Конструкция легкой грузовой стрелы
Легкая грузовая стрела — стальная цельнотянутая или сваренная из отдельных кусков труба с утолщением в средней части. Шпор стрелы шарнирно соединяется с мачтой (рисунок 7.1) или грузовой колонной. Для этого к мачте или колонне на конструктивно заданной высоте от палубы приварен башмак 1, имеющий а нижней части подпятник с несквозным отверстием 2, в верхней — проушину. В проушину и отверстие в подпятнике вставляется штырь— вертлюг, который имеет на верхнем конце плоскую головку с отверстием.
Шпор стрелы заканчивается вилкой 5 с двумя проушинами, которая соединяется с головкой вертлюга болтом 4, имеющим на конце нарезку для гайки и отверстие под шплинт. Такое соединение позволяет стреле поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Перед постановкой на место вертлюга в башмак вставляют стопорное кольцо 8, в которое ввернуты два стопорных болта 7, а выше — обойма (серьга) 6 с отверстием для крепления нижнего направляющего блока грузового шкентеля.
На нок стрелы насаживают бугель с четырьмя симметрично расположенными обухами или обухи приваривают непосредственно к ноку стрелы. К верхнему и боковым обухам прикрепляют снасти бегучего такелажа стрелы, а к нижнему подвешивают блок грузового шкентеля.
Рисунок 7.1-Схема соединения шпора легкой Рисунок 7.2 - Бегучий такелаж легкой
грузовой стрелы с мачтой грузовой стрелы
Бегучий такелаж стрелы (рисунок 7.2) предназначен для установки се в нужное положение и выполнения грузовых операций. Основными тросами такелажа являются топенант, оттяжки и грузовой шкентель.
Топенант 2 служит для установки и удержания стрелы в наклонном положении. В качестве топенантов используют металлические тросы большой прочности, так как при грузовых операциях они испытывают значительную нагрузку. Коренной конец топенанта, имеющий огон
с коушем, прикреплен такелажной скобой к верхнему обуху нокового бугеля 3 , а ходовой конец проведен через топенант- блок 1, закрепленный на мачте или салинге, и прикреплен к палубе.
Крепление ходового конца топенанта и установка стрелы в нужное положение осуществляются по-разному. В простейшем случае ходовой копен топенанта, заделанный огоном, присоединен к тройнику 11, соединенному с длиннозвенной цепью 8. К тройнику прикреплен также коренной конец лопаря 9топенанта, а его ходовой конец проведен через отводной блок 7 на,турачку грузовой лебедки 6.Для подъема нока и закрепления его в нужном положении сматывают грузовой шкентель с барабана лебедки, накладывают на турачку лопарь топенанта и, выбирая его, поднимают стрелу до нужного положения, после чего застопоривают топенант, соединив звено цепи с палубным обухом. Затем, осторожно потравливая лебедкой лопарь топенанта, переносят нагрузку па цепной стопор, снимают с турачки и закрепляют лопарь.
Часто поднимают и опускают стрелу не одиночным лопарем топенанта, а через двухшкивмые тали. Верхний блок талей присоединяют к тройнику цепного стопора, а нижний — к палубному обуху. При установке стрелы ходовой конец лопаря талей также заводят на турачку грузовой лебедки.
Для опускания стрелы в обоих случаях предварительно сматывают грузовой шкентель с барабана лебедки, накладывают на турачку ходовой конец лопаря топенанта или талей и подбирают его для ослабления цепного стопора. Затем отдают стопор, и осторожно лебедкой опускают стрелу до нужного положения, после снова берут топенант на цепной стопор.
В грузовом устройстве некоторых судов цепной, стопор отсуттвует, а ходовой конец топенанта постоянно закреплен на барабане специальной топенантной вьюшки, которая приводится в движение от грузовой лебедки. Вьюшка имеет на валу два барабана:
- на одном закреплен и намотан ходовой конец топенанта, а на другом — небольшой трос (свистов). Свободный конец свистова при подъеме (опускании) стрелы накладывается на турачку лебедки и при ее включении заставляет вращаться топенантный барабан. Вьюшка снабжена храповым стопорным устройством.
