Отчет о плавательской практике
Электромеханический факультет
Кафедра Эксплуатации судовых энергетических установок
Отчет по плавательской практике
Выполнил: Постников С.А
Гр.М-542
Проверил: Попов М. Н
Нижний Новгород
2011г.
Теплоход «НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ»
ПРОЕКТ 301
Тип судна: Пассажирский теплоход туристского назначения
Место постройки: Бойценбург (Восточная Германия)
Судостроительное предприятие: VEB Elbewerften Boizenburg/Rosslau
Год постройки судна: 1981
Технические данные:
Класс речного регистра: | «О» |
Длина: | 125 м |
Ширина: | 16, 7 м |
Высота от основной линии: | 15, 96 м |
Пассажировместимость: | 360 чел. |
Полное водоизмещение: | 3570 т |
Осадка средняя: | 2, 76 м |
Скорость хода (на глубокой воде): | 26, 2 км/ч |
Главные двигатели:
Дизели: 6ЧРН 36/45 (Г70-5) (четырёхтактные реверсивные с газотурбинным наддувом)
Количество и мощность: 3 × 736 кВт (1000 л. с.)
Отчет о плавательской практике
Я, Постников Сергей Александрович студент Волжской Государственной Академии Водного транспорта проходил плавательскую практику на речном пассажирском теплоходе «Николай Чернышевский» в должности вахтенного моториста. Время несения ходовой вахты продолжалась с12.00-16.00 и с 24.00-04.00ч.
1.1. Основные обязанности вахтенного моториста:
Вахтенный моторист при наступлении на вахту обязан:
- получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте;
- проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении;
- доложить вахтенному механику о замеченных недостатках.
Во время вахты вахтенный моторист обязан:
- находиться на своем посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;
- соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки;
- выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения;
- при возникновении неполадок технических средств, пожара или поступлении бортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;
- поддерживать чистоту и порядок и машинном отделении.
1.2. Судовая энергетическая установка
СЭУ состоит из комплекса оборудования (тепловых двигателей, механизмов, аппаратов, магистралей, систем ), предназначенного для преобразования энергии топлива в механическую, электрическую и тепловую энергию и транспортировки её к потребителям. Указанные виды энергии обеспечивают: движение судна с заданной скоростью; безопасность и надёжность плавания; работу механизмов машинного отделения, палубных механизмов и устройств; электрическое освещение; действие средств судовождения, управления механизмами, сигнализации и автоматики; общесудовые и бытовые нужды экипажа и пассажиров.
В СЭУ входят:
-главная судовая энергетическая установка (ГСЭУ),энергия которой используется для приведения в действие движителей. Она состоит из главных двигателей, обслуживающих их вспомогательных механизмов, аппаратов и систем, валопроводов и передач;
-вспомогательные судовые энергетические установки (ВСЭУ), обеспечивающие всеми видами энергии судовые механизмы и нормальное функционирование ГСЭУ.К ним относятся вспомогательные двигатели (дизель-генераторы) и аварийные дизель-
генераторы, вспомогательные котлы и аккумуляторная станция, а также обслуживающие
их вспомогательные механизмы, аппараты и системы;
- механизмы и аппараты общесудовых систем (бытового водоснабжения, отопления и обогревания, вентиляции и кондиционирования воздуха, осушительной, балластной, противопожарной, сбора и очистки подсланевых и сточных вод);
-системы автоматического и дистанционного управления, контроля и защиты ГСЭУ и ВСЭУ, механизмов и аппаратов общесудовых систем.
Главные судовые энергетические установки могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
по роду топлива – на установки, использующие органическое ( продукты перегонки
нефти, уголь) и ядерное топлива.
по типу главных двигателей – на установки с поршневыми двигателями внутреннего
сгорания (ДВС) ; с турбинными двигателями: газовыми (ГТ) и паровыми (ПТ) турбинами;
комбинированные: газотурбинные со свободнопоршневыми генераторами газа (СПГГ ГТ),
газопаровые (КГП);
по типу главной судовой передачи- на установки с механической, гидравлической, электрической и комбинированной передачами;
по числу гребных валов – на одно- и многовальные.
Судовые двигатели
Дизельные энергетические установки получили широкое распространение на судах различного назначения вследствие ряда положительных причин:
- возможность создания большого диапазона агрегатных мощностей на базе стандартных типоразмеров цилиндров;
- доступности использования различных типов передач;
- сравнительно высокой экономичности;
- относительной простоты автоматизации управления.
В настоящее время около 95% речного самоходного флота и все суда смешанного «река-море» плавания оборудованы ДЭУ.
Дизели типа 6ЧРН 36/45 (Г60, Г70, Г70-5) предназначены для работы в качестве главных судовых двигателей речных и морских судов с передачей мощности либо непосредственно на гребной вал, либо через высокоэластичную шинную муфту.
Дизели выпускаются двух моделей: правой и левой. Конструкция их идентична, только левая модель является зеркальным отображением правой модели.
Технические характеристики:
| Г70-5 Г70-5 |
| 6ЧРН 36/45 |
| 736 киловатт |
| 809.6 киловатт |
| 625.6 киловатт |
| 220.8 киловатт |
| 350 об/мин |
| 360 об/мин |
| 105 об/мин |
| |
| |
| Вертикальное рядное |
| 1-5-3-6-2-4 1-4-2-6-3-5 1-4-2-6-3-5 1-5-3-6-2-4 |
| |
| 360 мм |
| 450 мм |
| 45, 78 л |
| 11 ÷ 12 |
| 75 ± 2 кг/см2 |
Так же судно снабжено четырьмя дизель-генераторами типа 6NVD 26/20 AL-1 номинальной мощностью 530 кВт и частотой вращения коленчатого вала равной
1000 об/мин.
