Такая последовательность расположения цветов в спектре всегда сохраняется постоянной и является естественной шкалой цветовых тонов, указывающих на признак хроматических цветов.
Получение спектра, как это известно из физики, объясняется различным преломлением составляющих солнечный луч электромагнитных волн (явление дисперсии). Проходя через трехгранную призму, «белый» луч солнечного света отклоняется от первоначального направления и разлагается на множество лучей, образующих на экране цветную полосу, называемую спектром.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2
Солнечный свет не простой, а сложный. Он состоит из световых волн различной длины, которые преломляются неодинаково. Сильнее всего преломляются лучи с короткими волнами – фиолетовые и синие, слабее – лучи с длинными волнами – красные, оранжевые, желтые. Различной степенью преломления лучей в зависимости от их длины волны и объясняется расположение в определенном порядке цветов от красного до фиолетового, которыми заканчиваются концы видимого спектра.
Цвета спектра, видимые в спектроскопе, необычайно красивы и эффектны. Они производят удивительное впечатление, надолго запоминающееся благодаря чистоте, яркости и гармонии красок. Особые природные качества спектра трудно, конечно, передать обычными нашими красками.
Табл 1.
Существующие краски могут дать лишь некоторое подобие спектральных цветов; на иллюстрации 3 воспроизведен не самый спектр, а лишь условное, упрощенное расположение цветов в том порядке, который принято обозначать в физике.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3.
На самом деле спектр состоит из множества цветов, и резких границ между каждым цветом в нем не существует. Таким образом, кроме перечисленных выше, в спектре существует еще ряд переходных цветов, составляющих непрерывный ряд (различные переходные, промежуточные оттенки приведены на иллюстрации 5).
На предыдущей иллюстрации спектр изображен в виде прямого цветового ряда из 7 цветов (без множества переходных оттенков от красного до фиолетового). Если мы такой цветовой ряд расположим не по прямой, как на предыдущей иллюстрации, а в виде замкнутой кривой, то получим круг, в котором цвета займут места в той же последовательности, как в спектре, а прибавив между красным и фиолетовым новый цветовой тон, который будет результатом их смеси – пурпуровый, мы получим цветовой круг из восьми цветов – желтого, оранжевого, красного, пурпурового, фиолетового, синего, голубого и зеленого (в спектре пурпуровый цвет отсутствует). Их можно в практике считать наиболее важными цветами.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 4.
В этом круге мы видим, что одни цвета имеют некоторое сходство, другие выделяются из всей группы, являясь как бы поворотными пунктами. Так, если начать рассматривать красный цвет - и идти от него в сторону желтого, то мы увидим, что он будет постепенно переходить в оранжевый, в котором есть в известной мере и красные, и желтые тона. Но если мы придем к чисто желтому цвету, то увидим; что ощущение красного оттенка в нем исчезло вовсе, а появилось ощущение чисто зеленого. То место. где совершенно исчезает сходство с одним цветом и не начинается с другим, называется главным поворотным пунктом. Таких пунктов легко заметить четыре: желтый, зеленый, синий и красный. Эти цвета можно назвать главными. Мы часто можем встретить их в раскраске тканей, орнаментов, ковров и т.п. Редко можно встретить композиции, в которых не было бы этих цветов. Желтый, зеленый, синий и красный всегда можно найти в классических произведениях декоративно-прикладного искусства.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 5.
Цвета левой части круга (голубовато-зеленый, голубой, синий) принято называть холодными; правой части (желтый, оранжевый, красный) – теплыми. Эти названия условны, так как эти цвета связаны с вызванными в нас ассоциациями. Так, например, красный и оранжевый цвета вызывают у нас воспоминание и представление о цвете огня, пламени, солнца; голубой и синий связываются с представлением о цвете воды, льда, неба и т. д. Чисто зеленый цвет – нейтральный: ни теплый, ни холодный. В зависимости от того, какой он имеет оттенок – желтоватый или голубоватый, он бывает теплым или холодным. Пурпуровый и фиолетовый цвета также могут быть то более теплыми, то более холодными, в зависимости от того, какой оттенок в них преобладает. Если в них больше красноватых оттенков, то они будут восприниматься теплыми, если больше голубоватых – холодными.
