Подготовка тепловоза к работе в зимних условиях
Успешная работа тепловозов зимой в значительной мере зависит от своевременной и качественной подготовки их к работе в условиях низких температур и правильного ухода за тепловозом со стороны локомотивных бригад. Эксплуатация тепловозов в зимнее время осложняется тем, что снег, попадая в электрические машины, вызывает понижение
величины сопротивления изоляции, резкий перепад температур, воды и масла приводит к нарушению уплотнения и течи, к обводнению топлива и смазки, что отрицательно сказывается на работе узлов дизеля. Подготовка тепловозов к работе в зимних условиях совмещается с осенним комиссионным осмотром, при котором производится тщательный осмотр всего оборудования и устранение обнаруженных неисправностей. При подготовке тепловозов к работе в зимних условиях выполняются следующие работы: отепление тепловозов; перевод работы узлов трения на зимние сорта смазки; защита от попадания снега электрического и вспомогательного оборудования; подготовка деповского и экипировочного хозяйств, обеспечивающая обслуживание и работу тепловозов в зимнее время; инструктаж локомотивных бригад по вопросам обслуживания тепловозов в зимнее время.
Отепление тепловоза
Проверяют и приводят в исправное состояние отеплительные чехлы и рейки секций холодильника, кузовные щиты и чехлы на жалюзи вентилятора кузова, щитки для тяговых двигателей и фильтрующие рамки с мешковиной, устройства для перепуска горячего воздуха к фронту секций холодильника, мешковину для отсеков аккумуляторов батарей. Проверяют и восстанавливают утепление трубопроводов:
• топливного — трубы от топливного бака до настильного листа
рамы тепловоза, всасывающий трубопровод от бака до фильтров гру
бой очистки топлива, трубки контрольно-измерительных приборов;
• водяного — трубы от калорифера до сливной трубы и от водяно
го коллектора до калорифера;
• масляного — наружный участок сливной трубы из картера дизе
ля, а также сливные трубки контрольно-измерительных приборов;
• воздушного — вводы труб, соединяющих главные резервуары,
нагнетательный воздухопровод и пылеуловитель.
Перед утеплением проверяют, нет ли течи и подсоса воздуха в трубопроводах. Трубопроводы протирают насухо и покрывают техническим войлоком, который стягивают шпагатом, покрывают тафтяной лентой и надежно бандажируют проволокой. Во избежание пропитывания изоляции маслом и топливом покрывают изолированные участки труб черной эмалью или жидким стеклом и просушивают.
Заделывают все неплотности в кабине машиниста и кузове тепловоза, уплотняют войлоком места прохода труб через настильный лист и стену кузова, ремонтируют, монтажные люки кузова. Приводят в исправное состояние двери, выдвижные окна кабины машиниста, проверяют плотность их прилегания, уплотнение лобовых стекол кабины машиниста и исправность внутренней обшивки кабины. Приводят в исправное состояние жалюзи холодильника и воздуходувки, обращая внимание на плотность прилегания створок друг к другу, наличие и исправность замков на секторах привода жалюзи, исправность пневматического привода жалюзи.
Проверяют исправность и нормальную работу топливоподогрева-теля и отопительно-вентилянионную установку. Для обеспечения бесперебойной работы узлов трения при понижении температуры окружающей среды ниже 5 °С заменяют летние смазки на зимние в полном соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ 2635.
По дизелю и вспомогательному оборудованию. При температуре наружного воздуха +5—О °С необходимо навесить чехлы на жалюзи и открыть четыре люка на диффузоре холодильной камеры. Навешивать чехлы целесообразно так, чтобы секции охлаждения воды дизеля (левая сторона холодильника) были открыты на 1/2 фронта секций в верхней части. Чехлы со стороны секций охлаждения воды наддувочного воздуха (правая сторона холодильника) навешивают, оставляя открытой вверху 1/3—1/4 фронта свободной. Чехлы на масляные жалюзи навешиваются, оставляя свободным 1/7 фронта секций сверху. Выход рейки гидропривода вентилятора необходимо ограничить до 25—30 мм. На всех тепловозах включаются в работу топливоподог-реватели; трехходовой кран устанавливается в положение слива топлива на эвекцию. Продувают трубопроводы выхода смеси противопожарной установки. Проверяют исправность и работу стеклоочистителей.
По электрическому оборудованию. Для обеспечения устойчивой работы электрического оборудования в зимнее время проводят следующие работы.
