Колесная пара электровоза ЭП1.
Колесная пара электровоза ЭП1 состоит из оси на которую напрессованы зубчатое колесо, 2-х ходовых колес, состоящих из колесных центров, бандажей и бандажных колец.
Ось колесной пары кованая из специальной осевой стали. Для монтажа колес, зубчатого колеса и букс на ней имеются специально обработанные участки: буксовые, предподступичные, подступичные шейки и шейка под центр зубчатого колеса. Все поверхности, за исключением торцов, подвергаются шлифовке и упрочняющей накатке роликом.
На буксовых шейках имеется резьба М170х3 для торцовых гаек, закрепляющих приставные кольца роликовых подшипников. На торцах оси нарезано по два отверстия М16 для крепления планок, предохраняющих гайки от отвинчивания. После окончательной механической обработки ось проверяют дефектоскопом на отсутствие трещин и внутренних дефектов.
Бандаж.изготовливается из специальной стали по ГОСТ 398-96. Размеры выполняются по ГОСТ 52660-2005. Профиль бандажа по ГОСТ 11018-2000.
Посадка бандажа осуществляется с натягом при температуре 260 – 320 С. Перед посадкой бандаж проверяется магнитным дефектоскопом на отсутствие трещин.
Для предупреждения сползания с колёсного центра бандаж застопорен стальным кольцом специального профиля. Собранное колесо с колёсным центром, бандажом, зубчатым колесом и бандажным кольцом напрессовано на ось усилием 102 – 148 тс. Величина натяга не должна превышать 0,28 мм.
Формирование колёсных пар производят в соответствии с инструкцией ЦТ-329.
технические характеристики:
v Диаметр колеса по кругу катания, мм……………………………………….1250+5
v Расстояние между внутренними торцами бандажей, мм…………………..1440+1
v Ширина бандажа, мм………………………………………………………….140+3–2
v Толщина нового бандажа по кругу катания…………………………………90+2,5
Блок зубчатого колеса:
Зубчатая передача шевронная, односторонняя.
Состоит из центра зубчатого колеса, двух зубчатых венцов закрепленных на центре зубчатого колеса при помощи призонных болтов, корпуса подшипников, подшипников, лабиринтных крышек. Два венца образуют шеврон со следующими параметрами:
- Число зубьев – 85.
- Модуль нормальный – 10 мм
- Угол наклона зубьев – 24о37'12"
- Толщина зуба на высоте 10,087 мм - 16,006 мм
Отличие от унифицированной колесной пары ВЛ80:
- Зубчатое зацепление одностороннее, шевронное.
- Колесный центр не имеет удлиненной ступицы для посадки зубчатого колеса.
- БЗК садится непосредственно на шейку оси КП.
- БЗК составное – состоит из колесного центра, венцов и призонных болтов.
- отсутствуют посадочные поверхности под подшипники МОП.
п. 10.3. ПТЭ: Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах подвижной состав и специальный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
б) при скоростях движения до 120 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, а также у мотор-вагонного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения — более 7 мм, у мотор-вагонного и специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений—более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов — более 9 мм;
Толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;i
в) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
Г) ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава, а также у тендеров паровозов и вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками более 1 мм, а у тендеров более 2 мм.
При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой—не свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.
При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона мотор-вагонного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторного вагона, мотор-вагонного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/ а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона мотор-вагонного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены.
ЦТ-329.Ослабление бандажного кольца более, чем в 3-х местах: по его окружности суммарной длинной ослабленного места более 300/0общей длины окружности кольца, а также ближе 100 мм от замка кольца. Выщербину, раковину или вмятину на поверхности катания глубиной более 3,0 мм ,длиной более 10,0 мм.
Выщербину или вмятину на вершине гребня длиной более 2 мм.
Разницу прокатов у левой и правой стороны колёсной пары более 2мм.
Ослабление бандажа на колёсном центре, зубчатого колеса на оси или ступице колёсного центра, пальцев тягового привода в отверстиях приливов колёсного центра, цельнокатаного колеса или колёсного центра на оси.
Опасную форму гребня ( параметр крутизны -менее 6,0мм для профилей с чертёжной высотой гребня 30 мм и более; менее5,5мм-для профилей с чертёжной высотой гребня 28,0).
Остроконечный накат гребня в зоне поверхности на расстоянии 2мм от вершины гребня и до 13мм от круга катания.
Острые поперечные риски и задиры на шейках и предподступичных частях осей.
Протёртое место на средней части оси локомотива глубиной более 4,0мм.
Местное или общее увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более 6,0мм.
Толщину бандажей колёсных пар менее(мм) ВЛ60в/и –45; ВЛ80,ВЛ85 в без снежное время по разрешению начальника дороги допускается-40мм.