Огни и знаки судов на ходу, на якоре и на мели
Огни на судах должны быть выставлены от захода до восхода солнца, а при ограниченной видимости — также и в период от восхода до захода. Знаки выставляют днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно должно нести одновременно навигационные огни и знаки (приложение 6).
Судно с механическим двигателем на ходу несет топовый огонь впереди, а если длина судна более 50 м, — то дополнительно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5 м, а также бортовые и кормовой огни. Суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять второй топовый огонь. Если длина судна менее 12 м, то оно может вместо указанных огней выставлять топовый огонь (или вместо него белый круговой огонь) И бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре, который устанавливают в ДП судна. Если длина судна менее 7 м и его максимальная скорость не превышает 7 уз, оно может выставлять лишь один белый круговой огонь, а бортовые только в случае, если практически возможно их выставить.
Судно на воздушной подушке в дополнение к топовым, бортовым и кормовому огням выставляет желтый круговой проблесковый огонь.
Парусное судно на ходу несет бортовые и кормовой огни, а в дополнение к ним может нести на топе или около топа мачты два круговых огня, расположенных по. вертикальной линии, верхний из которых красный, а нижний зеленый. Если длина судна менее 20 м, то бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляют на тоне или около топа мачты. В этом случае круговые красный и зеленый огни не выставляют.
На парусном судне длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, следует иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который заблаговременно выставляют для предупреждения столкновения. Аналогичные требования предъявляют к судну, идущему на веслах.
Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, оно несет огни судна с механическим двигателем, а днем — знак в виде конуса вершиной вниз.
Рыболовное судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова, выставляет:
- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых зеленый, а нижний белый;
- топовый огонь позади и выше кругового зеленого (суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять такой огонь);
- бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).
Суда, занятые тралением вблизи одно от другого, могут показать характер своей деятельности выставлением следующих круговых огней, расположенных по вертикальной линии: когда они выметывают снасти, — двух белых; когда они выбирают снасти, — белого огня над красным; когда снасть зацепилась за препятствие, — двух красных огней.
При парном тралении каждое судно направляет луч прожектора вперед и в сторону другого судна этой пары.
Если судно ловит рыбу кошельковым неводом и его движение затруднено снастью, оно может указать на это выставлением по вертикальной линии двух желтых огней, дающих попеременно каждую секунду проблески с одинаковой продолжительностью света и затмения. Судно, занятое ловом рыбы не траловыми снастями (сетями, ярусными крючковыми снастями и др.), несет такие же огни, как и судно, занятое тралением, с той лишь разницей, что вместо верхнего кругового зеленого огня оно несет круговой красный огонь. Если выметанные снасти простираются в море' по горизонтали более чем на 150 м от судна, то дополнительно выставляют в направлении этих снастей круговой белый огонь, расположенный ниже рыболовных и выше бортовых огней, а днем — знак в виде конуса вершиной вверх.
Днем все рыболовные суда выставляют на наиболее видном месте по вертикальной линии знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, а если длина судна менее 20 м, то вместо этого знака — корзину.
Суда, занятые ловом рыбы, несут только указанные огни и знаки независимо от того, находятся ли они на ходу или стоят на якоре. Если рыболовное судно не занято ловом рыбы, то оно несет огни, предписанные судам соответствующей длины.
Судно, лишенное возможности управляться, выставляет два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии; бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды). Днем выставляют два шара, расположенных аналогично круговым огням. При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или шар.
Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, выставляет три круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний и нижний из которых красные, а средний белый; топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды). Днем судно несет три знака, расположенных аналогично круговым огням, верхний и нижний из которых шары, а средний ромб. При стоянке на якоре в дополнение к указанным круговым огням или знакам судно выставляет якорные огни или шар.
Судно на мели в дополнение к якорным огням выставляет по вертикальной линии два красных круговых огня, а днем - три шара, расположенных аналогично огням. От обязанности выставлять якорный огонь освобождены суда длиной менее 7 м, если они находятся за пределами узкости, мест якорной стоянки, а также районов обычного движения судов. Судно длиной менее 12 м, сидящее на мели, может выставлять только якорный огонь или шар.
