Пусковой момент асинхронного двигателя
Графически выраженная зависимость электромагнитного момента от скольжения называется механической характеристикой асинхронного двигателя (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Механическая характеристика асинхронного двигателя
Упрощенная формула для расчета электромагнитного момента асинхронного двигателя (формула Клосса) может быть использована для построения механической характеристики
При этом критическое скольжение определяют по формуле
где λм = Мmax/Мном — перегрузочная способность двигателя.
При расчете механической характеристики следует иметь в виду, что при значениях скольжения, превышающих критическое, точность расчетов резко снижается. Это объясняется изменением параметров схемы замещения асинхронного двигателя, вызванного магнитным насыщением зубцов статора и ротора, и увеличением частоты тока в обмотке ротора.
Форма механических характеристик асинхронного двигателя в значительной степени зависит от величин подведенного к обмотке статора напряжения U1(рис. 3.4) и активного сопротивления обмотки ротора r'2 (рис. 3.5).
Рис. 3.4. Влияние напряжения U1на механические характеристики асинхронного двигателя
Приводимые в каталогах на асинхронные двигатели данные обычно не содержат сведений о параметрах схемы замещения, что затрудняет применение формул для расчета электромагнитного момента. Поэтому для расчета электромагнитного момента часто применяют формулу
Рис. 3.5. Влияние сопротивления r'2на механические характеристики асинхронного двигателя
Эксплуатационные свойства асинхронного двигателя определяются его рабочими характеристиками: зависимостью частоты вращения n2,моментом на валу М2,КПД и коэффициентом мощности cosφ1 от полезной нагрузки двигателя Р2.
При расчете параметров для определения рабочих характеристик асинхронных двигателей используют либо графический метод, в основе которого лежит построение круговой диаграммы, либо аналитический метод.
Основанием для выполнения любого из методов расчета рабочих характеристик служат результаты опытов холостого хода и короткого замыкания. Если же двигатель проектируется, то эти данные получают в процессе его расчета.
При расчете сопротивлений резисторов rдоб, применяемых в цепях статора или фазного ротора для ограничения пускового тока или регулирования частоты вращения, используют принцип: для данного конкретного асинхронного двигателя скольжение s пропорционально активному сопротивлению цепи ротора этого двигателя. В соответствии с этим справедливо равенство
(r2 + rдоб)/s = r2/sном,
где r2 — активное сопротивление собственно обмотки ротора при рабочей температуре; s — скольжение при введенном в цепь ротора резистора сопротивлением rдоб.
Из этого выражения получим формулу для расчета активного сопротивления добавочного резистора гдо6, необходимого для получения заданного повышенного скольжения s при заданной (номинальной) нагрузке:
rдоб = r2(s/sном - 1).
Существует два метода расчета пусковых реостатов: графический и аналитический.
Графический метод более точен, но требует построения естественной механической характеристики и пусковой диаграммы двигателя, что связано с выполнением большого объема графических работ.
Аналитический метод расчета пусковых реостатов более прост, но менее точен. Это обусловлено тем, что в основе метода лежит допущение о прямолинейности рабочего участка естественной механической характеристики асинхронного двигателя. Но при скольжении близком к критическому это допущение вызывает заметную ошибку, которая тем значительнее, чем ближе начальный пусковой момент М1к максимальному моменту Мmах. Поэтому аналитический метод расчета применим лишь при значениях начального пускового момента М1 < 0,7·Мmах.
Сопротивления резисторов на ступенях пускового реостата:
третьей rдоб3 = r2(λм - 1);
второй rдоб2 = rдоб3λм;
первой rдоб1 = rдоб2λм,
где r2 — активное сопротивление фазной обмотки ротора асинхронного двигателя,
r2=
где Е2 и I2ном — данные каталога на выбранный типоразмер двигателя.
Сопротивления пускового реостата на его ступенях:
первой RПР1 = rдоб1 + rдоб2 + rдоб3;
второй RПР2 = rдоб2 + rдоб3
третьей RПР2 = rдоб3.
