Сепаратор топлива и масла
Сепараторы, установленные на морских судах, предназначены для очистки топлива и масла от механических примесей и воды. Отделение механических примесей и воды, как более тяжелых частиц, происходит в центробежных сепараторах под действием центробежных сил, возникающих при вращающемся движении топлива или масла. На морских судах устанавливают центробежные сепараторы тарельчатые (дискового) типа самоочищающиеся или с ручной очисткой. Отделение грязи и механических примесей от топлива называется клариарификацией (осветление), отделение воды - пурификация (очищением).
Обводненные и загрязненное топливо очищают, применяя комбинированное очищение. Для этой цели на судах устанавливают два сепараторы, один из которых работает в режиме кларификации, другой - в режиме пурификации. Сепарация масла и сепараторы для него ничем не отличаются от топливных сепараторов и при наличии соединительной системы могут быть взаимозаменяемы. На морских судах устанавливают дисковые сепараторы типа СЦС, «Лаваль», «Титан», «Вестфалия» и других зарубежных фирм.
Сборка барабанов на кларификацию и сборка на пурификацию отличаются друг от друга.
а – на кларификацию, б – на пурификацию;
1 – тарелка без отверстия, 2 – грязевое пространство, 3 – тарелка с отверстиями.
Во вращающийся барабан сепаратора, собранный как кларификатор (рис. а), топливо поступает по центральному каналу в нижнюю часть барабана, отбрасывается к стенкам, проходит по зазорам между тарелками и отводится через кларификационные отверстия (на рисунке показано стрелками). Механические примеси и грязь откладываются на стенках барабана и на поверхностях тарелок под действием центробежных сил. Осадок из стенок барабана и с тарелок удаляют вручную при разборке сепаратора.
Методом кларификации пользуются при наличии в топливе значительного количества механических примесей и незначительного количества воды. Вода, откидывается вместе с механическими примесями, заполняет все грязевое пространство 2 и образует гидравлический затвор, который перекроет путь поступления топлива между тарелочных зазоров. Топливо, поступающего в барабан непрерывным потоком, начнет выливаться из патрубка переполнения. В этом случае сепаратор останавливают и очищают барабан. При кларификации сепаратор запускают с сухим барабаном, и когда он разовьет необходимые обороты (8-10 тыс. об /мин), постепенно наполняют топливом.
Для сепарирования обводненного (до 3% и больше воды) топлива барабан сепаратора собирают, как пурификатор (рис. б). Для этого устанавливают нижнюю тарелку 3 с отверстиями. При работе сепаратора по методу пурификация барабан заполняют теплой водой, температура которой должна быть одинакова с температурой сепарированного топлива. Вода образует водяной затвор, а топливо проходит по отверстиям в тарелках. Вода и механические примеси отделяются от топлива в между тарелочных зазорах и направляются к стенкам барабана. Отделенная вода непрерывно отводится от барабана (на рисунке показано стрелками). Самоочищающиеся сепараторы отличаются от несамоочисних конструкцией барабана, очистка которого происходит без остановки сепаратора.
1 – разгрузочное отверстие; 2 – затворный поршень; 3,6 – водные полости;
4,7,9,10 – отверстия; 5 – сливной клапан; 8 – камера; 11 – канал; 12 – кольцевой паз.
На рисунке показано устройство барабана самоочищающегося сепаратора СЦС-3.
На стенках барабана вырезаны разгрузочные отверстия 1, через которые выбрасывается грязь, отделенная от топлива. Разгрузочные отверстия закрываются замыкающим поршнем 2. правая часть рисунка соответствует положению запирающего поршня при очистке барабана, левая - при сепарации топлива. В момент пуска сепаратора разгрузочные отверстия открыты и поршень находится в нижнем положении. Движением поршня управляет специальная гидравлическая система, рабочей жидкостью в которой есть вода. Когда барабан наберет необходимое число оборотов, воду подают в камеру 8, откуда она через отверстия 7 и 9 идет, соответственно, в полости 6 и 3. С полости 6 вода сливается наружу в отверстие 10. а из полости 3 - по отверстию 4, каналу 11 в теле поршня до кольцевого паза 12 в стенке барабана и канала 5. Подача воды прекращается после заполнения системы полостей и каналов. С полости 6 вытекает часть воды, которая находится между отверстием 10 и стержнем барабана, в то время как из полости 3 вода сливается полностью.
В результате действия центробежных сил вода, оставшаяся в полости 6, создает давление на запирающий поршень, который поднимается и перекрывает разгрузочные отверстия. После этого в сепаратор подают топливо и работа по очистке топлива происходит, как описано выше.