На современных судах такие вьюшки имеют самостоятельный электрический привод и называются топенантными лебедками. Устанавливают также грузовые лебедки специальной конструкции, которые имеют на валу два барабана: грузовой и топенантный. Последний может соединяться с валом и отсоединяться от него посредством разобщительной муфты.
Оттяжки служат для поворота стрелы в горизонтальной плоскости и удержания ее в неподвижном положении. Каждая стрела снабжена двумя оттяжками: правого и левого борта. Оттяжка состоит из мантыля 4 и талей 5. Мантыль - это стальной трос, один конец которого присоединен к боковому обуху нокового бугеля стрелы, а другой — к верхнему подвижному блоку талей, основанных растительным тросом. Неподвижный блок талей прикреплен к палубному обуху или рыму. В нужное положение стрелы устанавливают вручную или лебедками потравливанием одной оттяжки и выбиранием другой. После того как стрела установлена, оттяжки обтягивают (втугую) и закрепляют за утки на фальшборте.
При больших нагрузках стрелу закрепляют дополнительно двумя контроттяжками — стальными гибкими тросами. Контроттяжка одним концом прикрепляют к ноковому бугелю или нижнему концу мантыля, а другим — к уткам на фальшборте или кнехтам.
Грузовой шкентель служит для подъема и опускания груза посредством грузовой лебедки. Это гибкий стальной трос, имеющий не менее чем шестикратный запас прочности. Одним концом шкентель 13 прикреплен к барабану грузовой лебедки и наматывается на него ровными шлагами. Свободный конец шкентеля проведен через нижний грузовой блок 10 вдоль стрелы, а затем через грузовой блок 12, подвешенный к нижнему обуху нокового бугеля. К шкентелю присоединен грузовой гак 15 с вертлюгом и противовесом 14. Вертлюг препятствует закручиванию шкентеля, а противовес выбирает его слабину при опускании гака без груза. Чтобы шкентель в свободном положении не провисал, к стреле снизу (примерно на половине ее длины) прикреплен поддерживающий хомут.
У стрел грузоподъемностью свыше 3 т топенант и грузовой шкентель основывают, как правило, в виде талей, что дает выигрыш в силе и уменьшает усилие сжатия в стреле.
Многие сухогрузные суда имеют, кроме легких грузовых стрел, одну-две тяжеловесные. Последние предназначены для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов, поэтому к надежности таких стрел, их оборудованию и такелажу предъявляют особые требования. Крепление и оснастка стрелы должны обеспечить уменьшение нагрузки на мачту, стрелу и грузовую лебедку при погрузке и выгрузке тяжеловесов.
На морских судах устанавливают стрелы обычные, перекидные, переносные и др.
Обычная тяжеловесная стрела (рисунок 7.3) представляет собой прочную стальную трубчатую конструкцию 9 с утолщением в средней части. Для уменьшения напряжения на мачту шпор стрелы шарнирно соединен не с башмаком на мачте, а с вертлюжным устройством на специальном палубном фундаменте 12.
Рисунок 7.3 – Обычная тяжеловесная стрела и ее такелаж
К ноку стрелы сверху и снизу приварены прочные скобы. К нижней скобе подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей — грузовых гиней 6. На некотором расстоянии от нока в корпус стрелы врезан стальной шкив 5 для проводки ходового лопаря гиней, который затем проводят на барабан грузовой лебедкой не вдоль стрелы, а вдоль мачты через отводной блок 1. Такая проводка ходового конца лопаря грузовых гиней уменьшает усилие сжатия в стреле при подъеме груза.