На данной иллюстрации отправным будет круг в восемь цветов. Принцип построения непрерывного круга заключается в следующем: мы делим круг на двадцать четыре равных сектора, выделяя восемь главных цветов (см. Илл. 3), и берем по три оттенка каждого цвета. Каждый из таких секторов закрашивается соответствующей краской. В этом цветовом круге противолежащие цвета будут контрастными: против голубого – красный, против фиолетового – желтый и т. д., а не дополнительными, как в круге Оствальда. Оствальд при построении круга расположил диаметрально-противоположными взаимнодополнительные пары цветов, т. е. против желтого – синий (ультрамариновый), против оранжевого – голубой, против красного – голубовато-зеленый, против пурпурового – зеленый и т.д. Результатом такого построения явились чрезмерно вытянутая зелено-синяя половина круга и чрезмерно суженная его желто-красно-фиолетовая часть. Вследствие этого его круг получился не равноступенным, а с разрывом между синим и фиолетовым цветами.
Взяв восемь наиболее важных цветов и смешивая попарно соседние в различных пропорциях, мы получим все промежуточные оттенки. Так, смешивая желтый (№ 1) и оранжевый (№ 4), получим желто-оранжевый (№ 2) и оранжево-желтый (№ 3); смешивая оранжевый (№ 4) с красным (№ 7), получим оранжево-красный (№ 5) и красно-оранжевый (№ 6); смешивая зеленый (№ 22) с голубым (№ 19), получим голубовато-зеленый (№20) и зеленовато-голубой (№ 21) и т. д. Можно, конечно, взять не по три оттенка каждого цвета, а по четыре или пять и получить в таком случае соответственно 32 или 40 тонов, но вполне достаточно взять 24 цветовых тона и пользоваться ими в практике как нормами.
В зависимости от степени удаленности цветов друг от друга в цветовом круге они могут находиться в разных отношениях, образовывать различные, так называемые хроматические интервалы. Если цвета и оттенки находятся в пределах 1/8 круга, то они образуют малые хроматические интервалы: желтый и оранжевый, желтый и зеленый, синий и фиолетовый и т.д. Расстояние, превышающее 1/8 круга, но не превышающее 1/4, включает цвета и оттенки, образующие средние хроматические интервалы: желтый и красный, фиолетовый и голубой и, наконец, расстояние, превышающее 1/4 крута, но не превышающее 1/2 включает цвета и оттенки, образующие большие хроматические интервалы: желтый и синий, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, красный и голубой или синий. Таким образом, за единицу при измерении расстояний между цветами мы можем принять 1/8 цветового круга.
Интервалы имеют важное значение, так как они позволяют руководствоваться ими при построении композиции текстильного рисунка и гармонизации цветов.
РАВНОСТУПЕННЫЕ РЯДЫ ЦВЕТОВ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 6.
На этой иллюстрации серые цвета расположены по убывающей светлоте (начиная от белого и кончая почти черным) в виде равноступенной шкалы.
При рассмотрении свойств цветов мы говорили, что ахроматические цвета обладают одним лишь свойством – светлотой. Светлота их бывает различной, т. е. одни светлее, другие темнее. Различные серые цвета на данной иллюстрации мы получим, смешивая белую и черную краски в различных пропорциях. Смешивая, например, большое количество белил с небольшим количеством черной краски, получим светлосерые и, наоборот, смешивая большее количество черной краски с меньшим количеством белил, – темносерые.
В свою очередь белые и черные краски бывают также различной светлоты[5]. Из белых красок наиболее светлы цинковые белила. Таким образом, прибавляя к белилам соответствующее количество черной краски (жженая слоновая кость, ламповая копоть), получаем серый ряд, начиная от самых светлых и кончая самыми темными (почти черным).
Известно, что мы может получить различные серые ткани путем переплетения белых и черных нитей основы и утка. Изменяя соотношение белого и черного (что достигается соответствующим номером пряжи), мы получим серые ткани различной светлоты. При равных примерно количествах черного и белого мы получим на вид (оптически) среднесерую ткань.