Для очистки барабана снова подают воду в камеру 8, из которой по отверстию 7 и восьми отверстиями 9 вода начинает поступать в полости 6 и 3. В полости 3 вода накопляется гораздо быстрее, так как подается через восемь отверстий. Вода, накопившееся в полости 3, опускает поршень. Для очистки сепаратора прекращают подачу топлива в барабан и подают в большом количестве подогретую воду. Накопленная грязь под действием центробежных сил выбрасывается из барабана через разгрузочные отверстия. После остановки сепаратора вода из полости 6 стекает и поршень под действием силы тяжести опускается в нижнее положение.
Сепаратор льяльных вод.
1-корпус сепаратора; 2-пульт управления; 3-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 4-предохраиительный клапан; 5-манометр; 6-выводы датчика контроля содержания нефтепродуктов; 7-пневмоавтоматические поршневые клапаны сброса нефтепродуктов в сборный танк; 8-электропневматический клапан возврата льяльной воды при повышение нефтесодержания в ней выше 15 мл/л; 9-подпружинепный клапан слива воды за борт: 10-кран подачи воды для промывки; 11-аварийный датчик сигнализации при повышении нефтесодержания в сливаемой воде выше 15 мл/л; 12-кран слива воды; 13-сбориый танк нефтепродуктов; 14-винтовой насос;
15-запорно-невозвратный клапан выхода чистой воды; 16-соленоидиый клапан защиты винтового насоса; 17-корпус фильтра; 18-кран удаления нефтепродуктов и воздуха;
19-манометр; 20-шкаф аварийной сигнализации; 21-краны слива нефтепродуктов из сепаратора; 22-кран удаления воздуха из сепаратора; 23- контрольная кнопка работы системы автоматики; 24-главный выключатель системы автоматики; 25-запориый клапан между сепаратором и фильтром.
Эксплуатация сепаратора «RWO». Перед вводом в действие сепараторной установки «КМ» необходимо проверить подвод сжатого воздуха и электропитания к системе автоматики. При отсутствии электропитания системы автоматики оба поршневых клапана 7 отвода нефтепродуктов находятся в закрытом положении.
Ввод установки в действие следует производить в ниже указанной последовательности.
1. Открыть клапаны на трубопроводе сжатого воздуха, манометр должен показывать давление от 0,4 до 0,5 МПа.
2. Включить главный выключатель системы автоматики 24, при этом должна загореться зеленая контрольная лампа «Работа» и красная контрольная лампа «Нефть в сборный танк».
3. Полностью открыть подпружиненный сливной клапан 9 на отливном трубопроводе за борт и запорный клапан 25 между сепаратором и фильтром.
4. Группу клапанов перед насосом сепаратора переключить так, чтобы всасывалась чистая забортная вода для промывки сепаратора.
5. Запустить насос 14 сепаратора.
6. Заполнить сепараторную установку чистой забортной водой до появления воды через кран спуска воздуха 18. Из первичной и вторичной камер сепаратора воздух автоматически удаляется через поршневые клапаны 7 в сборный танк 13. После того, как сепаратор будет полностью заполнен водой, погаснут контрольная лампа «Нефть в сборный танк» и загорается зеленая контрольная лампа «Вода за борт». В целях безопасности и исключения попадания нефтепродуктов за борт проверить наполнение сепаратора и наличие в воде нефтепродуктов открытием спускных кранов 21.
7. Произвести проверку функционирования системы автоматики, для чего необходимо нажать контрольную кнопку 23 и удерживать её в течение 10 секунд. После этого должны загореться контрольная лампа «Нефть в сборный танк» и откроются поршневые клапаны.
8. При работающем насосе производить дросселирование подпружиненного сливного клапана 15 до тех пор, пока манометры 5 и 19 не покажут давление около 0,1 МПа.
Группу клапанов на всасывающем трубопроводе переключить так, чтобы приём НВ производился из нужного колодца машинного отделения.
После этого установка «RWO» готова к работе.
В процессе работы сепараторной установки необходимо поддерживать следующие параметры:
- температура подогрева НВ в сепараторе - 60°С;
- давление в корпусе фильтра - 0,1 МПа;
- давление в сепараторе - 0,15... 0,2 МПа;
- давление сжатого воздуха - 0,4.. .0,6 МПа;
- периодически производить удаление нефтепродуктов вручную из колпаков сепаратора и фильтра;
- периодически контролировать работу системы автоматики, путем нажатия контрольной кнопки на щите прибора контроля.