Конструкция: простого действия, вертикальный шести цилиндровый четырехтактный однорядный двигатель с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с последовательно включенным охладителем воздуха. Два дизеля правого исполнения, правого вращения и два – левого исполнения, правого вращения.
Генераторы: четыре агрегата бортовой сети трехфазного тока по 600 кВт каждый. Изготовителем этих агрегатов является Народное Предприятие тяжелого машиностроения имени Карла Либкнехта в городе Магдебурге.
Аварийный дизельгенератор типа 4NVD 26/18 номинальной мощностью 95 кВт и частотой вращения коленчатого вала равной 750 об/мин.
Конструкция: простого действия, вертикальный четырех цилиндровый однорядный четырехтактный двигатель с непосредственным впрыском топлива, правого исполнения и правого направления вращения.
ОСТОВ
Остов дизеля состоит из фундаментной рамы, блока цилиндров и цилиндровых крышек. Рама и блок скреплены между собой анкерными связями. Кроме того, нижняя полка блока и верхняя полка рамы скреплены болтами. Герметичность стыка блока и рамы достигается с помощью пасты «Герметик». Крышки цилиндров устанавливаются на блок и крепятся к нему шпильками.
Фундаментная рама
Фундаментная рама отлита из чугуна. Она разделена на семь литых поперечных перегородок, в гнёздах которых устанавливают рамовые подшипники: шесть опорных и один опорно-упорный.
Анкерные связи проходят сквозь поперечные перегородки и ввёрнуты в специальные круглые гайки, где стопорятся штифтами.
Вдоль длины рамы против каждого цилиндра имеются смотровые люки, закрытые крышками. На крышках, установленных со стороны коллекторов, имеются предохранительные клапаны, которые предотвращают разрушение дизеля в случае взрыва паров масла в картере.
На судовой фундамент рама устанавливается своими опорными лапами. В лапах имеются резьбовые отверстия, в которые ввертываются отжимные болты. С помощью них производится центровка осей коленчатого вала дизеля и судового валопровода. Крепление рамы на судовом фундаменте производится фундаментными болтами. Отверстия под призонные болты в лапах развертываются совместно с отверстиями в проставочных клиньях и судовом фундаменте. Отжимные болты после установки дизеля и пригонки клиньев должны быть ослаблены или совсем вывернуты.
Гнезда рамовых подшипников образованы расточкой рамы совместно с крышками подшипников.
Рамовые подшипники состоят из верхних и нижних вкладышей, установленных в гнездах фундаментной рамы и закрытых крышками, которые крепятся при помощи шпилек и шплинтуемых гаек.
Вкладыши рамовых подшипников взаимозаменяемые и устанавливаются в гнезда без шабровки.
Блок цилиндров
Блок цилиндров отлит из чугуна. Он разделен литыми поперечными перегородками на шесть секций, в которых размещаются цилиндровые втулки.
Пространство между втулками и блоком заполнено охлаждающей водой. Вода подводится через отверстия в нижней части блока, омывает втулки и
через переливные трубки поступает в охлаждающие полости цилиндровых крышек.
Сверху в блок ввернуты шпильки для крепления цилиндровых крышек.
С боку блока, в полости закрытой щитами, устанавливается распределительный вал.
Втулка цилиндра отлита из чугуна. Имеет опорный бурт и два посадочных пояса, которыми она устанавливается в блоке цилиндров. Внутри втулка имеет хонингованную поверхность. На внутренней поверхности в верхней части выфрезерованы два кармана для прохода клапанов, а в нижней – для прохода шатуна.
Крышка цилиндра
Крышка цилиндра отлита из чугуна. В центре крышки имеется отверстие под форсунку. С обеих сторон этого отверстия, вдоль оси коленчатого вала, расположены впускной и выпускной клапаны. Со стороны распределения на крышке установлены две стойки с осью и коромыслами привода впускного и выпускного клапанов. Клапаны и их привод закрыт чугунным кожухом и крышкой.
Каналы для надувочного воздуха и выхлопных газов выводятся на одну сторону, таким образом надувочный и выхлопной коллекторы расположены с одной стороны.
Со стороны коллекторов расположены пусковой клапан и термопара. Предохранительно-декомпрессионный клапан крепится к крышке со стороны распределения.
К блоку каждая крышка крепится шестью шпильками.
Цилиндровые крышки охлаждаются водой. Охлаждающая вода поступает из блока в нижнюю часть крышки, омывает гнездо форсунки, затем поступает из нижней полости в верхнюю. Там поток воды охлаждает стенки выпускного канала и через переливное колено отводится из крышки.
Впускной и выпускной клапаны. Впускной клапан изготовлен из качественной конструкционной стали, а выпускной из жаростойкой стали с наплавкой фасок тарелки твердым сплавом ВЗК.
Клапаны двигаются в направляющих втулках, запрессованных в крышку цилиндра. Каждый клапан прижат к седлу двумя пружинами, навитыми в разные стороны.
Впускной клапан при переходе от штока к радиусу тарелки имеет местное уменьшение диаметра и маркируется «ВП». Выпускной клапан имеет увеличение диаметра и маркируется «ВХ».