Возьмем другой случай получения серой ткани. Если в смеску из черных волокон шерсти, хлопка и т.п. подмешать небольшое количество белых волокон, то полученная из такой смески пряжа, а, следовательно, и ткань, будет выглядеть уже темносерой (цвет моренго).
На шкале иллюстрации 6 мы имеем (не считая белого и черного по краям) два светлосерых (№ 2 и 3), два среднесерых (№ 4 и 5) и два темносерых (№ 6 и 7) цвета.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 7.
На этой иллюстрации взят оранжевый цвет. В ней хорошо заметно, как по мере изменения светлоты (ее уменьшения) соответственно увеличивается насыщенность. Но это имеет место не во всех случаях: насыщенность может изменяться и без изменения светлоты, т.е. при постоянной светлоте (см. иллюстрацию 9).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 8.
В отличие от предыдущей иллюстрации, здесь представлен ряд разной светлоты при одинаковой насыщенности. В самом деле, количество хроматического зеленого всюду одно и то же (в данном примере мы имеем цвета пониженной насыщенности), в то время как светлота постепенно уменьшается вправо, начиная с самого светлого зеленого и кончая самым темным зеленым.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 9.
На этой иллюстрации мы видим ряд цветов от серого до хроматического синего различной насыщенности. Светлота каждого цвета при этом остается постоянной. Действительно, если сравнить в таблице степень насыщенности, то насыщенность второго или третьего столбца меньше четвертого, пятого и других последующих. Насыщенность синего цвета восьмого столбца самая большая из всех, в нем взят наиболее насыщенный хроматический цвет. Он наиболее заметен и отличим от всех остальных. Здесь мы имеем наглядное представление о степени насыщенности цвета вообще.
Оценку цветов по светлоте (при их сравнении) производят в художественной и производственной практике очень часто. Так, например, художник передает карандашом или черной тушью различные цвета изображаемых предметов, давая полную иллюзию и впечатление живописной передачи. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на хорошую фотографию цветного предмета или на одноцветный рисунок. Важно научиться подбирать или уравнивать светлоту серого к любому хроматическому цвету и приобрести в этом соответствующий навык.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 10.
На иллюстрации показаны шесть цветов: желтый, желто-зеленый, зеленый (холодный), красный, синий и фиолетовый. Каждому такому цветному полю соответствует оттенок серого. Так, желтому цвету в таблице соответствует светлосерый, красному – средне-серый, синему и фиолетовому – темно-серый. Обладая различной светлотой, так же как и серый, хроматические цвета расположены в данной таблице от самых светлых к темным (от желтого до фиолетового).
Значения светлоты белого, черного и основных хроматических цветов приведены в табл. 2.
Табл.2
№ | Наименование цвета | Светлота (по Манселлу) |
Белый | 9,5 | |
Черный | 0,8 | |
Чистый желтый | 8,0 | |
Чистый оранжевый | 6,5 | |
Чистый красный | 3,9 | |
Чистый зеленый | 4,9 | |
Интенсивный синий | 4,1 | |
Интенсивный фиолетовый | 3,7 | |
Чистый оранжево-желтый | 7,3 | |
Чистый зеленовато-желтый | 8,2 | |
Интенсивный пурпурновато-красный | 4,4 | |
Чистый желто-зеленый | 6,8 |
В заключение скажем, что название ахроматический (т. е. бесцветный) цвет представляется нелогичным, однако оно принятое и устоявшееся в цветоведении. С точки зрения спектральной теории цвета неправильно называть ахроматические цвета (чер-
ные, серые, белые) цветами, поскольку они лишены основной характеристики — цветового тона, а также насыщенности. Если чистота хроматических спектральных цветов равна 100 %, то чистота цветового тона и насыщенности ахроматических цветов равна 0. Поэтому нельзя буквально понимать смысл словосочетаний: белый, серые, черный цвета, но к таким словосочетаниям привыкли, они удобны в разговорной и профессиональной лексике, а потому и закрепились в художественной практике.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
В художественной теории различают два способа смешения цветов:
а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет;
б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем – лессировкой[6]. Этот последний способ смешения получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой[7].
Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т.е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой, можно получить множество цветовых тонов.
