Потери и КПД трансформатора

При трансформации электрической энергии часть ее расходуется на покрытие потерь, которые разделяют на электрические и магнитные. Все потери носят активный характер.

Электрические потери обусловлены нагревом обмоток трансформатора при протекании по ним электрического тока и определяются суммой электрических потерь в первичной и вторичной обмотках:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru – число фаз в обмотках трансформатора (обычно 1 или 3); Потери и КПД трансформатора - student2.ru – потери короткого замыкания при номинальной нагрузке.

Электрические потери называют переменными, поскольку они зависят от тока нагрузки (пропорциональны квадрату).

Магнитные потери возникают в магнитопроводе трансформатора из-за наличия в нем переменного магнитного потока. Этот поток вызывает в магнитопроводе два вида потерь: потери от вихревых токов Потери и КПД трансформатора - student2.ru в стали магнитопровода и потери от гистерезиса (перемагничивания) Потери и КПД трансформатора - student2.ru , связанные с затратой энергии на уничтожение остаточного магнетизма в ферромагнитном материале магнитопровода:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Потери на гистерезис прямопропорциональны частоте перемагничивания ( Потери и КПД трансформатора - student2.ru ), а потери на вихревые токи – ее квадрату ( Потери и КПД трансформатора - student2.ru ). Суммарные магнитные потери принято считать пропорциональными частоте в степени 1,3, т.е. Потери и КПД трансформатора - student2.ru . Поскольку частота тока Потери и КПД трансформатора - student2.ru постоянна, а величина магнитного потока Потери и КПД трансформатора - student2.ru при нагрузке, не превышающей номинальную, практически не меняется, то магнитные потери считают постоянными, т.е. не зависящими от нагрузки. По этой причине магнитные потери практически равны потерям холостого хода Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Коэффициент полезного действия трансформатора – отношение активной мощности на выходе вторичной обмотки Потери и КПД трансформатора - student2.ru (полезная мощность) к активной мощности на входе первичной обмотки Потери и КПД трансформатора - student2.ru (подводимая мощность):

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru – сумма потерь.

Активная мощность на выходе вторичной обмотки трансформатора:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru – количество фаз трансформатора; Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru – фазные напряжения и токи; Потери и КПД трансформатора - student2.ru – коэффициент мощности нагрузки; Потери и КПД трансформатора - student2.ru – коэффициент нагрузки.

Номинальная мощность трансформатора:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru .
В трехфазном трансформаторе

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru – номинальные (линейные) напряжения и токи; Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru – номинальные фазные напряжения и токи.

Учитывая зависимость активной мощности на выходе трансформатора и потерь от нагрузки, получим выражение для расчета КПД:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru или Потери и КПД трансформатора - student2.ru .
КПД трансформатора зависит как от величины нагрузки Потери и КПД трансформатора - student2.ru , так и от ее характера ( Потери и КПД трансформатора - student2.ru ), см. рисунок 1.18. Максимальное значение КПД соответствует нагрузке Потери и КПД трансформатора - student2.ru , при которой магнитные потери равны электрическим ( Потери и КПД трансформатора - student2.ru ), откуда

Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Потери и КПД трансформатора - student2.ru

Рис. 1.18. Зависимость магнитных, электрических потерь и КПД от относительного вторичного тока нагрузки.

В современных силовых трансформаторах Потери и КПД трансформатора - student2.ru и максимальное значение КПД соответствует нагрузке Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Автотрансформаторы

Автотрансформатор – это трансформатор, в котором кроме магнитной имеется электрическая связь между первичной и вторичной обмотками. Префикс «авто» (греч. «сам») означает, что в автотрансформаторе часть обмотки действует одновременно как первичная и как вторичная обмотка трансформатора.

На рисунке 1.19 показана автотрансформаторная схема включения трансформатора, предназначенная для передачи электрической энергии из входной сети с напряжением U в выходную сеть с напряжением Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Потери и КПД трансформатора - student2.ru

Рис. 1.19. Принципиальные схемы однофазного и трехфазного повышающего автотрансформатора, зависимость значений мощностей Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru от коэффициента трансформации.

В схеме используется двухобмоточный трансформатор с обмотками 1 и 2, расположенными на одном стержне. Для наглядности обмотки 1 и 2 показаны на различных участках стержня по высоте. Первичная обмотка трансформатора 1 включается на напряжение сети низшего напряжения U. Вторичная обмотка включается между зажимом а(Х) входной сети и зажимом х выходной сети таким образом, чтобы ее напряжение Потери и КПД трансформатора - student2.ru добавлялось к напряжению U и увеличивало его до напряжения Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Вторичная обмотка автотрансформатора электрически контактирует с входной и выходной сетями в отличие от обычного трансформатора. Поэтому изоляция вторичной обмотки должна быть рассчитана на наибольшее из напряжений Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru (в схеме для повышения напряжения по рисунку 1.19 – на напряжение Потери и КПД трансформатора - student2.ru ), а не на напряжение Потери и КПД трансформатора - student2.ru , как в обычном трансформаторе.