Судно с механическим двигателем, маневрируя на виду у другого судна, показывает свой маневр сигналами, подаваемыми судовым свистком: один короткий звук означает «Я изменяю свой курс вправо»; два коротких звука — «Я изменяю свой курс влево»; три коротких звука — «Мои движители работают на задний ход». Они могут сопровождаться световыми сигналами: одним, двумя или тремя белыми проблесками, имеющими соответственно те же значения.
Когда суда находятся на виду одно у другого в узком проходе или на фарватере и одно судно намеревается обогнать другое, обгоняющее судно подает судовым свистком два продолжительных звука и вслед за ними один короткий при намерении обогнать судно по правому борту; два продолжительных и вслед за ними два коротких звука при намерении обогнать [to левому борту. Другое,- обгоняемое, судно подтверждает свое согласие на обгон подачей сигнала свистком: продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звуки.
Когда суда, находящиеся на виду одно у другого, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого или сомневается в том, предпримет ли последнее какое-либо действие для предупреждения столкновения, судно подает не менее пяти коротких и частых звуков свистком. Сигнал может сопровождаться подачей не менее пяти коротких и частых проблесков.
При приближении к изгибу прохода или фарватера, за которым другие суда могут быть не видны, судно подает продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом, отвечает на сигнал продолжительным звуком.
Звуковые сигналы подают также при плавании в условиях ограниченной видимости.
Судно с механическим двигателем, а также толкающее судно, жестко сочлененное с толкаемым, имеющие ход относительно воды, подают через промежутки не более 2 мин по одному продолжительному звуку, а не имеющие хода — через такие же промежутки по два продолжительных звука с интервалом между ними примерно 2 с.
Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать, стесненные своей осадкой, парусные, занятые ловом рыбы, буксирующие или толкающие не сочлененное жестко с ними другое судно, занятые ловом рыбы на якоре, а также суда, ограниченные в возможности маневрировать, выполняющие работу и стоящие при этом на якоре, подают через промежутки не более 2 мин по три последовательных звука: одному продолжительному и по два коротких.
На судах, стоящих на якоре, через промежутки не более I мин учащенно звонят в колокол примерно в течение 5 с. На судне длиной 100 м и более этот сигнал подают в носовой части и немедленно вслед за ним в кормовой части учащенный сигнал гонгом приблизительно в течение 5 с. Для предупреждения приближающихся судов судно может дополнительно подавать три последовательных звука свистком: короткий, продолжительный и короткий.
звука: один продолжительный и три коротких, вслед за сигналом буксирующего судна.
Судно на мели подает сигнал колоколом, а если длина такого судна 100 м и более, то и гонгом так же, как и судно, стоящее на якоре, и дополнительно три отдельных отчетливых удара в колокол перед каждым учащенным звоном и после него. Судно длиной менее 12 м не обязано подавать такие сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 мин
При необходимости привлечь к себе внимание других судов любое судно может подавать световые или звуковые сигналы, отличные от установленных МППСС-72, или направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.
Сигналы бедствия
Сигналы бедствия используют только в том случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи. К ним относятся звуковые и зрительные сигналы:
- пушечные выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы, с промежутками около 1 мин;
- непрерывный звук, издаваемый любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
- ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
- сигнал, переданный по радиотелеграфу или с использованием любой другой сигнальной системы, состоящий из следующего сочетания звуков по азбуке Морзе:...—...(SOS);
- сигнал, переданный по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова : «МЭДЭ»;
- сигнал бедствия по Международному своду сигналов NC;
- сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;
- пламя на судке (например, от горящей смоляной или мазутной бочки и др.);
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
- дымовой сигнал (выпуск клубов дыма оранжевого цвета);
- медленно повторяемое поднятие и опускание рук,
- вытянутых в стороны;
- радиотелеграфный и радиотелефонный сигналы тревоги;
- сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения и установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.