От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой – аквамариновый; красный и синий – фиолетовый и т.д. На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.
Как уже отмечалось ранее, два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных. Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются: красный – голубовато-зеленый; оранжевый – голубой; желтый – синий (ультрамариновый); желто-зеленый – фиолетовый; зеленый – пурпуровый; голубовато-зеленый – красный. При их смешении новых цветовых тонов не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На иллюстрации 11 наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск[8] поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем – только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать. Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге на иллюстрации 5 они несколько сдвинуты.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 11.
Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические (серые) цвета, а новые хроматические цвета. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет – суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.
Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).
Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия. На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.
Результат пространственной близости цветов мы можем наблюдать на иллюстрации 12.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 12.
Получение оранжевого – при пространственном смешении красного с желтым и фиолетового – при смешении синего с красным можно также достигнуть, если иметь дело не просто со штрихами, как в таблице, а с цветными нитями в тканях. Результат был бы аналогичен при переплетении красных и желтых нитей, что давало бы общий тон ткани – оранжевый; синих и красных – фиолетовый, причем, как это мы видим на таблице, при смешении этих цветов возникают цвета насыщенные.
Со случаями пространственного смешения цветов мы сталкиваемся постоянно, когда видим какую-либо однотонную ткань, полученную путем переплетения разноцветных нитей. Именно такие цветные нити в ткани дают впечатление одноцветности, потому что мелкие цветные точки попеременным чередованием воздействуют на сетчатку глаза и сливаются в один суммарный цвет, как при смешении красок. Ткань покажется пестрой, если пряжа будет очень толстой. Мы увидим в этом случае одновременно одни и другие цветные пятна. Результирующий цвет смеси, например, в меланжевых тканях будет их оптической смесью, причем изменение оттенков в сторону одного из компонентов будет зависеть от преобладания цвета одного из них. Например, смесь красных и синих волокон шерсти при равных количествах будет фиолетовой; при преобладании значительного количества синих волокон – результат смеси будет ближе к последнему, а следовательно, и общий оттенок меланжевой ткани будет в основном синий со слабым фиолетоватым оттенком. Если в смеси будет преобладать красный, то результирующий, цвет ткани будет фиолетовый с пурпуровым оттенком.
Данная иллюстрация аналогична предыдущей (Илл. 12). Как мы видим, разница заключается лишь в выборе смешиваемых цветов. На иллюстрации 12 мы имели случаи пространственного смешения трех цветов: в одном случае красного с желтым (см. левую часть), а в другом – красного с синим (см. правую часть), т.е. взяли три основных цвета, наиболее часто встречающихся в художественной практике. Здесь мы имели возможность наглядно убедиться в тех результатах, которые получаются от близкого соседства цветов.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 13.
Каковы же результаты от пространственного смешения других каких-либо недополнительных цветов, в частности цветов, взятых нами в качестве примера на иллюстрации 13: красного, зеленого и синего, обозначенных в цветовом круге (см. Илл. 5) номерами 7, 22 и 16 и лежащих в нем в пределах средних и больших интервалов. Если посмотреть внимательно на иллюстрацию 13 с такого же расстояния, как и при рассмотрении предыдущей таблицы, и сравнить их, то нетрудно заметить иные результаты оптических смесей. Уже с первого взгляда бросается в глаза возникший в форме квадрата при смешении зеленого с красным новый цвет – теплый темно-золотистый, но уже менее насыщенный. Такое изменение в степени насыщенности чувствуется при сравнении данного темно-золотистого с чистым более насыщенным оранжевым, который возникает от близкого расположения красных и желтых штрихов. Это изменение объясняется тем, что красный и желтый цвета расположены в цветовом круге на более близком расстоянии по тону, нежели красный и зеленый, находящиеся, как мы уже знаем, дальше друг от друга. Из законов, вытекающих из оптического смешения цветов, нам известно, что чем дальше цвета удалены друг от друга по цветовому кругу, тем менее насыщенный цвет получается в результате смешения, и наоборот, чем ближе они расположены, тем чище смеси, т. е. большей насыщенности. Рассматривая показанные на иллюстрации 13 результаты смешения другой пары цветов (зеленого и синего), мы видим, что они уже иные: от смешения зеленого и синего получился холодный голубовато-зеленый, аквамариновый цвет.
