Посадки в системе отверстия и в системе вала, графическое изображение полей допусков
Практическая работа №2
Образование различных посадок связано с понятиями «посадки в системе отверстия» и «посадки в системе вала». Посадки в системе отверстия – это посадки, в которых различные зазоры или натяги получают соединением различных валов (например, g, m, р и др.) с основным отверстием Н. Посадки в системе вала – это посадки, в которых различные зазоры или натяги получают соединением различных отверстий (например, F, R, N и др.) с основным валом h.
Рис. 1
Графическое изображение системы отверстия и системы вала представлено на рис. 1. Здесь 1– поля допусков валов; 2 – поле допуска основного отверстия; 3 – поля допусков отверстий; 4 – поле допуска основного вала.
В системе отверстия предельные отклонения отверстия для всех посадок одинаковы, а различные посадки достигаются изменением предельных отклонений валов. В системе вала предельные отклонения вала для всех посадок одинаковы, а различные посадки достигаются изменением предельных отклонений отверстий.
В обозначение посадки входит номинальный размер, общий для соединения; за ним следует дробь, в числителе которой указывается поле допуска отверстия, а в знаменателе – поле допуска вала. Например: посадки в системе отверстия –
Æ60 ; Æ60 ;Æ60 ;
посадки в системе вала –
Æ60 ; Æ60 ; Æ60 .
Из этих параметров видно, что одну и ту же посадку можно получить как в системе отверстия, так и в системе вала.
При выборе системы посадок учитывает следующие соображения. Наиболее распространена система отверстия, так как при работе по этой системе образуется меньше различных по размерам отверстий, следовательно, производство потребует меньше различных режущих инструментов для обработки отверстий, непосредственно формирующих размер (сверл, зенкеров, протяжек), калибров-пробок и оправок для приспособлений. Обработка валов с разными размерами проще: например, на одном токарном или шлифовальном станке можно получить разные значения размеров вала. Но осуществлять различные посадки только по одной системе отверстия можно не в каждой машине, а в ряде случаев это даже экономически невыгодно. Экономически и технологически выгодней применять систему вала, когда используется цельнотянутый материал в виде прутка или проволоки без последующей дополнительной механической обработки. Систему вала приходится также применять при использовании в конструкциях машин унифицированных или стандартных сборочных единиц и деталей, например подшипников качения при посадке в корпус, контрольных штифтов, валиков и т. п.
Для размеров от 1 до 3150 мм ГОСТ 25347–89 рекомендует большое количество различных полей допусков, которые делятся на поля допусков основного отбора (81 для валов и 72 для отверстий) и дополнительные поля допусков (36 для валов и 32 для отверстий).
Неограниченное использование всех стандартов полей допусков приводит к появлению на производстве большого количества различных размеров отверстий и валов, требующих обработки, а. следовательно, и большого количества разнообразных размерных режущих инструментов (разверток, зенкеров и др.), приспособлений, калибров, оправок и т. п.
Все это усложняет инструментальное хозяйство завода, удорожает производство машин и удлиняет сроки подготовки производства для выпуска машин новых конструкций. При относительно небольшой номенклатуре режущих инструментов и калибров и большой потребности в них создаются благоприятные возможности для организации массового производства их на специализированных заводах, что приводит к повышению качества инструмента.
Чтобы уменьшить количество типоразмеров изготавливаемых деталей и упростить производство, в полях допусков 1-го и 2-го рядов выделены для предпочтительного применения 16 полей допусков для валов и 10 для отверстий: g6, h6, js6, кб, пб, рб, гб, s6, f7, h7, е8, h8, d9, h9, dll, h11; H7, IS7, K7, N7, P7, F8, H8, E9, H9, Hll.
Предпочтительные поля допусков согласованы с рекомендацией ИСО, следовательно, они будут распространены во всех странах. На эти поля допусков в основном ориентируется организация по производству специализированного инструмента и калибров.
ГОСТ 2.307–68 ЕСКД предусматривает три способа нанесения предельных отклонений линейных размеров в рабочих чертежах:
1. условными обозначениями полей допусков и посадок, например: 18Н6; 60f6;
2. числовыми величинами предельных отклонений, например:60 ;
3. условными обозначениями полей допусков и справа в скобках числовыми величинами предельных отклонений, например: ÑÆrÑ .
3-й способ обозначения полей допусков ЕСКД называет предпочтительным.
Примечание. Если отверстие в системе вала и отверстие и вал имеют номинальный размер, не соответствующий ГОСТ 6636-69, то они должны иметь обозначения допусков только третьим 60r6 .