Для ограничения пускового тока асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором применяют специальные схемы их включения с элементами, ограничивающими пусковой ток. Все эти методы основаны на снижении подводимого к обмотке статора напряжения. Наибольшее применение получили схемы с включением в линейные провода статора резисторов или дросселей (см. рис. 3.14,б).Расчет требуемого сопротивления этих элементов при заданном снижении пускового тока а, относительно его естественного значения ведется по формулам:
для резисторов с активным сопротивлением
Rп=
для дросселей
хL=
Полное сопротивление двигателя в режиме короткого замыкания Zк,Ом,
Zk =U1/Iп
Здесь хк и rk- индуктивная и активная составляющие этого сопротивления
Rk = Zkcosφk; xk =
Уменьшение искусственного пускового момента при включении Rили Lсоставит
где
αм= α2i
Таблица 3.1
Электрические машины | Высота оси вращения h,мм | kt |
Постоянного тока общепромышленного назначения | 80—200 225—500 | 1,22 1,38 |
Асинхронные общепромышленного назначения | 50—132 160—355 | 1,22 1,38 |
Специального назначения, с тяжелыми условиями эксплуатации | — | 1,38 |
Таким образом, если задано значение αм, определяющее величину искусственного пускового момента М'п, то для расчета соответствующих значений Rпили xL можно воспользоваться приведенными выше формулами, подставив в них вместо α2i, величину αм.
Электрическое сопротивление обмоток двигателей, приведенных в каталогах, обычно соответствуют температуре +20 °С. Но при расчетах характеристик и параметров двигателей сопротивления их обмоток необходимо приводить к рабочей температуре. В соответствии с действующим стандартом величина рабочей температуры принимается в зависимости от класса нагревостойкости электрической изоляции, примененной в двигателе: при классе нагревостойкости В рабочая температура равна 75 °С, а при классах нагревостойкости F и Н — 115 °С. Пересчет сопротивлений обмоток на рабочую температуру выполняется путем умножения сопротивления обмотки при температуре 20 °С, на коэффициент нагрева kt:
r = r20kt.
Значения этого коэффициента принимают в зависимости от назначения двигателей и их габаритов (высоты оси вращения) (табл. 3.1).
СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Характерным признаком синхронных машин является жесткая связь между частотой вращения ротора n1и частотой переменного тока в обмотке статора f1:
n1 = f1· 60/р.
Другими словами, вращающееся магнитное поле статора и ротор синхронной машины вращаются синхронно, т. е. с одинаковой частотой.
По своей конструкции синхронные машины разделяются на явнополюсные и неявнополюсные. В явнополюсных синхронных машинах ротор имеет явно выраженные полюса, на которых располагают катушки обмотки возбуждения, питаемые постоянным током. Характерным признаком таких машин является различие магнитного сопротивления по продольной оси (по оси полюсов) и по поперечной оси (по оси, проходящей в межполюсном пространстве). Магнитное сопротивление потоку статора по продольной оси dd намного меньше магнитного сопротивления потоку статора по поперечной оси qq. В неявнополюсных синхронных машинах магнитные сопротивления по продольной и поперечной осям одинаковы, поскольку воздушный зазор у этих машин по периметру статора одинаков.
Конструкция статора синхронной машины в принципе не отличается от статора асинхронной машины. В обмотке статора в процессе работы машины индуцируются ЭДС и протекают токи, которые создают магнитодвижущую силу (МДС), максимальное значение которой
F1=0,45m1I1w1kоб1/р
Эта МДС создает вращающееся магнитное поле, а в воздушном зазоре δ машины создается магнитная индукция, график распределения которой в пределах каждого полюсного деления т зависит от конструкции ротора (рис. 4.1).
Для явнополюсной синхронной машины справедливо уравнение напряжений:
Ú1=Ė0 + Ė1d + Ė1q + Ėσ1 –İ1r1
где Ė0— основная ЭДС синхронной машины, пропорциональная основному магнитному потоку синхронной машины Ф0; Ė1d— ЭДС реакции якоря синхронной машины по продольной оси, пропорциональная МДС реакции якоря по продольной оси F1d;Ėσ1— ЭДС реакции якоря по поперечной оси, пропорциональная МДС реакции якоря по поперечной оси F1q;Ėσ1— ЭДС рассеяния, обусловленная наличием магнитного потока рассеяния Ф0, величина этой ЭДС пропорциональна индуктивному сопротивлению рассеяния обмотки статора х1
Ėσ1 = jİ1r
İ1r1— активное падение напряжения в фазной обмотке статора, обычно этой величиной при решении задач пренебрегают ввиду ее небольшого значения.