На основе этого мы можем сделать вывод, что, как в одном случае, так и в другом, т.е. при смешении зеленого с красным и при смешении зеленого с синим, возникают каждый раз новые цветовые тона, лежащие в круге между смешиваемыми цветами. Других цветов, как мы убедились, не возникает. В этом и есть один из законов оптического смешения.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 14
Эта иллюстрация показывает результаты смешения цветов, расположенных близко друг от друга в цветовом круге (Илл. 5), в пределах так называемых малых хроматических интервалов (желтый и зеленый) и средних (зеленый и оранжевый), занимающих верхнюю половину круга и обозначенных номерами 1, 4, 22.
При смешении желтого цвета с зеленым получился, как это заметно, чистый желто-зеленый, достаточно насыщенный цвет. От смешения такого же зеленого с оранжевым получился светло-золотисто-желтый, но более слабой насыщенности и грязноватый по сравнению с желто-зеленым. Причина такого явления была объяснена при рассмотрении иллюстрации 13.
Если бы мы стали смешивать зеленый цвет не с оранжевым, а с более красноватым его оттенком или, скажем, с красным и даже пурпуровым, то мы получили бы в результате цвет с еще большей потерей насыщенности, чем в данном случае и до такой степени, что он приближался бы к серому, т. е. ахроматическому. Этот случай мы рассмотрим далее на иллюстрации 15.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 15.
На иллюстрации 15 нами представлены другие цвета: голубой, фиолетовый и красный, смешение которых попарно дает, как мы видим, иные результаты, чем на иллюстрациях 12, 13 и 14. Эти результаты хорошо заметны, если даже смотреть на данную иллюстрацию с близкого расстояния.
В местах чередования голубых штрихов с фиолетовыми неожиданно возник синий, а в местах чередования фиолетового с красным – пурпуровый, значительно большей насыщенности, чем полученный путем смешения синий. Это убеждает нас еще раз в большом практическом значении закона, вытекающего из данного явления: чем ближе по цветовым тонам смешиваемые цвета, тем чище выглядят их смеси.
Как упоминалось ранее, для каждого хроматического цвета может быть найден другой хроматический, который при смешении с ним в определенной пропорции даст ахроматический. Такие два хроматических цвета называются взаимно дополнительными цветами. Это собственно и будет являться одним из законов смешения цветов. Ознакомились мы и с главнейшими взаимно дополнительными парами (см. Илл. 11).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 16.
На иллюстрации 16 видны результаты, полученные от смешения таких дополнительных и близких к ним цветов. Если на предыдущих иллюстрациях (12, 13, 14 и 15) были смешаны (пространственно) цвета малых и средних хроматических интервалов, то здесь показаны результаты смешения цветов больших интервалов. Из приведенного выше вытекает правило, согласно которому при смешении таких цветов новых промежуточных цветовых тонов не возникает. И действительно, желтый и синий (ультрамариновый), как известно, являются дополнительными цветами, поэтому мы и видим в таблице, в местах их близкого расположения, неопределенный цвет, весьма приближенный к ахроматическому – серый с желтовато-зеленоватым оттенком. Во всех остальных случаях, как мы видели, получились более или менее чистые насыщенные цвета, причем возникали новые цветовые оттенки, которые имеются в цветовом круге.
Смешение желтого цвета с пурпурно-фиолетовым, т. е. двух цветов, близких к дополнительным (дополнительный к желтому – синий), не дает чистого цветового тона, а дает несколько грязноватый светло-золотистый цвет, но все же явно хроматический. Отсюда можно сделать вывод: чем дальше друг от друга расположены цвета в цветовом круге и чем больше они приближаются к дополнительным, тем получающиеся при их смешении цвета делаются бесцветнее (приобретают серую окраску), т. е. менее насыщенными. Это, собственно, есть другой закон смешения цветов. Зная этот закон и получаемые результаты, в практической деятельности легко пользоваться таблицами. Художник по ткацкому рисунку будет стараться избегать применения в тканях при переплетении дополнительных и близких к ним цветов, поскольку они не дают чистых цветов и новых приятных цветовых оттенков (за исключением, конечно, тех случаев, когда необходимо получить неяркие ткани).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 17.
