Назначение и устройство автоматической локомотивной сигнализации
Схема:
АЛС- повышает безопасность движения облегчает труд локомотивных бригад.
Устройство АЛС работает в сочетании с автостопом и регулируемым скоростимером они дополнены устройствами контроля скорости и периодической проверки бдительности машиниста.
Передача сигналов с пути на локомотив(поезд)осуществляется бесконтактным способом. Каждый сигнал путевого светофора преобразуется эл.сигнал в виде определенной кодовой комбинации из импульсов тока.
ЗЕЛЕНОМУ ОГНЮ локомотивного светофора соответствует кодовая комбинация содержащая три импульса с длинным интервалом, которая отделяет их от трех импульсов следующей комбинацией.
ЖЕЛТОМУ ОГНЮ соответствует комбинация из двух импульсов.
ЖЕЛТОМУ С КРАСНЫМ –один импульс.
КРАСНОМУ ОГНЮ- отсутствие эл сигналов, а также непрерывный ток импульса подаваемого с небольшими интервалами.
Ток посылаемый в рельсовую цепь навстречу движущемуся поезду, проходя по рельсам создает вокруг них магнитное поле.
В приемных катушках наводится ЭДС сигналов, которая проходит через фильтр, усилитель и расшифровывается дешифратором. В дешифраторе реле счетчики производят отсчет поступающих импульсов, а сигнальное реле управляет локомотивным светофором и вместе с реле контроля скорости(РКС)и реле проверки бдительности(БР),ЭПК-150 участвует в контроле за ведением поезда.
В момент смены показаний локомотивного светофора(за исключением смены на зеленый),происходит обесточивание катушки ЭПК-150,и подается предупредительный свисток. Кроме того применяется периодическая проверка бдительности машиниста через 20-30 сек.при:
А) красном огне и скорости не менее 20км/ч.
Б) желто-красном огне и скорости не менее 60км/ч.
В) желтом огне и скорости более 60км/ч.
Г) белый огонь локомативный свет.
СМЕНА ОГНЕЙ НА ЛОКОМАТИВНОМ СВЕТОФОРЕ ПРИ ПРЕМЕ С ПУТИ ДРУГОГО ЭЛ. СИГНАЛА ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОСТУПЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ЗАДЕРЖКА НА 5 – 7 СЕК.
Это делается с целью предупреждения самопроизвольной смены огней при перерыве поступления сигналов в течении 1,5 сек. или приема одиночного эл.сигнала несоответствующего показанию локом. светофора.
Включенное положение АЛС контролируется по записи на скоростимерной ленте (положение писца «ЭЭ»), кроме того на скоростимерной ленте записываются показания огней локом. светофора (писцами «ЭЖ»;ЭЖК;ЭК;).
Белые и зеленые огни при обычной схеме определяется косвенным путем. Основными приборами в схеме локом. устройств АЛС, является следующий ряд устройств выполняющий разные функции.
1.ПРИЕМНЫЕ КАТУШКИ- служат для приема кодовых сигналов.
2.ЛОКОМАТИВНЫЕ КАТУШКИ- служат для исключения влияния, мешающих переменных токов на входе усилителя.
3.УСИЛИТЕЛЬ-служит для усиления воспринятого приемным катушками сигнала(примерно в 10000 раз),и преобразует переменный ток, чтобы от каждого импульса тока поступающего с пути, срабатывало приемное импульсное реле «ИР» на выходе усилителя.
4.Дешифратор –служит для декодирования сигналов, преобразованных в исходные кодовые комбинации в сообщения о сигналах путевого светофора, кроме того дешифратор осуществляет управление локомотивным светофором и контроль скорости и бдительности. Свое назначение он выполняет с помощью ряда реле:
а) реле 1;2;3- это реле счетчики ведут счет импульсов;
б) реле 1а;2а-считают интервалы между импульсами;
в) реле ПКР – поступление кодовых комбинаций;
г) реле СР-реле соответствия;
д) реле ПСР – повторитель реле соответствия;
е) реле БР-реле прверки бдительности;
ж) реле КСР-реле контроля скорости.