К нижнему подвижному блоку гиней подвешена прочная грузовая скоба или двурогий гак с Рвертлюгами. К верхней скобе на ноке стрелы присоединен подвижный блок гиней топенанта 4, а их неподвижный блок закреплен на мачте. Ходовой конец топенант- гиней проведен вдоль мачты на топенантную лебедку. Применение грузовых и топенантных гиней дает большой выигрыш в- силе, что позволяет использовать для подъема груза ту же грузовую лебедку, которая обслуживает легкие стрелы. (В оснастке стрел сравнительно небольшой грузоподъемности вместо грузовых и топенантных гиней применяются тали с меньшим числом шкивов — шкентель- и топенант-тали.)
К боковым ноковым обухам стрелы присоединены мантыли 10, соединенные с талями оттяжек 11. Тали основаны гибким стальным лопарем. Ходовые концы лопарей через отводные блоки проведены на лебедки. Ниже врезанного в стрелу шкива к стреле сверху приварен обушок 7, к которому прикреплен коренной конец горденя 8У служащего для уборки стрелы по-походному. Ходовой конец горденя заведен через отводной блок 2 на турачку лебедки. Стрелу закрепляют по-походному в вертикальном положении. Для этого на салинге имеется бугель с хомутом либо гнездо с наметкой 3,
Перед установкой стрелы в рабочее положение проверяют состояние и правильность проводки ее такелажа, опробуют работу лебедок на холостом ходу.
Эксплуатация легких грузовых стрел
Работа одной стрелой применяется в основном для разовых подъемов груза. Технология переноса груза с причала в трюм заключается в следующем. Устанавливают стрелу в рабочее положение, выбирая при этом такой угол ее наклона, чтобы переносимый груз не задевал за фальшборт или леерное ограждение. Работу выполняют трое: двое на оттяжках и один на грузовой лебедке. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, вываливают стрелу за борт так, чтобы ее нок оказался над грузом. Оттяжки надежно закрепляют, и лебедчик поднимает на шкентеле груз. Затем оттяжками поворачивают стрелу так, чтобы она оказалась над просветом люка, закрепляют оттяжки и лебедкой груз опускают в трюм.
Рисунок 7.3 - Схема работы двумя спаренными стрелами способом «на телефон»
Такой способ позволяет использовать полную грузоподъемность стрелы. Однако грузовой цикл, занимает много времени и требует постановки трех человек на каждую стрелу; причем двое из них вручную разворачивают стрелу в горизонтальной плоскости. Этот недостаток устранен изменением оснастки грузовой стрелы, позволившим механизировать процесс погрузки и выгрузки.
Работа двумя спаренными стрелами способом «на телефон» (рисунок 7.3) нашла наиболее широкое применение. В этом случае внутренние оттяжки обеих стрел отсоединяют от обухов на ноковых бугелях и к ним присоединяют блоки талей, основанные растительным тросом. Эти тали называются центральной оттяжкой, или «телефоном». Ходовой конец лопаря талей проводят вдоль стрелы и закрепляют около ее шпора за утку.
На установке стрел в рабочее положение должны работать 5 чел.: двое на боковых оттяжках и контроттяжках, двое на лебедках и один на ходовом конце «телефона». Освобождают стрелы от крепления по-походному, разносят боковые оттяжки и контроттяжки к бортам судна и закрепляют оттяжки на планшире или палубе так, чтобы угол между стрелой и оттяжкой был наибольшим. Потравливая равномерно боковые оттяжки и выбирая одновременно лебедками топенанты обеих стрел, устанавливают их под нужным углом наклона. Затем боковыми и центральной оттяжками одну стрелу («люковую») устанавливают над люком, другую («забортную») вываливают за борт. Все оттяжки и контроттяжки выбирают втугую и надежно закрепляют. Шкентели обеих стрел и грузовой гак соединяют специальной трехзвенной скобой или иным способом.
