Дипломирование моряков

В соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и поправками к ней 1995 года, а также Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 г. № 900, уровень квалификации членов экипажей морских судов подтверждают следующие виды дипломов, квалификационных и специальных свидетельств специалиста:

а) дипломы:

- судоводителей: капитана, старшего помощника капитана, вахтенного помощника капитана, капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн, вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн;

- судовых механиков:первого разряда, второго разряда категорий А и В, третьего разряда категорий А и В;

- судовых электромехаников: первого разряда, второго разряда, третьего разряда;

- судовых радиоспециалистов: радиоэлектроника первого класса Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), радиоэлектроника второго класса ГМССБ, оператора ГМССБ, оператора ограниченного района ГМССБ, радиооператора первого или второго классов, оператора-радиотелефониста;

б) квалификационные свидетельства для лиц рядового состава: матроса, моториста, токаря-моториста, электрика;

в) специальные свидетельства специалиста для лиц командного и рядового состава, выдаваемые в соответствии с требованиями Конвенции 1978/1995 годов.

Дипломы, квалификационные и специальные свидетельства выдаются капитанами морских торговых портов лицам не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование, стаж работы на морских судах, годным по состоянию здоровья и прошедшим испытания, проводимые морскими квалификационными комиссиями (МКК) по программам, утвержденным Министерством транспорта РФ. Выпускники морских учебных заведений в течение одного года после окончания учебы освобождаются от испытания.

Дипломы, квалификационные и специальные свидетельства выдаются гражданам РФ и иностранным гражданам, окончившим морские учебные заведения РФ и работающим или работавшим на судах под Государственным флагом РФ, а также иностранным гражданам в случаях, предусмотренных международными договорами РФ с другими государствами – участниками Конвенции 1978 г. по вопросам подготовки и допломирования моряков.

Дипломы, выданные капитанам и другим членам экипажей морских судов, считаются действительными при наличии выдаваемых капитанами морских торговых портов подтверждений, удостоверяющих выдачу таких дипломов.

Лица, имеющие квалификационные свидетельства матроса, моториста, токаря-моториста и электрика могут допускаться к выполнению обязанностей члена экипажа по несению вахты на ходовом мостике или в машинном отделении.

Для получения диплома вахтенного помощника капитана(officer in charge of navigational watch) необходимо иметь:

1. Диплом об окончании высшего или среднего морского образовательного учреждения по специальности.

2. Стаж плавания на самоходных судах в составе палубной команды в соответствии с планами учебных заведений по программам, утвержденным Министерством транспорта РФ, не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике самоходных судов валовой вместимостью 500 рег. тонн и более под руковод-ством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики.

3. Диплом судового оператора ограниченного района ГМССБ или радиооператора ГМССБ с подтверждением.

4. Действующую медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

5. Свидетельство Государственной аттестационной Комиссии. (Форма № 2).

6. Заявление-справку учебного заведения по установленной форме. (Форма № 22).

7. Свидетельства, выданные учебным заведением или сертифицированным учебным центром, о прохождении тренажерной подготовки по программам «Радиолокационное наблюдение и прокладка» (РЛС) и «Использование системы автоматизированной радиолокационной прокладки» (САРП), начальной подготовки (НБЖС), специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками, к борьбе с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи.

Если проверка компетентности выпускника по различным видам обязательной подготовки проводилась в учебном заведении в различные сроки, то в заявлении-справке должна указываться самая ранняя из всех дат проверки компетентности, т.е. дата того вида подготовки, пятилетний срок которой истекает раньше.

Диплом вахтенного помощника капитана позволяет занимать должность вахтенного помощника капитана на любых судах (до 2-го помощника включительно) или должность старшего помощника капитана на судах прибрежного плавания валовой вместимостью до 500 рег. тонн.

Для получения диплома старшего помощника капитана(Chief Mate) необходимо иметь:

1. Диплом вахтенного помощника капитана (для обмена на диплом нового образца – диплом штурмана малого плавания – ШМП).

2. Стаж плавания на самоходных судах в должности вахтенного помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев на судах валовой вместимостью 500 рег. тонн и более (подтвержденный справкой).

3. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судоводительских факультетах морских учебных заведений по программе С-1 «Старший помощник капитана морского судна»

Для получения диплома капитана (Master) необходимо иметь:

1. Диплом старшего помощника капитана (для обмена на диплом нового образца – диплом штурмана дальнего плавания – ШДП).

2. Справку о плавании, подтверждающую стаж работы на самоходных судах валовой вместимостью 500 рег. тонн и более в должности старшего помощника капитана не менее18 месяцев.

3. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судоводительском факультете по программе С-2 «Капитан морского судна»

Также для получения дипломов старшего помощника капитана и капитана необходимо иметь:

1. Свидетельства, выданные сертифицированным тренажерным центром по подготовке или обновлении подготовки и проверки компетентности по следующим видам обязательной специальной подготовки:

- начальная подготовка (НБЖС) (Правило VI/1 Конвенции 1978 г.);

- специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками (Правило VI/2 Конвенции 1978 г.);

- к борьбе с пожаром (для старшего помощника и капитана по расширенной программе) (Правило VI/3 Конвенции 1978 г.);

- по оказанию первой медицинской помощи и уходу за больными (Правило VI/4 Конвенции 1978г.);

- по использованию РЛС;

- по использованию САРП;

2. Диплом судового оператора ГМССБ.

3. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

4. Протокол сдачи квалификационного экзамена МКК.

Диплом старшего помощника капитана позволяет занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах; диплом капитана – должности до капитана включительно на любых судах.

Для получения диплома судового механика третьего разряда категории А (officer in charge of engineering watch) выпускники морских учебных заведений должны иметь:

1. Диплом об окончании высшего или среднего морского учебного заведения по специальности.

2. Стаж плавания не менее 8 месяцев на самоходных судах в составе машинной команды с выполнением обязанностей по обслуживанию судовых технических средств и свидетельство о прохождении производственной практики по судоремонту в соответствии с планами учебных заведений по программам, утвержденным Министерством транспорта РФ. Прохождение практики должно фиксироваться в книге регистрации по форме, утвержденной Министерством транспорта РФ.

3. Действующую медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

4. Свидетельство Государственной Аттестационной комиссии. (Форма 2).

5. Справку учебного заведения установленной формы. (Форма 22).

Для получения диплома судового механика третьего разряда категории В (second engineer on ships less than 3000 kWt) необходимо иметь:

1. Диплом судового механика третьего разряда (механика третьего разряда категории А).

2. Справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 12 месяцев в должности вахтенного механика на судах с главными двигателями мощностью 750 kWt и более.

3. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судомеханическом факультете по программе М-1 «Второй механик морского судна».

Для получения диплома механика второго разряда категории А (second engineer) необходимо иметь:

1. Диплом судового механика третьего разряда (механика третьего разряда категории А).

2. Стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах в должности вахтенного механика, в том числе не менее 12 месяцев на судах с главными двигателями мощностью750 kWt и более или диплом судового механика третьего разряда категории В и справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 12 месяцев на самоходных судах в должности второго механика или вахтенного механика.

3. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судомеханическом факультете по программе М-1 «Второй механик морского судна».

Для получения диплома судового механика второго разряда категории В (chief engineer on ships less than 3000 kWt) необходимо представить:

1. Диплом судового механика третьего разряда с действующим подтверждением на должность второго механика на судах с главными двигателями мощностью менее 3000 kWt или диплом судового механика третьего разряда категории В и справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 12 месяцев в должности второго механика на судах с главными двигателями мощностью 750 kWt и более, или диплом судового механика второго разряда (механика второго разряда категории А) и справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 12 месяцев в должности второго механика на судах с главными двигателями мощностью 750 kWt и более.

2. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судомеханическом факультете по программе М-2 «Старший механик морского судна».

Для получения диплома судового механика первого разряда(chief engineer) необходимо иметь:

1. Диплом судового механика второго разряда (в том числе категории А или В).

2. Стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах в должности старшего механика на судах с главными двигателями мощностью 750 kWt и более и/или второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью 3000 kWt и более (в стаж работы может быть включено время плавания на судах с главными двигателями общей мощностью 3000 kWt и более в должности второго механика, представленные при получении диплома механика 2 разряда категории В). Подтверждается справкой.

3. Свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судомеханическом факультете по программе М-2 «Старший механик морского судна».

Также для получения дипломов судовых механиков всех уровней необходимо иметь свидетельства, выданные сертифицированным тренажерным центром по следующим видам специальной подготовки:

- начальная подготовка (НБЖС) в соответствии с правилом VI/1 Конвенции 1978 г.;

- подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками (Правило VI/2-1 Конвенции 1978 г.);

- подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе (Правило VI/3 Конвенции 1978 г.);

- подготовка по оказанию первой медицинской помощи (Правило VI/4 Конвенции 1978 г.);

- свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на соответствие требованиям Конвенции 1978 г.

4. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

5. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.

В зависимости от диплома судовые механики могут занимать должности:

- судовой механик третьего разряда– до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью менее 750 kWt; второго механика на судах с главными двигателями мощностью менее 3000 kWt (с учетом дополнительных требований); до третьего механика включительно – на любых судах;

- судовой механик второго разряда– старшего механика на судах с мощностью главного двигателя менее 3000 kWt (с учетом дополнительных требований) и до второго механика включительно на любых судах;

- судовой механик первого разрядаможет занимать любую должность по специальности на любых судах.