З) реле ЗР;ЖР;КЖР-сигнальные реле управляют локомативным светофором.
Например при зеленом огне на локом. светофоре под напряжением находятся все три сигнальные реле(ЗР;ЖР;КЖР).
При желтом огне два реле (ЖР И КЖР).
При желто-красном огне реле (КЖР).
При белом огне реле (ЖР).
При красном огне все сигнальные реле без напряжения.
5.Локомативный светофор- служит для показания видимых сигналов в кабину машиниста.
6.Эл. пневматический клапан ЭПК-150 –в устройствах АЛС и автостопов, служит для автоматического воздействия на тормозную систему поезда с целью принудительной остановки,путем разрядки ТМ экстренным торможением.
7.Локомативный скоростиметр, в устройствах АЛС обеспечивает контроль скорости в зависимости от показания огней ЛС, а так же фиксирует положение ЭПК,и показания огней ЛС на скоростимерную ленту.
8.Рукоятки бдительности РБ и ВК,тумблеры-служит для замыкания, размыкания эл. цепей.
ОБСЛУЖИВАНИЕ АЛС
Проверка действия локом. устройств АЛС и контроля бдительности, должны производиться на контрольном пункте АЛС с прверкой действия и регулировкой этих устройств после каждого ТО-2,ТО-3,ТР-1;2;3.После отстоя более 48 часов, не зависимо от установленных сроков в случае нарушения нормального действия этих устройств, при наличии об этом записи машиниста в журнале ТУ-152.
В указанных случаях эл.поезд должен подаваться на контрольный пункт для прверки устройств.
В соответствии с инструкцией о техническом обслуживании АЛСН ЦШЦТ-303 от 24.11.94г.
Устройство АЛСН должны отвечать следующим требованиям:
1.Сопротивление изоляционных токоведущих частей по отношению к корпусу:
а)приемные катушки, переключатели, электропроводка, кнопки в эксплуатации не менее 2 мОм и 5мОм после ремонта.
б)усилители и дешифраторы не менее 10 мОм.
2.Высота нижней точки приемных катушек над уровнем головки рельса не менее 100-180мм.
3.При смене кодового сигнала в рельсовой цепи показания ЛС должны смениться не позднее чем через 5-7сек.,а при наличии на ЛС белого огня и появления кодового сигнала это время удлиняется до 15-20сек.
4.Разрядка камеры выдержки времени до начала выпуска из ТМ сжатого воздуха должна происходить 7 +1,5сек.
5.Время снижения давления в ТМ с 5-2,5 не более 3 сек.
6.После срабатывания ЭПК и разрядки ТМ обратная посадка срывного клапана должна быть плотной.
РУЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ БАШМАК
Инструмент строгого учета.
Все башмаки должны иметь клеймо указывающее на принадлежность башмака к предприятию, и порядковый номер башмака(ТЦ-18 №134).
Башмаки регистрируются в журналах формы ПУ-80А.
Клеймо ставится на верхней части полоза не далее 70мм от опорной плиты. Расстояние между внутренними бортами полоза 77+1-2мм.
Нельзя укладывать башмак перед стыком, перед стрелкой и на наружнем рельсе кривой.
СКОРОСТИМЕРЫ
В целях улучшения безопасности движения поездов, контроля за соблюдением установленных скоростей движения, порядка движения поезда на локом. и МВПС, устанавливаются самопишущиеся измерительные приборы, которые называются скоростимерами.
Большинство подвижного состава ЖД оборудованы механическими скоростимерами.
В настоящее время на локом. и МВПС начали устанавливать эл. скоростиметры, которые называют комплексом передачи данных(КПД-3).