1. В период осеннего комиссионного осмотра проверяют:
• уплотнение крышек смотровых люков и исправность замков всех электрических машин;
• исправность снегозащитных устройств;
• качество изоляции выводных кабелей тяговых электродвигате
лей, их крепление в клещах. Нарушенную изоляцию необходимо вос
становить, бандажировку в местах соединения кабелей покрыть изо
ляционным лаком;
• целостность гибких вентиляционных каналов и плотность их
прилегания в местах разъемов. Поврежденные места восстанавлива
ют;
• исправность кабелей межтепловозных соединений и параллель
ного соединения аккумуляторных батарей, правильность подвески,
исправность крышек розеток межтепловозных соединений и подку-
зовного освещения, плотность закрытия фонарей, качество изоляции
подходящих к ним проводов;
• работу калориферов, обогревателей ног, антиобледенителей;
• работу термореле, электроманометров, электротермометров, кон
тролирующих температуру воды и масла.
2. До выпадения первого снега:
• закрывают вентиляционные каналы отсеков аккумуляторных
батарей мешковиной;
• устанавливают рамки, обтянутые мешковиной, на всасывающие
фильтры вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей. От
крывают люки на всасывающих патрубках вентиляторов охлаждения
тяговых двигателей для забора воздуха из дизельного помещения.
Дверцы люков фиксируют в открытом положении, предотвращающем
их самопроизвольное закрывание;
• устанавливают глухие снегозащитные щиты на боковые и ниж
ние вентиляционные окна тяговых электродвигателей;
• переводят забор воздуха для охлаждения тягового генератора из
дизельного помещения;
• для уменьшения величины разрежения в дизельном помещении
открывают и укрепляют заслонки кожуха статора тягового генерато
ра для выброса воздуха в дизельное помещение.
Целесообразно открывать люки на внутренних стенках шахты холодильника для того, чтобы в холодильную камеру поступал воздух, предварительно прогретый в кузове. При стоянке тепловоза менее 20 мин, низкой температуре окружающего воздуха и боковом ветре дизель, как правило, не останавливают. При остановке дизеля в зим-
нее время для предотвращения застывания масла в трубках секций температуру масла необходимо поддерживать не ниже 55—60 °С.
В начале каждой стоянки тепловоза продолжительностью свыше одного часа плотно закрывают чехлами фронт секций с обеих сторон холодильника, необходимую часть боковых жалюзи расчехляют только перед отправлением поезда. Серийные магистральные тепловозы оборудуют механическими щитовыми чехлами с цепной передачей к подвижному щиту. Такой привод зачехления боковых жалюзи тепловоза позволяет при резко изменившихся климатических условиях устанавливать подвижной щит в любое промежуточное положение в пути следования тепловоза.
При длительных стоянках тепловоза в ожидании работы или ремонта необходимо температуру воды и масла поддерживать периодическими пусками дизеля. Перед постановкой тепловоза в ремонт дизель прогревают до температуры воды 60 °С. Воду сливают при температуре 20—55 °С. При осмотре тяговых электродвигателей проверяют, нет ли снега и льда на крышках смотровых люков. Перед открытием крышки удаляют снег или лед во избежание попадания их внутрь электродвигателя. Войлочные уплотнения крышки должны быть исправными. Увлажнение изоляции и запотевание коллектора, щеткодержателей, медных частей коллекторов и реле происходит при постановке тепловоза с мороза в теплое стойло без предварительного прогрева электрооборудования. Во избежание отпотевания частей электрооборудования необходимо вводить тепловоз в депо только с прогретыми электродвигателями и генератором. Прогревают электрические машины током во время езды на тракционных путях с подтормаживанием колесных пар. В случае обнаружения запотевания коллекторов и других частей их протирают чистой сухой салфеткой, затем продувают теплым сухим сжатым воздухом, после чего измеряют сопротивление изоляции мегомметром. Сопротивление изоляции электрических машин должно быть не менее 0,5 МОм. Меньшее значение сопротивления изоляции указывает на ее увлажнение. В этом случае изоляцию необходимо прогреть теплым воздухом от специального калорифера или током до восстановления допускаемой величины сопротивления. Особую осторожность следует соблюдать при выдаче под поезд тепловоза, продолжительное время находившегося на морозе без передвижения. Переохлаждение щеток электрических машин, наличие отло-
жении инея или корки льда на коллекторах тяговых электродвигателей могут вызвать разрушение щеток или переброс электрической дуги по коллектору при резком увеличении нагрузки генератора.