Литература: [4]: с.201-216; [7]: с. 478-500; [19].
Вопросы для самоконтроля
1. Как подразделяют судовые средства связи и сигнализации?
2. Что представляют собой световые и звуковые пиротехнические средства сигнализации?
3. Как ведутся переговоры между судами с использованием флагов МСС?
4. Каковы обязанности матроса-наблюдателя во время ходовой вахты?
5. Какие огня н знаки выставляют на ходу н на якоре суда с механическим двигателем, буксирующие и буксируемые (при различных способах буксировки), парусные, рыболовные, лишенные возможности управляться, ограниченные в возможности маневрировать, лоцманские прн исполнении лоцманских обязанностей?
6. Какие звуковые сигналы подают суда при плавании в условиях ограниченной видимости?
7. Какие сигналы бедствия установлены МППСС-72?
Список литературы
Основная литература:
1. Бендус И. И. Теория и устройство судна: учебное пособие для студ. ВУЗ III-IV уровней акредитации/ И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2008. – 241с.
2. Бендус И.И., Снигирева Л.М. Теория и устройство судна, часть 2: учебное пособие/ И.И. Бендус., Л.М.Снигирева, Керчь.: КГМТУ, 2011. – 152с., ил.
3. Данилов А.Т. Современное морское судно: учебник/А.Т. Данилов.- СПб: Судостроение, 2011. – 448 с.
4. Замоткин А.П. Морскоя практика для матроса: учебное пособие / А.П. Замоткин. – М: Транспорт. 1993. – 253 с.
5. Жинкин В.Б. Теория и устройство корабля: учебник / В.Б. Жинкин. – СПб: Судостроение. 2010. - 408 с.
6. Жуков Б.П. Судовые спасательные средства. М.: Транспорт, 1984
7. Шупик В.П.,Основы морского дела: учебник/ В.П. Шупик.- М.: Моркнига, 2012. – 585 с,
8. Кулагин В.Д. Теория и устройство морских промысловых судов: учебное пособие / В.Д. Кулагин. - Л.: Судостроение, 1986 . – 392 с.
9. Лушников Е.М., Рамм В.О., Шупик В.П., Основы морского дела, судовождения и промышленного рыболовства: Е.М. Лушников.-М.: ВО «Агропромиздат», 1989. – 192 с.
10. Международный свод сигналов (МСС-65). – Изд. Гидрографического управления МО, 1968. – 171 с.
11. Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рыбопромыслового флота Российской Федерации (НБЖР – 99) Гипрорыбфлот. – С.- Пб. 1999.
12. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации М.: Транспорт, 1997
13. Фрид Е. Г. Устройство судна: учебник / Е.Г. Фрид. - Л.: Судостроение, 1993.
14. Шатров В.И., Устройство и управление шлюпкой: учебное пособие/В.И. Шатров.-М.: РосКонсульт, 1998. – 84 с.
Дополнительная литература:
15. Дунаевский Е.Я. Спасание на море. Л.: Судостроение, 1991
16. Ливчак И.Ф. Охрана окружающей среды М.: Агропромиздат, 1992
17. Минько В.М. Безопасность труда в промышленном рыболовстве 1991. М.: Агропромиздат,
18. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации» от 28.07. 2000 г., № 576
19. Международные правила предупреждения столкновений судов в море,1972 (МППСС-72) / С. Л. Ефимов: М.: Изд-во РосКонсультант: МГАВТ, 2001. - 82 с.
20. Международный свод сигналов (МСС -1965) / под ред. Гильбо Г. М. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гл. упр. навигации и океанографии Министерства обороны, 1982. - 173 с.
21. Файн Г. И. Навигация, лоция и мореходная астрономия. Л.: Судостроение, 1989
Юрий Захарович Сидоренко
МОРСКАЯ ПРАКТИКА
Конспект лекций
для курсантов специальности 26.05.05 «Судовождение»
очной/заочной форм обучения
Тираж______ экз. Подписано к печати___________ .
Заказ № _______. Объем 12,8 п. л.
Изд-во ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» 298309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82.