Особенности найма моряков, работающих на судах под иностранными флагами

Более половины судов мирового торгового флота в настоящее время зарегистрированы под так называемыми «удобными» флагами или, иначе, в странах открытой регистрации: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Кипр, Джибути, Гибралтар, Гондурас, Либерия, Люксембург, Мальта, Маврикий, Панама, Сингапур, Сент-Винсент и Гренадины, Вануату и др.

Российские судовладельцы также используют «удобные» флаги для регистрации своего флота. Число российских моряков, работающих на судах под «удобными» флагами растет с каждым годом.

Наем моряков на суда под «удобными» флагами, как правило, осуществляется через специализированные частные крюинговые компании, которые выступают в роли посредников между моряками и судовладельцами.

С появлением возможности торговли на морских путях и транспортировки разного вида товаров появилась необходимость в сборе экипажей моряков на суда. С годами эта структура преобразовывалась и совершенствовалась, и сейчас мы имеем возможность наблюдать одну из наиболее удобных позиций взаимодействия между судовладельцем и моряком - крюинг. Посредничество, которое осуществляет крюинг, есть не что иное, как помощь, занимающая важную позицию во всемирном торговом флоте.

В морском бизнесе поиск специалиста может занять несколько месяцев, ведь в судоходных компаниях работают люди из разных, не всегда портовых городов, а профессиональных моряков в городе, где находится офис компании, не хватает. На помощь таким фирмам приходят крюинговые компании.

Крюинговые компании – это организации, предоставляющие услуги судоходным компаниям по поиску и подбору специалистов.

Крюинговые компании могут находиться как в портовом городе, так и в городе, где нет выхода к морю или речному тракту, представительства таких компаний могут быть «разбросаны» по всей стране. Это позволяет им находить нужных специалистов в любом месте.

Крюинговые компании оказывают свои услуги не только самим предпринимателям, но и морякам. Именно благодаря работе этих компанийморяки могут быстро и практически без затрат найти себе хорошее место на судне. Отличием крюинговых компаний от простых агентств по поиску вакансий является то, что в первом случае моряк или человек без морской профессии имеет возможность пройти необходимую подготовку перед непосредственным трудоустройством. Крюинговое агентство - это связующее звено между отделом кадров судоходной организации и специалистом, желающим занять ту или иную вакансию.

Крюинговые компании формируют как полностью национальные экипажи, так и направляют моряков в индивидуальном порядке в смешанные экипажи.

Крюинговые компании производят подбор, обучение, найм и трудоустройство моряков. Деятельность таких компаний регламентируется Конвенцией МОТ о найме и трудоустройстве моряков № 179 «О трудоустройстве моряков» 2001г.(для России вступила в силу 27 августа 2002 г.) и Рекомендацией МОТ о найме и трудоустройстве моряков № 186. российские компании фактически руководствуются ее положениями. Согласно Конвенции (ст. 2) частные службы по найму и трудоустройству должны действовать только в соответствии с единой системой лицензирования, которая создается и изменяется только после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков. Государство должно обеспечить (ст. 4 Конвенции), чтобы на моряков не возлагалась прямо или косвенно оплата каких-либо сборов и издержек в связи с их наймом и предоставлением работы; определяет условия, при которых службы могут трудоустраивать, а также условия обработки (сбора, хранения, передачи) личных данных о моряках. В Российской Федерации лицензирование подобной деятельности осуществляет Федеральная миграционная служба в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006г. № 797 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» (с изменениями от 21 апреля, 11 мая, 29 сентября 2010 г.).

Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через них, а также хранить (конфиденциально) документацию о моряках, находящихся на учете. Эта документация должна содержать личные данные, данные о квалификации моряка, предшествующей трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба обеспечивает получение моряками до приема на работу информации о всех особых условиях работы на конкретном месте и о конкретной политике работодателей, о правах и обязанностях моряка, об условиях трудового договора (контракта).

Требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны, в первую очередь, на нормах Международной Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями 1995 г., а также соответствующих рекомендаций и резолюций Международной Морской Организации (ИМО).

Кроме необходимых квалификационных документов, моряк должен иметь рабочий диплом (свидетельство) с подтверждением государства флага и паспорт моряка, выданный компетентными властями государства флага судна.

В соответствии с требованиями Конвенции МОТ № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков», при найме на работу моряк должен иметь сертификат о прохождении медицинского профессионального осмотра, срок действия которого не более двух лет.