На данной иллюстрации, в отличие от только что рассмотренной, даны три других, смешиваемых попарно, цвета: голубой (слева), оранжевый и синий ультрамариновый (справа). В этом варианте мы видим результаты смешения чистого голубого и оранжевого как взаимно дополнительных цветов. Они как бы слились в один суммарный цвет, и мы видим плоскость левого квадрата, окрашенную в близкий к ахроматическому цвету. Если внимательно посмотреть на правый квадрат, то легко заметить, что он приобрел некоторую окраску в сторону теплого тона и выглядит уже не серым, а близким к серому – грязно-пурпуровым. Оранжевый и синий цвета, как мы знаем, не являются взаимно дополнительными цветами, поэтому мы не получаем при смешении их чисто серого.
На иллюстрации 18 хорошо видна разница в результатах от смешения указанных выше цветов. В одном случае показано смешение недополнительных цветов: голубого и красного, а в другом – дополнительных: красного и голубовато-зеленого. В первом случае мы получили сине-фиолетовый цвет, во втором – ахроматический, серый.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 18.
Если сравнить результаты, полученные от смешения голубого с красным на данной иллюстрации с очень приближенными к этим на иллюстрации 12, то мы увидим, что есть разница, хотя с первого взгляда кажется, что они примерно одинаковы. Но разница, конечно, есть и довольно существенная. Фиолетовый, полученный смешением цветов на иллюстрации 12 (справа), имеет более красноватый оттенок и большую насыщенность и чистоту, а фиолетовый на иллюстрации 18 (слева) кажется синеватым и менее насыщенным. Нетрудно в связи с указанной заметной разницей установить ее причину. В одном случае мы смешивали красный, с синим, в другом – красный с голубым, а голубой расположен в цветовом круге немного дальше от красного, чем синий от красного. Вот эта, казалось бы на первый взгляд, малозаметная разница в цветовом различии оттенков заметно сказывается на результатах при их смешении.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 19.
На этой иллюстрации пространственное смешение дополнительных цветов и близких к дополнительным аналогично ранее рассмотренным, но здесь новый интересный вариант: смешение одного и того же фиолетового с разными оттенками желтого и зеленого. Случай довольно характерный как по смешиваемым цветам, так и по полученным результатам.
Смешиваем цвета: фиолетовый (на Илл. 5 в круге – № 13) с противоположным ему (близким к дополнительному) желтым (№ 1) и желто-зеленым (№ 24), т.е. дополнительным к нему. Из закона дополнительных цветов известно, что дополнительный к желтому – синий, а дополнительный к фиолетовому – желто-зеленый. Поэтому слева мы видим хроматический цвет – темно-желтовато-оранжевый квадрат, а справа близкий к ахроматическому – серый. В данном случае оба эти квадрата, полученные в результате смешения, в то же время воспринимаются довольно мягкими, какими-то легкими оттенками, которых мы не замечали в других случаях, скажем, при смешении голубого с оранжевым и оранжевого с синим (Илл. 17). Это смешение, как и ряд других, даст возможность получить при соответствующем подборе всевозможные новые, совершенно неожиданные оттенки, нужные в производственной практике специалиста.
Показанные нами многочисленные примеры получения пространственного смешения различных цветов дают широкую возможность при минимальном количестве красок достигать цветового эффекта и экономить различные материалы: красители, пряжу, волокно и т. п. На рассмотренных иллюстрациях мы видели, что достаточно иметь в наличии только два цвета, чтобы получить три цвета, и при наличии трех цветов (например пряжу, окрашенную в три цвета) можно получить эффект ткани из пяти цветов. Этот принцип, помимо экономии, разнообразит и обогащает палитру художника-ткача (дессинатора), что в свою очередь сказывается на улучшении отделки и художественного оформления изделий.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 20.
Пользуясь законом оптического смешения цветов путем комбинаций только трех цветов – красного, синего и зеленого, мы можем получить весь цветовой круг, т.е. все входящие в него цвета. Эти три цвета в оптическом смешении являются основными.
