Проверка и регулировка тепловых зазоров
В двигателях автомобилей марки «ВАЗ» классической компоновки регулировку тепловых зазоров выполняют вращая регулировочный винт 2 (рис. 12.6) с последующим фиксированием его контргайкой 3.
В переднеприводных автомобилях марки «ВАЗ» подбираются регулировочные шайбы необходимой толщины, которые устанавливаются между кулачками распределительного вала и цилиндрическим толкателем. При этом соблюдается жесткая последовательность операций:
1) вывернуть свечи зажигания;
2) повернуть коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня (рис. 12.7, а), затем довернуть его еще на 40—50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала), при этом в первом цилиндре будет такт рабочего хода;
3) проверить щупом величину зазоров первого и третьего кулачков распределительного вала (рис. 12.7, б) (номера кулачков начинаются от шкива распределительного вала);
4) если величина зазора не соответствует норме, следует развернуть толкатель прорезью к себе (прорези находятся в верхней части толкателя) и утопить толкатель 3 упором 4 (рис. 12.7, в), вставив его между тыльной частью кулачка распределительного вала и регулировочной шайбой 2;
5) зафиксировать толкатель в нижнем положении приспособлением 5, установив его между краем толкателя и распределительным валом (рис. 12.7, г);
6) удалить из толкателя регулировочную шайбу узкими губками пинцета и микрометром измерить ее толщину;
7) определить толщину новой шайбы по формуле
Н=В+(А - С),
где В — толщина снятой шайбы; А — величина зазора; С — регулируемый зазор;
8) установить в толкатель новую регулировочную шайбу и убрать фиксирующее приспособление, еще раз проверить зазор (зазор считается отрегулированным, если щуп входит с легким защемлением);
9) повернуть коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует (по метке на шкиве) повороту распределительного вала на 90°, повторить регулировку.
Наличие в ГРМ гидравлических толкателей позволяет автоматически выбирать зазор в приводе клапана. Однако гидравлические толкатели очень чувствительны к качеству масла и степени его очистки. Коксование масла, продукты изнашивания деталей вызывают их заклинивание. При этом возникают ударные нагрузки, которые приводят к поломкам.
В современных двигателяхв качестве привода распределительного вала ГРМ используются роликовые цепи или зубчатые ремни (рис. 12.8 и 12.9).
Натяжение роликовой приводной цепи осуществляется следующим образом: ослабить фиксирующую гайку стержня натяжителя или стопорного винта и провернуть коленчатый вал на 3_4 оборота в направлении его вращения. Натяжное устройство при этом переместится на величину прогиба и автоматически установится необходимое натяжение цепи. Затем затянуть фиксирующую гайку стержня натяжителя или стопорный винт.
Некоторые конструкции двигателей имеют автоматические натяжители. Гидромеханические натяжители обеспечивают натяжение цепи за счет усилия пружины и подачи масла под давлением под плунжер. Обратному ходу плунжера препятствует механический стопор. Работу гидравлических натяжителей обеспечивает подача масла под плунжер.
Есть конструкции без обратного клапана, однако чаще всего обратному ходу плунжера натяжителя препятствует масляный клин, образующийся вследствие работы обратного клапана. Использование автоматических натяжителей позволяет увеличивать ресурс привода и облегчает техническое обслуживание двигателя.
Большее распространение получили такие привода ГРМ, где используются зубчатые прорезиненные кордовые ремни. Их масса меньше массы роликовой цепи. При этом упрощается конструкция двигателя, снижается уровень шума. Однако ремень уступает роликовой цепи по надежности. Кроме того, в случае не герметичности уплотнительных манжет коленчатого или распределительного вала масло может попасть на ремень, а это приводит к быстрому его изнашиванию. Долговечность ремня зависит от правильного расположения шкивов, они должны находиться в одной плоскости вращения.
Каждый ремень имеет маркировку, где указываются шаг, профиль или число зубьев, ширина ремня.
Замена ремня должна производиться по инструкции завода-изготовителя автомобиля, поскольку разрыв ремня и срыв его зубьев приводит к серьезным поломкам двигателя. Ремни, как правило, натягиваются смещением или поворотом специального натяжного ролика (см. рис. 12.9, ролики со стрелкой).
Натяжение ремня ГРМ наиболее просто проверяется нажатием рукой на его длинную ветвь. При усилии 24,5—39,2 Н ремень должен прогибаться на 5—20 мм.
В автомобилях марки «ВАЗ», например, натяжение ремня ГРМ считается нормальным, если ремень закручивается на 90° от усилия 14,7—19,6 Н в средней части его ветви между зубчатыми шкивами распределительного и коленчатого валов.
В современных двигателях применяются автоматические гидромеханические натяжители ремня.