Перемещают груз два лебедчика. Быстрым потравливанием шкентеля «люковой» стрелы массу грузового гака с противовесом переносят на шкентель «забортной» стрелы, а затем травят его и подают гак к грузу. Закрепленный на гаке груз поднимают лебедкой «забортной» стрелы выше фальшборта, а «люковой» лебедкой подбирают лишь слабину шкентеля. Затем начинают выбирать шкентель «люковой» стрелы и потравливать шкентель «забортной», переводя массу груза с «забортной» стрелы на «люковую». Это делают так, чтобы груз все время оставался на высоте его подъема. Когда груз полностью перейдет на шкентель «люковой» стрелы, его плавно опускают этим шкентелем в трюм, одновременно потравливая шкентель «забортной» стрелы. Указанные операции на практике совмещают, что сокращает продолжительность грузового цикла.
Работа «на телефон» требует большого внимания и высокой квалификации лебедчиков. Особая осторожность нужна при переводе груза с одной стрелы на другую, так как при этом нагрузка на шкентели возрастает с увеличением угла между ними. Поэтому при работе спаренными стрелами разрешается поднимать груз, масса которого не превышает 50 % грузоподъемности одной стрелы, а максимальный угол между шкентелями не должен превышать 120°
Легкие стрелы закрепляют по-походному, как правило, в горизонтальном положении. Медленно потравливая топенант и удерживая стрелу от горизонтальных помещений посредством оттяжек, опускают нок стрелы, в специальное гнездо и набрасывают на него сверху наметку с чекой. Такие гнезда устанавливают на переборках надстроек, рубок и в других местах. При отсутствии постоянно закрепленных гнезд предусматривается установка на фиксированных местах постоянных или съемных металлических стоек с гнездами для ноков стрел.
После закрепления стрелы в гнезде закрепляют по-походному ее такелаж. Гак грузового шкентеля закладывают за палубный рым у мачты носком вверх и закаболивают для предупреждения его самопроизвольного выкладывания при ослаблении троса, а затем лебедкой обтягивают втугую шкентель. Нижние блоки оттяжек отсоединяют от палубных рымов или обухов; закладывают за рымы у шпора стрелы, лопари талей обтягивают и закрепляют на мачтовой утке. Свободную часть лопаря укладывают в бухту и подвешивают у мачты. Грузовой шкентель и лопари талей оттяжек принайтовливают в нескольких местах к стреле.
Для того чтобы убрать легкую стрелу по-походному вертикально вдоль мачты предусматривается ее надежное крепление на салинге — бугель с хомутом или гнездо с наметкой. Стрелу подтягивают к мачте топенантом и им же или специальным горденем затягивают в гнездо.
7.3 Люковые закрытия
Грузовые люки — большие вырезы в палубах над грузовыми трюмами. На твиндечных судах они располагаются один над другим. В верхней палубе люки ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом — комингсом — высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами. Люковые закрытия по способу закрывания и открывания грузовых люков подразделяют на простые и механизированные.
Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладывают в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы /почины верхней палубы покрывают брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладывают и скрепляют с комингсом люка окованные деревянные шины. Люки в твиндеках обычно закрывают только лючинами.
Простые люковые закрытия недостаточно надежны, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуют механизированными люковыми-закрытиями.
Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставят и снимают грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Их подразделяют на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.
Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Такое закрытие представляет собой металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По-походному крышку закрепляют винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.
Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рисунок 7.4 а). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости. Крышки соединены цепями 4, тросами или металлическими тягами.
Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. Существуют закрытия системы Мак-Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка (рисунок 7.4, б) имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3. Ведущие ролики опираются на направляющие полки I(см. рисунок 7.4, а), комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше. чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса их желобки остаются за внешними краями направляющих полок.
