выхода смеси противо­пожарной установки. Проверяют исправность и работу стеклоочис­тителей.

По электрическому оборудованию. Для обеспечения устойчивой работы электрического оборудования в зимнее время проводят сле­дующие работы.

1. В период осеннего комиссионного осмотра проверяют:

• уплотнение крышек смотровых люков и исправность замков всех электрических машин;

• исправность снегозащитных устройств;

• качество изоляции выводных кабелей тяговых электродвигате­
лей, их крепление в клещах. Нарушенную изоляцию необходимо вос­
становить, бандажировку в местах соединения кабелей покрыть изо­
ляционным лаком;

• целостность гибких вентиляционных каналов и плотность их
прилегания в местах разъемов. Поврежденные места восстанавлива­
ют;

• исправность кабелей межтепловозных соединений и параллель­
ного соединения аккумуляторных батарей, правильность подвески,
исправность крышек розеток межтепловозных соединений и подку-
зовного освещения, плотность закрытия фонарей, качество изоляции
подходящих к ним проводов;

• работу калориферов, обогревателей ног, антиобледенителей;

• работу термореле, электроманометров, электротермометров, кон­
тролирующих температуру воды и масла.

2. До выпадения первого снега:

• закрывают вентиляционные каналы отсеков аккумуляторных
батарей мешковиной;

• устанавливают рамки, обтянутые мешковиной, на всасывающие
фильтры вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей. От­
крывают люки на всасывающих патрубках вентиляторов охлаждения
тяговых двигателей для забора воздуха из дизельного помещения.
Дверцы люков фиксируют в открытом положении, предотвращающем
их самопроизвольное закрывание;

• устанавливают глухие снегозащитные щиты на боковые и ниж­
ние вентиляционные окна тяговых электродвигателей;

• переводят забор воздуха для охлаждения тягового генератора из
дизельного помещения;

• для уменьшения величины разрежения в дизельном помещении
открывают и укрепляют заслонки кожуха статора тягового генерато­
ра для выброса воздуха в дизельное помещение.

Целесообразно открывать люки на внутренних стенках шахты хо­лодильника для того, чтобы в холодильную камеру поступал воздух, предварительно прогретый в кузове. При стоянке тепловоза менее 20 мин, низкой температуре окружающего воздуха и боковом ветре дизель, как правило, не останавливают. При остановке дизеля в зим-

нее время для предотвращения застывания масла в трубках секций температуру масла необходимо поддерживать не ниже 55—60 °С.

В начале каждой стоянки тепловоза продолжительностью свыше одного часа плотно закрывают чехлами фронт секций с обеих сторон холодильника, необходимую часть боковых жалюзи расчехляют толь­ко перед отправлением поезда. Серийные магистральные тепловозы оборудуют механическими щитовыми чехлами с цепной передачей к подвижному щиту. Такой привод зачехления боковых жалюзи тепло­воза позволяет при резко изменившихся климатических условиях устанавливать подвижной щит в любое промежуточное положение в пути следования тепловоза.

При длительных стоянках тепловоза в ожидании работы или ре­монта необходимо температуру воды и масла поддерживать периоди­ческими пусками дизеля. Перед постановкой тепловоза в ремонт ди­зель прогревают до температуры воды 60 °С. Воду сливают при темпе­ратуре 20—55 °С. При осмотре тяговых электродвигателей проверяют, нет ли снега и льда на крышках смотровых люков. Перед открытием крышки удаляют снег или лед во избежание попадания их внутрь элек­тродвигателя. Войлочные уплотнения крышки должны быть исправ­ными. Увлажнение изоляции и запотевание коллектора, щеткодержа­телей, медных частей коллекторов и реле происходит при постановке тепловоза с мороза в теплое стойло без предварительного прогрева электрооборудования. Во избежание отпотевания частей электрообо­рудования необходимо вводить тепловоз в депо только с прогретыми электродвигателями и генератором. Прогревают электрические маши­ны током во время езды на тракционных путях с подтормаживанием колесных пар. В случае обнаружения запотевания коллекторов и дру­гих частей их протирают чистой сухой салфеткой, затем продувают теплым сухим сжатым воздухом, после чего измеряют сопротивление изоляции мегомметром. Сопротивление изоляции электрических ма­шин должно быть не менее 0,5 МОм. Меньшее значение сопротивле­ния изоляции указывает на ее увлажнение. В этом случае изоляцию необходимо прогреть теплым воздухом от специального калорифера или током до восстановления допускаемой величины сопротивления. Особую осторожность следует соблюдать при выдаче под поезд тепло­воза, продолжительное время находившегося на морозе без передви­жения. Переохлаждение щеток электрических машин, наличие отло-

жении инея или корки льда на коллекторах тяговых электродвигателей могут вызвать разрушение щеток или переброс электрической дуги по коллектору при резком увеличении нагрузки генератора.

Наши рекомендации