Виды диагностики
Существуют два вида диагностики: Д-1 и Д-2.
При проведении Д-1 главным образом диагностируются механизмы, обеспечивающие безопасность движения автомобиля (тормозные механизмы, механизмы управления автомобилем, приборы освещения). Кроме того, определяется уровень токсичности отработавших газов и топливная экономичность. Д-1 может либо ограничиваться определением годности объекта к дальнейшей эксплуатации (экспресс-диагностика), либо определять основные неисправности и включать в себя регулировочные работы с последующим контролем качества их выполнения.Диагностику, входящую в комплекс ТО-1, имеющую характер общего диагностирования называют обычно Д-1, а поэлементную (углубленную) диагностику при ТО-2 или ТР называют Д-2.Для проведения вышеуказанных диагностик выделяют одно- или двухпостовые зоны с соответствующими названиями, где диагносты-операторы производят не только измерение различных диагностических параметров, но и частично проводят различные, обычно небольшие по объему, регулировочные операции.
При проведении Д-2 диагностируются тягово-экономические показатели автомобиля и выявляются неисправности его основных агрегатов, систем и механизмов.
Д-2 выполняют перед ТО-2, чтобы подготовить производство к выполнению ремонтных работ и уменьшить простои автомобиля. Одновременно с Д-2 выполняют некоторые регулировочные работы и контроль качества их проведения. Д-2 могут проводить также и перед ТР в случаях необходимости выявления неисправностей и определения объема ремонта.
Диагностику осуществляют с помощью диагностических установок, стендов и переносных приборов.
Различают три вида диагностики:
• встроенная диагностика, которая осуществляется с помощью встроенных в автомобиль приборов, информация при этом выводится на приборную панель автомобиля, так, например, определяется предельный износ тормозных накладок;
• экспресс-диагностика, когда определяется значение одного параметра или состояние (исправен — неисправен) агрегата или элемента автомобиля нахождения причины неисправности, например контроль давления воздуха в шине; • поэлементная диагностика, когда снимаются показания со всех элементов, определяются все необходимые параметры.
На современных автомобилях для диагностики все чаще применяют электронные датчики, которые снимают необходимую информацию при работе автомобиля (на ходу).
Для определения значений параметров при диагностике технического состояния автомобиля применяют различные технические средства (табл. 3.1.)
Таблица 3.1. Некоторые параметры, определяющие техническое состояние автомобиля, и технические средства, используемые для определения
Параметры | Технические средства |
Температура охлаждающих жидкостей (масел), узлов сопряжения, агрегатов | Термометры, термопары, терморезисторы |
Зазоры, ходы, установочные углы | Щупы, индикаторы, линейки, отвесы, оптические или жидкостные уровни |
Частота и амплитуда вибрации | Стробоскопы, виброакустическая аппаратура, стетоскопы |
Давление Подача Состав масел | Манометры, компрессометры, вакуумметры Расходомеры Спектрографы, микрофотометры |
Состав отработавших газов | Газоанализаторы |
Тормозной путь | Деселерометры, специальные стенды |
Вопросы для самопроверки
1. Каковы задачи технической диагностики?
2. Какие виды диагностики вы знаете?