Рисунок 7.4 – Люковые закрытия системы Мак-Грегора
В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5. Открываются и закрываются трюмы посредством тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8 (рисунок 7.4, в). Для отката крышек ходовой конец троса закрепляют за утку 10 ведущей крышки 9 (см. рисунок 7.4, а). При натяжении троса все крышки начинают откатываться на ведущих роликах по направлению силы тяги. При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие ролики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием силы тяжести поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки занимают вертикальное положение под рострами грузовой рубки.
Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, выбирают лебедкой, расположенной по другую сторону люка, или той же лебедкой 8 (см. рисунок 7.4, б), проведя трос через блок на противоположной стороне люка. При натяжении троса ведущая крышка тянет за собой остальные, Когда она доходит до упора, первая крышка 6 занимает горизонтальное положение. После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки одна к другой. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка — винтовыми задрайками.
Перед открытием люка крышки немного приподнимают, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых одна к другой крышек может повредиться резиновое уплотнений. Для подъема крышек имеются специальные приспособления различных конструкций.
Простейшее откидное закрытие — стальная крышка, закрывающая весь люк. Она соединена шарнирно с комингсом и при открытом люке устанавливается в вертикальном положении.
Для закрывания больших грузовых люков применяются закрытия, состоящие из нескольких секций, соединенных между собой. Они бывают двух- и трехсекционные, одностворчатые, откидывающиеся в нос или в корму судна, и четырехсекционные, двустворчатые, попарно откидывающиеся в обе стороны. Для подъема крышек и установки их на место применяется преимущественно гидропривод и реже — тросовый привод с тягой от лебедок.
Одностворчатое двухсекционное закрытие с гидравлическим приводом, шарнирно соединенное с кормовым комингсом-люка (рисунок 7.5, а), состоит из двух секций: ведущей 5 и ведомой 5. Секции в створке соединяются между собой двумя-тремя межсекционными и одной-двумя холостыми петлями. Первые являются основными а вторые служат дополнительными шарнирами. Ведущая секция соединена шарнирно с фундаментом 10 двумя-тремя силовыми петлями , а каждая петля —с гидроцилиндрами 11 Фундаменты и гидроцилиндры находятся за просветом люка у комингса. На одной из петель есть нажимной ролик для воздействия на рычаг конечного выключателя при открывании люка.
Рисунок 7.5 – Откидные люковые закрытия
Каждая секция состоит из сплошных поперечных и разрезных продольных балок, приваренных снизу к стальному настилу секций. По периметру секций изнутри установлены угольники, образующие пазы, в которые вклеены уплотнительные прокладки и угловые закладыши из губчатой резины. Уплотнителями между секциями служат бурты и планки. Предусмотрена система для стока и отвода воды, проникшей через уплотнение, с выходом в дренаж и водосборники.
На ведомой секции установлены два кронштейна с катками 2. На горизонтальных полках продольных комингсов люка для катков имеются две направляющие дорожки 6 с уклоном в районе кормового комингса. Уклон облегчает раскатывание секции в начале закрывания люка. У носового поперечного комингса дорожки имеют аналогичный уклон 13, который обеспечивает плавное, без затирании уплотнение стыка. Для обжатия секций по периметру закрытий установлены быстродействующие задрайки 12. Вертикальные стыки между секциями защищены от прямых ударов волн щитками 4. Для стопорения створок при открывании люка имеются упоры 9, а положение створок при открытом люке фиксируется двумя цепными стяжками 7.
При открывании люка ведущая секция под давлением штока поршня гидроцилиндра медленно поднимается, увлекая за собой ведомую секцию. В начальный момент закрывания люка гидроцилиндры сталкивают секции, а в дальнейшем они раскатываются и укладываются на место под действием силы тяжести. Гидроцилиндры в этом случае служат для торможения и плавного закрывания люка.
Четырехсекционное, двустворчатое закрытие отличается от рассмотренного в основном тем. что оно состоит из четырех секций, соединенных попарно в две створки. Каждая из створок двумя силовыми петлями соединена шарнирно с фундаментом и с гидроцилиндрами. Створки открываются в нос и в корму независимо одна от другой. Для надежного торцового уплотнения между створками служат клинья и механизмы разъема.