Для получения диплома судового электромеханика третьего разряда(electrical engineer officer) необходимо иметь:

1. Диплом об окончании высшего или среднего морского учебного заведения по специальности.

2. Действующие медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

3. Свидетельство Государственной Аттестационной комиссии. (Форма 2).

4. Заявление-справку учебного заведения по установленной форме. (Форма 22).

Если проверка компетентности выпускника по различным видам обязательной подготовки проводилась в учебном заведении в различные сроки, то в заявлении-справке должна указываться самая ранняя из всех дат проверки компетентности, т.е. дата того вида подготовки, пятилетний срок которой истекает раньше.

Для получения диплома судового электромеханика второго разряда(electrical engineer officer) необходимо иметь:

1. Диплом судового электромеханика третьего разряда и справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с электрооборудованием мощностью 750 kWt и более с дипломом судового электромеханика 3 разряда в должности электромеханика.

2. Свидетельство или свидетельства, выданные образовательным учреждением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверки компетентности по следующим видам обязательной специальной подготовки:

- начальная подготовка (НБЖС) в соответствии с правилом VI/1 Конвенции 1978 г.;

- подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками (Правило VI/2-1 Конвенции 1978 г.);

- подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе (Правило VI/3 Конвенции 1978 г.);

- подготовка по оказанию первой медицинской помощи (Правило VI/4 Конвенции 1978 г.);

3. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

4. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.

Для получения диплома судового электромеханика первого разряда(electrical engineer officer) необходимо иметь:

1. Диплом судового электромеханика второго разряда и справку о плавании, подтверждающую стаж работы не менее 24 месяцев на самоходных судах с электрооборудованием мощностью 1500 kWt и более с дипломом судового электромеханика 2 разряда в должности электромеханика.

2. Свидетельство или свидетельства, выданные образовательным учреждением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверки компетентности по следующим видам обязательной специальной подготовки:

- начальная подготовка (НБЖС) в соответствии с правилом VI/1 Конвенции 1978 г.;

- подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками (Правило VI/2-1 Конвенции 1978 г.);

- подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе (Правило VI/3 Конвенции 1978 г.);

- подготовка по оказанию первой медицинской помощи (Правило VI/4 Конвенции 1978 г.);

3. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

4. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.

Виды квалификационных свидетельств рядового состава:

- боцман;

- матрос первого класса;

- матрос второго класса;

- вахтенный матрос;

- моторист первого класса;

- моторист второго класса;

- моторист-токарь;

- вахтенный моторист;

- электрик первого класса;

- электрик второго класса.

Для получения квалификационного свидетельства вахтенного матроса(rating forming part of a navigational watch) необходимо иметь:

1. Свидетельство о прохождении подготовки по программе «матрос».

2. Справку о плавании на самоходных судах с выполнением под наблюдением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике не менее 2 месяцев.

3. Свидетельство, выданное учебным заведением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверки компетентности по начальной подготовке в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции 1978 г. и В-II/4, А-II/4, II/4.

4. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

5. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.

Для получения квалификационного свидетельства вахтенного моториста(rating forming part of an engineering watch) необходимо иметь:

1. Свидетельство о прохождении подготовки по программе «моторист».

2. Справку о плавании на самоходных судах с выполнением под наблюдением обязанностей по несению вахты в машинном отделении не менее 2 месяцев.

3. Свидетельство, выданное учебным заведением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверки компетентности по начальной подготовке в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции 1978 г., III/4, А-III/4 и В-III/4.

4. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

5. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.

Для получения квалификационного свидетельства судового электрика необходимо иметь:

4. Свидетельство о прохождении подготовки по программе «судовой электрик».

5. Справку о плавании на самоходных судах в составе машинной команды не менее 2 месяцев.

6. Свидетельство, выданное учебным заведением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверки компетентности по начальной подготовке в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции 1978 г.

4. Медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат.

Все специальные свидетельства специалистов выдаются на срок, не превышающий пяти лет.

Судоходные компании могут проводить дополнительную подготовку моряков в тренажерных сертифицированных центрах на базе учебных заведений с получением следующих квалификационных сертификатов:

- организация работы мостика (для судоводителей);

- безопасность на нефтяных танкерах;

- технология мойки танков сырой нефтью;

- система инертных газов;

- безопасность на танкерах-химовозах;

- пожарная безопасность;

- система контроля паров;

- МКУБ.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ, к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положениями, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

Подтверждения теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия

.

Наши рекомендации