Коэффициент трансформации Потери и КПД трансформатора - student2.ru автотрансформатора:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

В описание электромагнитных процессов в схеме автотрансформатора входят уравнения трансформатора (слева) и уравнения, которые описывают схему автотрансформатора (справа).

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru . Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru ; Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Полную мощность автотрансформатора без учета потерь можно представить в виде двух составляющих:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
Потери и КПД трансформатора - student2.ru и Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где мощность Потери и КПД трансформатора - student2.ru передается электромагнитным путем из первичной сети во вторичную; Потери и КПД трансформатора - student2.ru передается электрическим путем.

Баланс мощности при этом не нарушается:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

В автотрансформаторе мощность Потери и КПД трансформатора - student2.ru , передаваемая электромагнитным путем составляет лишь часть полной мощности S, поэтому автотрансформатор обычно значительно меньше по своим размерам и дешевле, чем трансформатор, имеет более высокий КПД.

Отношение мощности передаваемой электромагнитным путем Потери и КПД трансформатора - student2.ru к полной мощности S называют коэффициентом выгодности:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru для повышающего автотрансформатора.

Применение автотрансформатора тем выгоднее, чем менее коэффициент трансформации Потери и КПД трансформатора - student2.ru отличается от единицы. Поэтому автотрансформаторы обычно применяются при Потери и КПД трансформатора - student2.ru , т.е. в случае, когда удорожание изоляции вторичной обмотки окупается общим уменьшением массы автотрансформатора и уменьшением потерь.

Под номинальной мощностью автотрансформатора Потери и КПД трансформатора - student2.ru понимается полная мощность Потери и КПД трансформатора - student2.ru .

Один из недостатков автотрансформатора – высокий ток короткого замыкания. Установившийся ток при коротком замыкании в обмотке 2:

Потери и КПД трансформатора - student2.ru ,
где Потери и КПД трансформатора - student2.ru – сопротивление короткого замыкания трансформатора при короткозамкнутой обмотке 1 и питании со стороны обмотки 2; Потери и КПД трансформатора - student2.ru – ток короткого замыкания в обмотке 2 этого трансформатора при напряжении Потери и КПД трансформатора - student2.ru на обмотке 2. Таким образом, ток короткого замыкания в обмотке 2 трансформатора, включенного по автотрансформаторной схеме, в Потери и КПД трансформатора - student2.ru раз превышает ток короткого замыкания того же трансформатора, включенного по обычной схеме.

Из-за отсутствия электрической изоляции (сетевой или гальванической развязки) между первичной и вторичной обмотками трансформатора при использовании автотрансформатора в схемах понижения напряжения между проводами сети НН и землей возникает напряжение приблизительно равное напряжению между проводом и землей на стороне ВН.

Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала не допускается применять автотрансформаторы для понижения напряжения сети, подводимого непосредственно к потребителям.

В энергетических системах наряду с однофазными автотрансформаторами часто применяются трехфазные двух- и трехобмоточные автотрансформаторы. Широкое распространение имеют автотрансформаторы с переменным коэффициентом трансформации – регулируемые автотрансформаторы. Принципиальная схема регулируемого лабораторного авторансформатора (ЛАТР) с сетевой развязкой показана на рисунке 1.20. Сетевая развязка обеспечивается разделительным трансформатором Т, вторичная обмотка которого не заземлена.

Потери и КПД трансформатора - student2.ru

Рис. 1.20 Схема регулируемого лабораторного автотрансформатора АТ с гальванической развязкой через разделительный трансформатор Т.

Часть обмоток трехфазного трансфоматора может быть соединена по автотрансформатортной схеме. Так, на рисунке 1.21, показана схема трехфазного трансформатора Y0.авто/Δ-0-11 и соответствующая векторная диаграмма фазных напряжений.

Потери и КПД трансформатора - student2.ru

Рис. 1.21. Схема соединения обмоток и соовтетствующая векторная диаграмма трехфазного трансформатора со схемой соединения обмоток Y0.авто/Δ-0-11.

Группа 0 образуется в автотрансформаторной обмотке. Группа 11 – между автотрансформаторными обмотками и обмоткой, соединенной по схеме «треугольник».

Наши рекомендации