Переходя к рассмотрению на следующей иллюстрации другого способа смешения – механического, нам легко будет разобраться и увидеть разницу в результатах одного и другого способов. На иллюстрациях пространственного смешения мы видели и различные результаты оптического смешения цветов. Придавая важное значение явлениям смешения в практике, сформулируем основные законы смешений цветов, вытекающие из сказанного нами выше:
1. Для каждого хроматического цвета может быть найден другой хроматический, который при оптическом смешении с ним в определенной пропорции дает ахроматический. Такие два хроматических цвета называются дополнительными цветами. При смешении дополнительных цветов не в той пропорции, в которой они дают ахроматический, получается один из смешиваемых цветов и именно тот, которого взято слишком много, но с пониженной насыщенностью. Смешивая дополнительные .цвета в любой пропорции (произвольно), нельзя получить нового цветового тона.
2. При смешении двух недополнительных цветов получается новый цвет, лежащий в цветовом круге между ними.
3. Насыщенность смеси тем меньше, чем дальше друг от друга в цветовом круге лежат смешиваемые цвета.
4. Светлота смеси равна средней светлоте смешиваемых цветов.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 21.
Этот способ, называемый иначе материальным, или техническим смешением, в отличие от оптического состоит в смешении красок непосредственно на палитре, в смешении красильных растворов или же в накладывании двух прозрачных слоев друг на друга (лессировка).
В результате такого смешения возникают новые хроматические цвета, часто не похожие на те, которые получаются при смешении оптическом. Так, например, при смешении синей и желтой краски возникает зеленая. Правда, качество зеленого цвета не во всех случаях одинаковое; оно будет зависеть от свойства смешиваемых красок (от их спектра поглощения). Так, например, ультрамарин в смеси с желтой краской (кадмий желтый, крон лимонный, хром) дает не чисто зеленый цвет, а грязный, в то время как прусская синяя или берлинская лазурь дают с этой желтой чисто зеленый. Объясняется это тем, что при механическом смешении красок мы получаем не сложение цветных лучей на сетчатке глаза, как это имеет место в случае оптического смешения, а наоборот, процесс .вычитания из белого луча (солнечный луч, освещающий нашу смесь) тех лучей, которые поглощаются веществом этих смешиваемых красок (частицы красок всегда представляют собой мельчайшие цветные крупинки – пигменты, которые перемешиваются между собой). Лучи, прошедшие через прозрачные крупинки одного цвета, попадают на крупинки других цветов, которые могут в них задержаться, т. е. поглощаться. В результате из всех цветных лучей, имеющихся в источнике белого света, вернуться обратно и попасть на сетчатку глаза смогут лишь лучи, не поглощенные ни одной, ни другой краской, т.е. остаток лучей, как бы в результате вычитания. Поэтому и сам процесс носит название вычитательного (хотя на самом деле никакого собственно процесса вычитания здесь не происходит). Поясним это на следующем примере.
Белый свет, проходя через смесь желтого кадмия с берлинской лазурью, проходит через частицы то одного, то другого красочного пигмента. Желтые частицы поглощают из белого фиолетовые, синие, голубые лучи, а синие частицы берлинской лазури поглощают красные, оранжевые, желтые лучи, Не поглощенными ни одним, ни другим пигментами остаются зеленые лучи и близкие к ним голубовато-зеленые и желто-зеленые. Поэтому мы видим смесь зеленого цвета.
Этот вид смешения имеет помимо живописи широкое применение в полиграфической промышленности, текстильном производстве (в печатании машинным способом при накладывании краски на краску медным валом), фото, фильмов, печати или в ручной набойке деревянными «манерами» («цветками»)[9], а также в аэрографии, т. е. особом виде получения рисунка, при котором краски наносятся распылением. Такой способ смешения дает возможность получить многокрасочные эффекты всего лишь из трех основных красок: пурпурно-красной – кармин, голубой – берлинская лазурь и лимонно-желтой – крон.
Смешивая в различных пропорциях пурпурно-красную и желтую краски, получим все оттенки красных и оранжевых; смешивая пурпурно-красную и голубую, – все оттенки синих и фиолетовых; смешивая голубую и лимонно-желтую, – все оттенки зеленых.