В соответствии с Международными медико-санитарными правилами Всемирной организации здравоохранения, для моряков необходимо наличие двух международных свидетельств – о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки и холеры, а также справки о прохождении проверки на СПИД.

При обращении в крюинговую или непосредственно в судовладельческую компанию моряк должен заполнить предлагаемую анкету (application form), в которой указывает следующие сведения: фамилию, имя, адрес, семейное положение, номера и даты выдачи необходимых дипломов и сертификатов, перечень судов, компаний и занимаемых должностей по прежним местам работы.

Кроме перечисленных в главе «Дипломирование моряков» Конвенционных свидетельств о квалификации моряка, компании могут требовать дополнительные сертификаты, выданные сертифицированными тренажерными центрами после соответствующей подготовки, по программам, например:

- тренировка команды мостика (ВТТ);

- маневрирование (SH);

- танкерная безопасность (TANK);

- инертизация и мойка танков сырой нефтью (COW/IGS);

- тренировка по безвахтенному обслуживанию МО (UMS);

- тренировка по грузовым операциям (LOADPR);

- специальная компьютерная программа (AMOS-D);

- техника безопасности (офицер безопасности) (SAFETY);

- МКУБ (ISM).

Такие требования свидетельствуют о заботе компании по подготовке квалифицированных моряков.

Непосредственно перед направлением на судно моряк заключает трудовой договор (на неопределенный или определенный срок), в котором определяются права и обязанности сторон и должны содержаться следующие данные (перечень приведен в соответствии с Модельным Законом «Об особенностях регулирования труда моряков (принят в г. Санкт – Петербурге 24.1. 2001г. постановлением межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ- по состоянию на март 2007 г.)»):

- фамилия, имя, отчество моряка, дата, месяц, год и место рождения;

- место и дата заключения договора;

- название судна или судов, на борту которых моряк обязуется работать, порт их приписки;

- численность экипажа судна;

- профессия или должность, на которую нанимается моряк;

- место и дата явки моряка на борт судна для работы;

- продовольсьвенное обеспечение;

- размер заработной платы;

- продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска;

-срок трудового договора и условия прекращения его действия;

Так как соглашение между крюинговой и судовладельческой компаниями относительно общих условий найма моряков довольно объемное, не все его положения могут включаться в индивидуальный контракт и в контракте может иметься только ссылка на указанное соглашение. Поэтому моряк должен ознакомиться не только с положениями индивидуального контракта, но и с соглашением между крюинговой компанией и судовладельцем, а также и коллективным договором между компанией и профсоюзом, членом которого является моряк. Найм моряков на работу через службы на суда, зарегестрированные в иностранном государстве, должен осуществляться с соблюдением условий найма, предусмотренных коллективным договором, действующем на данном судне, и индивидуальным договором (контрактом).

Каждому моряку, работающему на судне, зарегестрированному в иностранном государстве, гарантируется:

- возвращение в порт, в котором он был нанят, или возвращение по месту жительства;

- медицинский уход и выплата суточных моряку, вынужденному остаться на берегу в иностранном порту в результате болезни или несчастного случая.

Независимо от действующей системы найма и трудоустройства за моряком сохраняется право на выбор судна, на которое он будет нанят, а за судовладельцем – право на выбор моряка, которого он намерен нанять.

Состав (примерный) экипажа судов под «удобными» флагами (в скобках дано соответствие должностям на судах под российским флагом):

- Captain (капитан);

- Chief engineer (старший механик);

- Chief Mate ( старший помощник капитана);

- 1-st assistant engineer (второй механик);

- 2-nd mate (второй помощник капитана);

- 2-nd assistant engineer (третий механик);

- 3-rd mate (третий помощник капитана);

- 3-rd assistant engineer (четвертый механик);

- Radio officer (радиоинженер);

- Electric officer (электромеханик);

- Boatswain (боцман);

- Pumpman (донкерман);

- Ch. cook/ steward (старший повар/стюард);

- Able seaman (АВ) (матрос 1-го класса);

- Motorman (моторист);

- Ordinary seaman (матрос без класса);

- Wiper (моторист 2-го класса);

- Mechanic (машинист);

- 2-nd cook (2-ой повар).

Проблема в области работы с персоналом является одной из важнейших проблем всех крюинговых организаций . При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных организациях основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их количественной и качественной оценки, профессиональная подготовка специалистов, выдвижение молодых и перспективных работников, сохранение опытного комсостава, повышение степени использования бюджета рабочего времени, структурирование и планирование расходов на персонал.

Наши рекомендации