При нанесении на чертеже числовых значений отклонений верхнее отклонение, определяющее наибольшее допустимое значение размера, наносится над нижним. Отклонение, равное нулю, не указывается; в этом случае наносится только одно отклонение: с плюсом (+) на месте верхнего (например, 5+0,030), с минусом (-) на месте нижнего предельного отклонения (например, 50-0,062).
Рис. 2
При симметричном расположении отклонений, т. е. когда отклонения равны, но имеют разные знаки, величина отклонения наносится со знаком (±) рядом с номинальным размером шрифтом этого же размера (например, 115+0,110) (рис. 2).
ГОСТ 25347-89 содержит также рациональные сочетания полей допусков и квалитетов для отверстия и вала в посадке под наименованием «Рекомендуемые посадки». Эти посадки (основные и комбинированные) предусмотрены как в системе отверстия, так и в системе вала.
Основные (например, ) посадки – это посадки, в которых поля допусков отверстий и валов одного квалитета. Иногда применяют комбинированные посадки – посадки, образованные сочетанием поля допуска отверстия одного квалитета с полем допуска вала другого квалитета одной системы (например, и т.д.).
Сочетание полей допусков валов и отверстий из разных систем ГОСТ 25347-89 не рекомендует.
При номинальных размерах 1–500 мм рекомендуются 70 посадок в системе отверстия и 61 посадка в системе вала (основных и комбинированных).
Таблица 1 – Предпочтительные посадки для размеров от 1 до 500 мм
Для предпочтительного применения выделены 17 посадок в системе отверстия и 10 посадок в системе вала (табл. 1).
При выборе посадки с гарантированным зазором основной задачей является обеспечение наименьшего трения между соприкасающимися поверхностями вала и втулки, а, следовательно, и наименьшего износа их.
Посадка с натягом обеспечивается силой трения между поверхностями деталей и зависит от величины натяга. Поэтому при выборе посадки с натягом определяют допускаемые значения наибольшего и наименьшего натягов.
В скользящих посадках ( ) наименьший зазор равен нулю, поэтому они находятся на грани между неподвижными и переходными посадками. При хорошей смазке детали перемещаются относительно друг друга свободно (например, направляющие и пиноли в станках, поршневые штоки в цилиндрах насосов и поршневых машин, центрирующие поверхности фланцев и крышек).
Посадки типа имеют малый гарантированный зазор, что создает хорошее центрирование деталей и отсутствие ударов при перемене нагрузки. При хорошей смазке посадки применяют для сопряжения шейки коленчатого вала с шатуном в поршневом двигателе, вала ротора турбины и шпинделей станков, клапанов.
Посадки применяют для соединения деталей, которые работают в основном при умеренных и постоянных скоростях и при безударной нагрузке (например, вращающиеся в подшипниках валы и шпиндели).
Посадки имеют относительно большие зазоры и применяются для подвижных соединений при большой длине втулки и частоте вращения 1000 об/мин (например, цапф валов с втулками подшипников в центробежных насосах, в приводах шлифовальных станков и турбогенераторах, валов холостых шкивов и свободно вращающихся колёс).
Посадки характеризуются относительно большими зазорами и применяются для соединения деталей, работающих с большими скоростями, когда по условиям работы деталей допускается неточное центрирование (например, в сельскохозяйственных, дорожных и других машинах).
Рис. 3
Посадка применяется для деталей, работающих при высокой температуре (например, в тепловых двигателях).
Посадки дают хорошую точность центрирования и обеспечивают быструю сборку. Их применяют для быстроходных шкивов, колес редукторов, маховичков, рукояток, муфт, установочных колес.
На сборочных чертежах предельные отклонения размеров деталей или условные обозначения показывают в виде дроби: в числителе всегда указываются условное обозначение или числовые величины отклонений отверстий, а в знаменателе – условные обозначения или числовые величины отклонений вала (рис. 3).
Контрольные вопросы:
1. Посадки в системе отверстия и в системе вала.
2. Графическое изображение системы отверстия и системы вала.
3. Как отличаются системы отверстия и вала?
4. Как обозначают посадки?
5. Как выбрать систему посадок?
6. К чему приводит неограниченное использование различных полей допусков?
7. Способы нанесения предельных отклонений линейных размеров в рабочих чертежах.
8. Рекомендуемые посадки.
9. Как выбрать посадку с гарантированным натягом?
10. Как показывают предельные отклонения на сборочных чертежах?