Управление работой закрытий осуществляется с электрических щитов, установленных в водозащищенных ящиках под полкой комингса люка
Люк с односторонним трехсекционным закрытием с тросовым приводом (рис. 67 б) открывают и закрывают лебедками, выбирая тросы соответственно 1 и 2.
Наматываемые закрытия применяются сравнительно редко.
Техническая эксплуатация грузового устройства
Грузовое устройство должно содержаться в исправном состоянии, необходимом для безопасного и интенсивного проведения грузовых операций, сохранности перегружаемых грузов и тары. Поэтому, кроме проведения периодических осмотров в установленные сроки, такелажное оснащение, важнейшие детали и механизмы осматривают перед каждой погрузочно-разгрузочной операцией.
В соответствии с Правилами Регистра каждая ответственная деталь грузового устройства должна иметь клеймо с указанием допустимой рабочей нагрузки. На каждую грузовую стрелу- наносят четкую надпись о допустимой грузоподъемности и дате испытания.
Грузовые шкентели и топенанты должны быть цельными по всей длине (без соединений, сплесней и надрыва стрендей) запрещается.
Применять в грузовых устройствах трос, если в любом его месте на длине, равной 8 диаметрам троса, общее число лопнувших проволок превышает 10 % их общего числа, а также ржавые и сильно деформированные тросы. Не разрешается подвергать тросы сильным изгибам. С этой целью диаметры шкивов блоков должны быть равны не менее 13 диаметрам троса для тросов, часто используемых в блоках, и не менее 7.5 диаметрам для тросов, используемых эпизодически.
Топенантные цепи очищают от ржавчины и окрашивают. Запрещается использование цепей, имеющих звенья с трещинами или износим, составляющим 10 % первоначального диаметра и более.
Вертлюги грузовых гаков должны быть хорошо расхожены и смазаны, штыри скоб грузовых гаков завинчены до места. Штыри, занимающие в скобе вертикальное положение, устанавливают головкой кверху, чтобы они не могли выпасть в случае самоотвинчивания. Грузовые скобы, применяемые вместо гаков для подъема тяжеловесов. должны иметь штыри, удерживаемые на месте чеками или шпильками
Блоки периодически смазывают, чтобы их шкивы свободно вращались. Не допускается использование блоков с трещинами на щеках, оковке или шкиве, с разогнутым гаком или растянувшейся скобой. со стершимся нагелем или поврежденной втулкой. Каждая отремонтированная пли замененная съемная деталь должна иметь клеймо и сертификат об испытании ее пробной нагрузкой.
Обслуживание грузовых лебедок (кранов) должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации судовых технических средств. При обслуживании механизированных люковых закрытий надлежит руководствоваться указаниями заводских инструкций.
Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. Правила техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные приемы работы с люковыми закрытиями, при подготовке и эксплуатации грузового устройства, выполнении грузовых операций.
Так, перед работой с закрытиями системы Мак-Грегрра места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись «Проход закрыт». Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.
Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно застопорены, запрещается оставлять их не застопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут выполняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ: между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем. чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люковых закрытий с гидравлическим приводом.
На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными запрещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения перегрузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.
Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Переносить осветительные люстры, подвешенные на шкертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.
Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят инструктаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в качестве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются матросы первого класса и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства. К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально подготовленные члены экипажа, фамилии которых объявлены приказом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только опытные матросы первого класса.
Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что перемещение не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.
Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического срабатывания систем электрической защиты.
Литература: [4]:с.127-153, [3]: с.202-230; [7]: с.163-183.
Вопросы для самоконтроля
1. Как установить легкую стрелу в рабочее положение н закрепить по-походному?
2. Как осуществляется погрузка н выгрузка обычной стрелой и стрелой- краном?