Рис. 4.1. Графики распределения магнитной индукции по поперечной оси
неявнополюсной (а)и явнополюсной (б)синхронных машин:
1 — график МДС; 2 — график магнитной индукции
Для неявнополюсной синхронной машины уравнение напряжений имеет вид
Ú1=Ė0 + Ėc –İ1r1
Здесь
Ėc = Ė1 + Ėσ1
где Ė1— ЭДС реакции якоря неявнополюсной синхронной машины. Рассмотренным уравнениям напряжений соответствуют векторные диаграммы напряжений. Эти диаграммы приходится строить для определения либо основной ЭДС машины Е0,либо напряжения обмотки статора U1.Следует иметь в виду, что уравнения напряжений и соответствующие им векторные диаграммы не учитывают магнитного насыщения магнитопровода синхронной машины, которое, как известно, влияет на величину индуктивных сопротивлений, вызывая их уменьшение. Учет этого насыщения представляет сложную задачу, поэтому при расчетах ЭДС и напряжений синхронных машин обычно пользуются практической диаграммой ЭДС, которая учитывает состояние насыщения магнитной системы, вызванное действием реакции якоря при нагрузке синхронной машины. При построении практической диаграммы ЭДС намагничивающую силу реакции якоря не разлагают на продольную и поперечную составляющие, поэтому эта диаграмма может быть применена как при расчетах явнополюсных, так и неявнополюсных машин.
При решении задач, связанных либо с синхронными генераторами, включенными параллельно с сетью, либо с синхронными двигателями, пользуются угловыми характеристиками синхронных машин, представляющими собой зависимость электромагнитного момента М от угла нагрузки θ. При этом следует помнить, что в явнополюсных синхронных машинах действуют два момента: основной Мосн и реактивный Мр,а в неявнополюсных машинах — только основной момент:
Угол нагрузки θном соответствует номинальному моменту Мном. Максимальный момент синхронной машины определяет перегрузочную способность синхронной машины, что имеет важное значение как для синхронных генераторов, работающих параллельно с сетью, так и для синхронных двигателей. В неявнополюсных синхронных машинах максимальный момент соответствует углу нагрузки θ = 90°, в явнополюсных машинах θкр < 90° и обычно составляет 60 — 80° в зависимости от соотношения основного и реактивного электромагнитных моментов этой машины.
Для расчета критического угла нагрузки, определяющего перегрузочную способность явнополюсных синхронных машин, можно воспользоваться выражением:
cosθкр= ,
где
При расчетах параметров синхронных машин применяют U-образные характеристики, представляющие собой зависимость тока статора I1от тока в обмотке возбуждения IBпри постоянной нагрузке Р2.При этом изменение тока в цепи статора İ1= İ1a + jİ1p происходит лишь за счет его реактивной составляющей jİ1p. Поэтому регулировка величины тока возбуждения IB сопровождается одновременным изменением не только тока статора, но и коэффициента мощности cosφ. Активная составляющая тока статора I1апри этом остается неизменной. Создавая режим перевозбуждения IВ >Iв0,вызывают опережение по фазе тока сети Iс относительно напряжения Ú1,что способствует повышению коэффициента мощности в сети. Энергетические характеристики в синхронной машине зависят от режима ее работы. Если машина работает в режиме генератора, то подводимая к генератору механическая мощность определяется вращающим моментом приводного двигателя М1и частотой вращения n1
Р1= 0,105M1n1
Часть этой мощности расходуется на покрытие механических Рмех, магнитных Рм и добавочных Рд потерь. Если возбуждение генератора происходит от возбудителя, приводимого во вращение от общего приводного двигателя, то к перечисленным потерям добавляются еще и потери на возбуждение
РB = UBIB/ηB
где UBи IB — напряжение и ток в цепи возбуждения; ηB — КПД возбудителя.
Оставшаяся после вычитания перечисленных потерь мощность, представляет собой электромагнитную мощность генератора Рэм, которая передается на статор генератора электромагнитным путем. Полезная мощность на выходе генератора Р2 меньше электромагнитной мощности на величину электрических потерь в обмотке статора
Рэ1 =m1I12r1