СКОРОСТИМЕР 3-СЛ-2М
Механический скоростимер, локомотивный, вторая модель, модернизированный. Скоростимер измеряет и показывает скорость движения, время суточное(в часах и мин.),количество пройденных километров пути, осуществляет четыре контроля скорости. Кроме того устройство скоростимера регистрирует изменение величины давления в ТЦ(на локом. в ТМ),включенное положение ЭПК-150,показание и смену огней локом. светофора.
Непрерывная регистрация позволяет определять по записям на скоростимерной ленте, для любого места пути, какую скорость имел поезд, в какое время там находился, как управлял тормозами машинист, какой сигнал подавался локом. светофором.
Расшифровка записи скоростимера на скоростимерной ленте, ведется с учетом того, что песцы скорости и времени расположены на одной вертикальной линии, остальные песцы из-за конструктивных особенностей прибора, расположены в разных местах.
Смещение записей относительно отметки места пути на ленте, несколько снижает их наглядное представление и усложняет расшифровку. Чтобы установить параметры ведения поезда, работы АЛСН относительно конкретного места пути и времени на ленте, необходимо знать смещения песцов от линии скорости и времени, назовем ее основной линией.
Чертеж:
Включенное положение эл.магнита ЭЖ; ЭЭ; ЭКЖ; ЭК, записывается на ленте соответствующими писцами, непрерывной линией смещенной вниз 2-2,8мм,кроме того вертикальные линии писца ЭЭ регистрирует звуковые сигналы ЭПК, и ответное на них нажатие «РБ».При расшифровки записей на скоростимерной ленте необходимо учитывать, что на кодированных участках пути появление белого огня на локом. светофоре вместо зелёного или жёлтого не записывается на ленте,а отмечается появлением штрихов частой проверки бдительности на линии писца ЭЭ.
Смена белого огня на зелёный отмечается прекращением периодичной проверки бдительности. Смены на желтый, желто-красный, красный огни отмечается появлением записей этого огня и прекращением записи предыдущего огня.
Скоростимерная лента представляет собой белую бумажную полосу шириной 79,5 мм, покрытую специальным слоем с лицевой стороны состоящим из ряда компонентов (в водном растворе, барий сернокислый, желатин, глицерин, мыло хозяйственное ,подцветка и др.)
На ленте типографским способом нанесены линии и цифры (облегчающие расшифровку).На ленте условно рассматривают два поля: нижние шириной 40 мм. Называется полем скорости, верхнее шириной 30мм. Называют полем времени. От качества покрытия ленты зависит четкость линий воспроизводимых песцов.
Писец – латунный (сплав меди и цинка) диаметром 0,8 мм. Нажатие писца нового 60 гр. Изношенного 25 гр.
Вылет писца из корпуса: нового 4,5мм,изношенного 1,5мм.
Предварительный натяг пружины писца и вылет писца из корпуса имеют строго определенные причины, при несоблюдении которых нарушается четкость записи на ленте. Увеличение жесткости пружины сверхнормальной почти неизбежно влечет к зависанию реек или разрыв ленты писцом.
Порядок хранения ленты .
Скоростимерные ленты регистрируются в журнале форм ТУ-133.Таких журналов в дело ведется три №1;№2;№3.
В журнале №1 регистрируются ленты без нарушений.
В журнале №2регистрируются ленты на которых обнаружены нарушения и по которым проводились расследования.
В журнале №3 регистрируются ленты на которых обнаружены неисправности АЛСН.
Ленты без нарушений (из журнала №1),хранятся в течении месяца.
Ленты с нарушением (из журнала №2;№3),хранятся в течении 1 г.
Журналы формы ТУ-133 хранятся в течении 5 лет.
Масштаб записи на ленте :
Для определения параметров движения поезда по скоростимерной ленте, необходимо знать записи и произвести также замеры расстояний при изменении записи писцов.
1.Масштаб скорости: 150:40=3,75
150- максимальное 1мм=3,75км/ч. показания шкалы скоростиметра .
40- максимальная высота подъема писца скорости.
2.Масштаб пройденного пути:
1мм = 200м
5мм = 1000м (при «а» = 5,0мм) «а»- это расстояние между
двумя наколами