3. Как работают двумя стрелами способом «на телефон»?
4. Что представляют собой съемные и откатываемые люковые закрытия?
5. В чем заключается уход за грузовым устройством?
6. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с механизированными люковыми закрытиями?
7. В чем особенности грузовых систем танкера?
8Общесудовые и специальные системы и их элементы
8.1 Назначение и классификация судовых систем
Судовыми системами называется сеть трубопроводов с арматурой, механизмами и приборами, предназначенная для перемещения жидкостей или газов по судну.
Все системы судна делятся по назначению на общесудовые и системы энергетической установки. Первые обеспечивают производственно-бытовые нужды всего судна в целом, вторые - работу судовых двигателей и механизмов.
Общесудовые системы обеспечивают на судах:
- балластировка судна - прием, перекачка и удаление водяного балласта для изменения остойчивости или посадки судна;
- борьбу за непотопляемость судна — удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна;
- борьбу с пожарами на судне;
- поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна — условий обитаемости;
- подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;
- удаление грязной воды с судна;
- погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.
Таблица 8.1 - Классификация судовых систем
Группа систем | Системы | Назначение |
Трюмные | Осушительные (осушительная, водоотливная) | Откачка воды из трюмной части судна |
Балластные (балластная, креновая, дифферентная) | Прием, перекачка и удаление водяного балласта для изменения остойчивости или посадки судна | |
Воздушных труб, измерительных труб | Сообщение судовых цистерн с атмосферой, измерение уровня жидкости в цистернах, льялах и пр. | |
Противопожарные | Пожарной сигнализации | Обнаружение возможного пожара |
Водотушения, объемного тушения (паротушения, газотушения), пенотушения, жидкостная | Тушение пожаров водой, паром, негорючими газами, пеной Тушения пожара посредством подачи огнегасительной жидкости | |
Искусственного микроклимата | Вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, рефрижераторные | Поддержание заданной температуры и состава воздуха в судовых помещениях |
Санитарные | Бытового водоснабжения (питьевой, мытьевой, забортной воды) Сточно-фановые (фановая, сточная, шпигатная) | Подача пресной и забортной воды к бытовым потребителям Отвод использованных вод от санитарных устройств и помещений и дождевых вод с палуб |
Специальные на танкере | Грузовая, зачистная, газоотводная, подогрева груза, мойки танков и др. | Прием и выдача жидкого груза, обеспечение сохранной перевозки груза |
Осушительная система. Назначение этой системы — удаление из нижней части корпуса, из льял накопившейся там влаги через не плотности различных соединений (фланцев, дейдвуда и т. п.), в результате отпотевания, разливов воды во время уборки и по другим причинам. Поступление забортной воды может быть обусловлено возникновением неплотностей в обшивке судна, поэтому контроль за уровнем воды в льялах является важной обязанностью вахтенной службы.
При аварийной водотечности (пробоины, трещины обшивки корпуса) приводят в действие более мощные водоотливные средства. Имеется также система перепуска воды из помещений или отсеков, где отсутствуют осушительные или водоотливные средства, в другие помещения, где такие средства имеются.
Балластная система. Эта система предназначена для приема, откачки или перекачки забортной воды с целью изменения крена или дифферента судна, для улучшения его остойчивости, изменения осадки. В нее входят балластные цистерны (танки, отсеки), трубопроводы, насосы и др., которые в ряде конструкций выполняют те же функции в осушительной или водоотливной системе. Балластные цистерны обычно заполняют полностью (запрессовывают), так как частично заполненная емкость отрицательно влияет на остойчивость судна из-за переливания жидкости с борта на борт.
Противопожарная система. Цель создания противопожарной системы — предупреждение о загорании, задымлении или значительном повышении температуры в помещениях судна, а также подача огнегасящих веществ к очагу пожара и предупреждение распространения огня.
