Выбор марки и расчет сечения обмоточного провода
Выбор марки провода производится в зависимости от номинального напряжения, класса нагревостойкости, условий работы АД, исполнения, мощности двигателя и экономических соображений. Выбираем провод марки ПЭВ–2.
Расчетное сечение провода с изоляцией определяется по формуле:
, (45)
где – коэффициент заполнения паза.
Таблица 3 - Значения коэффициентов заполнения паза.
Обмотка | при мощности двигателя, кВт | ||
до 1 | 1…10 | 10…100 | |
1-слойная | 0,4…0,44 | 0,44…0,48 | 0,518…0,52 |
2-слойная | 0,35…0,39 | 0,38…0,42 | 0,48…0,52 |
мм2.
По сечению провода определяется расчетный диаметр провода с изоляцией:
, (46)
где a’ – число параллельных сечений, не больше 4-х (принимаем a’=1).
мм.
Из таблицы [приложение 11. Лит.1] выбираем для провода ПЭВ–2 стандартный диаметр провода с изоляцией:
мм.
Диаметр провода без изоляции:
мм.
Проверим, подходит ли этот провод для данного магнитопровода:
, (47)
.
Провод удовлетворяет заданному условию.
Определим стандартное сечение провода из формулы (46):
мм2.
мм2.
Фактический коэффициент заполнения паза из формулы (45):
;
.
Обмотка двигателя будет изготовлена проводом:
.
Расчет размеров секций (длина витка)
Определение длины витка необходимо для установки шаблона при изготовлении секций катушечных групп, а также для последующих расчетов.
Виток состоит из 2-х активных и 2-х лобовых частей, следовательно, средняя длина витка:
, (48)
где – пазовая (активная) длина витка, м;
– длина лобовой части витка, м.
Длина лобовой части витка обмотки определяется из формулы:
, (49)
где –поправочный коэффициент;
– средняя ширина секции, м;
– коэффициент запаса, м.
Средняя ширина секции определяется по формуле, м:
, (50)
м.
Таблица 4 - Значения поправочного коэффициента и коэффициента запаса.
Сердечник статора, намотанный отдельно | Сердечник статора, намотанный непосредственно в корпусе | |||
, м | , м | |||
1,25 | 0,02 | 1,30 | 0,03 | |
1,30 | 0,02 | 1,35 | 0,03 | |
1,40 | 0,02 | 1,50 | 0,03 | |
1,50 | 0,02 | 1,55 | 0,03 |
Принимаем , .
м;
м.
Расчет массы обмотки
Расчет массы обмотки, в частности, необходим для получения обмоточного провода со склада.
Масса металла обмотки провода определяется путем умножения плотности проводникового материала на объем провода, кг:
, (51)
где g – плотность проводникового материала, кг/м3, (для меди – 8900 кг/м3).
кг.
Масса обмотки провода с изоляцией и с учетом «отрезок» принимается равным:
, (52)
кг.
Электрическое сопротивление изоляции обмотки одной фазы
Постоянному току в холодном состоянии
Определяется для сравнения (выявления дефектов) при контрольных и типовых испытаниях.
Электрическое сопротивление одной фазы обмотки постоянному току в холодном состоянии ( ) определяется из выражения, Ом:
, (53)
где – удельное сопротивление проводника,для меди – 0,0172 Ом×мм2/м.
Ом.
Расчет номинальных данных
К номинальным данным относятся следующие величины:
– мощность, кВт;
– напряжение, В;
– ток, А;
– частота тока, Гц;
– частота вращения ротора, мин-1;
– коэффициент мощности;
– коэффициент полезного действия;
– схема соединения обмотки.
Номинальный ток
Номинальный фазный ток двигателя равен произведению плотности тока на сечение провода, с учетом параллельных ветвей и сечений, А:
, (54)
где – плотность тока, А/мм.
Плотность тока, необходимая при определении номинального тока двигателя, выбирается в зависимости от мощности и исполнения машины. Предварительное значение плотности тока берется из справочных данных и проверяется по линейной нагрузке двигателя. Принимаем плотность тока равной 8 А/мм [1]:
А.
Линейная нагрузка двигателя представляет собой произведение тока в проводнике на число проводников во всех пазах, приходящихся на 1 м длины окружности внутренней расточки статора:
, (55)
А/м.
Результат вычислений линейной нагрузки сравниваем с допустимым значением, она должна входить в пределы 15000 –20000 [1], условие не выполняется. В таких случаях допускается увеличить плотность тока для получения оптимальной линейной нагрузки. Принимаем А/мм.
А;
А/м.
Номинальная мощность
Расчетная номинальная мощность трехфазного асинхронного двигателя (мощность на валу) определяется по выражению:
, (56)
Величины коэффициента мощности и КПД принимаем по каталожным данным [1] в пределах (для n=1500 мин-1): сos j=0,65…0,74; h=0,57…0,72.Принимаем коэффициент мощности сos j=0,74 и коэффициент полезного действия h=0,72:
кВт.
Полученное значение мощности Рн округляем до ближайшего стандартного Рн ГОСТ =0,12 кВт [3]. Фактическую плотность тока определяем из формулы (54):
.
определяем по справочным данным исходя из мощности принятого двигателя: А.
Отсюда получаем:
А/мм2.
Фактическую плотность тока еще раз проверяем по линейной нагрузке по формуле (55):
А/м.
Т. к. линейная нагрузка в пределах нормы, то расчет двигателя прекращаем и составляем задание обмотчику.
Задание обмотчику
Таблица 5 - Задание обмотчику.
№ | Наименование | Статор |
Тип двигателя | 4AА56А4У3 | |
Номинальная мощность, кВт | 0,12 | |
Номинальное напряжение, В | ||
Номинальный ток, А | 0,34 | |
Частота вращения номинальная, мин-1 | ||
Частота тока, Гц | ||
7 | Схема соединения | D/Y |
0,74 | ||
, % | ||
Тип обмотки | петлевая | |
Масса провода, кг | 0,35 | |
Марка и сечение провода | ||
Число параллельных сечений, шт. | ||
Число витков в секции, шт. | ||
Число секций в катушке, шт. | ||
Длина витка, м | 0,2638 | |
Количество катушек, шт. | ||
Шаг обмотки, шт. | ||
Число параллельных ветвей, шт. |