Получение материального смешения цветов на нашей таблице достигается способом лессировки. Как мы видим, в ней шесть горизонтальных цветных полос перекрыты другими прозрачными цветами в вертикальном направлении в той последовательности, в какой они расположены в спектре. Таким образом, все цвета пересекли взаимно друг друга. В результате возникает обогащенная интересная гамма новых всевозможных теплых и холодных оттенков различной насыщенности. Так, перекрывая карминово-красный всеми цветами, мы получим там, где он смешивается с оранжевым, – красно-оранжевый; с желтым – оранжевый; с зеленым – темнокоричневый, с голубым – светлофиолетовый; с фиолетовым – красно-фиолетовый и т.д. В местах перекрытия желтого с голубым получим зеленый (достаточно чистый); красного с голубым – фиолетовый; желтого с красным – оранжевый; желтого с зеленым – желто-зеленый и т.д. Перекрывая все три основных краски вместе, получим темные цвета вплоть до черных. На возможности получения всех цветовых тонов из смешения трех указанных основных красок путем наложения их друг на друга основывается, как известно, цветное печатание «трехцветка».
Результаты лессировки можно хорошо видеть, если взять цветные стекла (простые светофильтры) и, наложив одно на другое попарно, посмотреть на свет. Цветные стекла могут в некотором отношении рассматриваться как растворы красителей. Примерно тот же результат получается при смешении красок непосредственно на палитре.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Перечислите цвета спектра разложения белого света призмой.
- Перечислите хроматические цвета.
- Перечислите ахроматические цвета.
- Что такое цветовой тон данного цвета?
- Что такое насыщенность цвета?
- Что такое светлота цвета?
- Что из основных характеристик цвета является качественной характеристикой хроматических цветов?
- Что из основных характеристик цвета является качественной характеристикой ахроматических цветов?
- Какие цвета мы называем взаимно дополнительными?
- Что вы можете сказать о пространственном смешении дополнительных цветов?
- Что вы можете сказать о пространственном смешении недополнительных цветов?
- Какие отличия в результирующем цвете могут быть при оптическом и механическом смешении двух цветов и почему?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптировано из:
1. Рудин Н.Г., Руководство по цветоведению, ГИЗЛЕГПРОМ, 1956.
[1] Хроматический значит цветной, ахроматический – бесцветный.
[2] Конечно, назвать цветами белый, серый и черный не совсем правильно уже только потому, что само слово «ахроматический» означает в переводе с греческого «бесцветный»; следовательно, в них отсутствует цвет. Поэтому примененное нами в отношении ахроматической группы цветов выражение «белые, серые и черные цвета» следует считать чисто условным и не понимать его в буквальном смысле слова. Так же условно следует понимать выражение в отношении «серых цветов» и в дальнейшем, когда оно будет встречаться в тексте.
[3] Ряд теорий указывает на получение малонасыщенных цветов только прибавлением одной белой краски (белил).
[4] Основа – нити, идущие в тканях вдоль; уток – нити, идущие поперек (по ширине) ткани.
[5] Степень светлоты с физической точки зрения объясняется количеством отраженного от данной поверхности света; идеально белая поверхность отражает 100% падающих на нее лучей, идеально черная – не отражает ничего (полностью поглощает лучи).
[6] Оптический способ смешения носит еще название аддитивного, а механический – субтрактивного.
[7] Свет, отражаемый от поверхностного слоя красок, подчиняется, правда, законам слагательного смешения цветов, однако в основном при смешении красок мы имеем случай вычитательного смешения.
[8] Максвелловскии диск, называемый «вертушкой», представляет собой специально приготовленные из окрашенной бумаги или материи цветные кружки с радиальным разрезом, которые насаживаются на ось электромотора. Вставленные один в другой кружки прижимаются к диску шайбочкой. Во вращающихся кружках цветные секторы не будут различаться отдельно, а сольются в один цвет. Для этого необходимо, чтобы число оборотов мотора было не менее 2000 в минуту, в противном случае будет мелькание.
[9]Дубовые или грушевые доски, на которых вырезается рисунок для нанесения его на ткань и различные виды изделий.