Пожарная сигнализация бывает различных типов. Чаще всего в нее входят теплочувствительные датчики, установленные на подволоках помещений (кают, коридоров и т. п.). Электрически они соединены с общим табло, размещенным в посту управления судном.
Водяная пожарная система для тушения огня водой состоит из трубопроводов, пожарных рожков, при которых размещены пожарные шланги с наконечниками, позволяющими создать сильную струю или рассеянное орошение. В помещениях, предназначенных для хранения огнеопасных веществ, может быть предусмотрено водяное орошение, включающееся автоматически при повышении температуры с одновременной подачей сигнала тревоги на посты управления судном. В отдельных местах устанавливают устройства для создания водяных завес, препятствующих распространению огня или охлаждающих какие- либо конструкции при пожаре.
Существуют также системы паротушения, с помощью которых горящее помещение может быть заполнено паром, что препятствует поступлению воздуха к очагу пожара.
Горящие нефтепродукты тушат с помощью системы пенотушения, подающей пенообразующую жидкость сжатым воздухом либо жидкость, образующую огнегасящую пену в результате химической реакции.
Для тушения пожара может также применяться система углекислотного тушения: горящее помещение заполняется углекислым газом (реже инертным газом) из баллонов, где он хранится под высоким давлением.
Паротушение и углекислотное тушение применяются в помещениях, которые можно герметизировать, предварительно эвакуировав людей. Эти системы, как правило, имеют дистанционное управление (чаще механическое) с постов, вынесенных на верхнюю палубу.
На судне во множестве на видных и доступных местах размещены портативные огнетушители (пенные и углекислотные) обычных типов.
Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Вентиляция судовых помещений оборудуется для следующих целей: создания комфортных условий по температуре, влажности и составу воздуха и жилых и других помещениях; удаления вредных продуктов (дыма, газа и др.) из производственных помещений, например машинных и котельных отделений, цехов; создания оптимальных условий хранения грузов, материалов снабжения (например, вентиляция трюмов).
Вентиляция бывает естественная и искусственная. Естественная вентиляция обеспечивается за счет ветра и разности температур через вентиляционные грибки и раструбы, открытые иллюминаторы, двери и т.д.
Искусственная вентиляция (вдувная и вытяжная) обеспечивается через систему вентиляционных воздухопроводов с помощью воздуходувных устройств, приводимых в действие от электродвигателей. Искусственная вентиляция на судах, плавающих в тропических районах, может сочетаться с системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает заданную температуру и влажность независимо от внешних условий.
Санитарные системы. Отопление на судах бывает водяное, электрическое (электрогрелки), воздушное (подача подогретого воздуха через вдувную искусственную вентиляцию) или паровое (на современных судах уже не применяется).
Система бытового водоснабжения обеспечивает подачу воды для различных нужд. Питьевая вода подается на камбуз, в питьевые фонтанчики, сатураторные установки и др. Она хранится в специальных цистернах, за ее качеством осуществляется санитарный контроль, проводятся бактерицидные мероприятия.
Мытьевая вода подается на умывальники, в душевые, к ваннам, баням и т. п. как в холодном, так и в подогретом виде по отдельным трубопроводам.
Забортная вода для санитарных нужд поступает в гальюны, для приборки на верхней палубе, а также может подаваться в душевые.
В необходимых случаях для обеспечения больших расходов пресной воды на судах могут быть установлены опреснительные устройства.
Фановая система оборудуется для сбора и последующего удаления с судна загрязненных и фекальных вод.
Специальные судовые системы производственно-технологического назначения. В зависимости от типа и назначения судна к этому виду систем могут относиться также топливная и холодильная системы, производственные системы пресной и забортной воды и канализации, система рыбьего жира и др.
Рефрежираторная система служит для обеспечения низкой температуры в трюмах, где хранится рыбная или другая скоропортящаяся продукция, для замораживания морепродукции, производства льда, а также охлаждения провизионных кладовых, в которых хранятся запасы провизии для экипажа судна.