Тема: Мышцы и фасции груди. Диафрагма, развитие, строение, функции
Цель занятия: описывать и называть по-латыни мышцы груди и диафрагму, их развитие, строение, топографию и функции.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I .Области груди в связи с проекцией внутренних органов на внешние покровы (голотопия).
II. Классификацию мышц груди по положению и происхождению:
1. поверхностные (трункопетальные и трункофугальные);
2. глубокие (аутохтонные)
III. Поверхностные мышцы груди:
1. трункопетальные (начало, прикрепление и функции).
2. трункофугальные (начало, прикрепление и функции).
IV. Глубокие мышцы груди (аутохтонные), их начало, прикрепление и функции.
V. Фасции мышц груди.
VI. Диафрагма,
1. ее развитие,
2. части (начало и прикрепление) и сухожильный центр
3. расщелины, их содержимое и назначение.
4. треугольники, их расположение и значение в развитии грыж.
5. купола
VII. Участие диафрагмы и мышц груди в акте дыхания.
VIII. Диафрагма как важная составная часть брюшного пресса.
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Показать и назвать начало и прикрепление всех мышц груди на планшете.
2. Показать и назвать начало и прикрепление всех мышц груди на трупе.
3. Показать диафрагму (отверстия, части), на муляже и трупе.
4. Тема: Мышцы и фасции живота. Влагалище прямой мышцы живота, паховый канал, его образование, стенки, слабые места передней стенки живота.
Цель: описывать и называть по-латыни мышцы живота, их развитие, строение, топографию и функции; паховый канал, его стенки, кольца и содержимое.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Области живота в связи с проекцией внутренних органов на внешние покровы
II. Классификацию мышц живота по расположению:
1. Передние мышцы живота (начало, прикрепление и функции).
2. Задние мышцы живота (начало, прикрепление и функции).
3. Боковые мышцы живота (начало, прикрепление и функции).
III. Особенности строения влагалища прямой мышцы живота ниже и выше дугообразной линии.
IV. Паховая связка, ее формирование, расположение, значение в образовании стенки пахового канала.
V. Паховый канал, его образование, стенки, кольца, содержимое (у мужчины, женщины).
VI. Топографо-анатомические взаимоотношения поверхностного и глубокого кольца пахового канала с паховыми ямками.
VII. Пупочные складки задней поверхности передней стенки живота, их содержимое.
VIII. Слабые места передней стенки живота, как анатомические предпосылки развития грыж:
1. пупочное кольцо, топография, строение;
2. паховый канал;
3. белая линия живота, строение на различных уровнях.
IX. Брюшной пресс, его составные элементы и значение.
X. Фасции живота.
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Показать и назвать начало и прикрепление всех мышц живота на планшете.
2. Показать и назвать начало и прикрепление всех мышц живота на трупе.
3. Нарисовать схему пахового канала.
4. Нарисовать схему влагалища прямой мышцы живота ниже и выше дугообразной линии.
5. Тема: Мышцы головы, мимические и жевательные мышцы, развитие, строение.
Цель: описывать и называть по-латыни мышцы головы, мимические и жевательные мышцы, их развитие, строение, топографию и функции.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Развитие мимических и жевательных мышц.
II. Отличие мимических мышц от жевательных.
III. Классификация мимических мышц по расположению (начало, прикрепление и функции).
IV. Жевательные мышцы (начало, прикрепление, функции).
V. Фасции жевательных мышц.
VI. Мышцы свода черепа (начало, прикрепление, функции).
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Показать и назвать начало и прикрепление жевательных мышц на планшете и трупе.
2. Показать и назвать начало и прикрепление мимических мышц на планшете и трупе.
3. Показать и назвать начало и прикрепление мышц свода черепа на планшете.
6. Тема: Мышцы шеи. Фасции шеи, "треугольники" шеи, топография.
Цель: описывать и называть по-латыни мышц шеи, фасции шеи, "треугольники" шеи, их топографию, прикладное значение.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Классификацию мышц шеи:
1. по расположению (поверхностные, средние, глубокие)
2. по происхождению (аутохтонные, производные жаберных дуг)
II. Поверхностные мышцы шеи, их начало, прикрепление, функции
III. Средние мышцы шеи (мышцы подъязычной кости):
1. Надподъязычные – мышцы, лежащие выше подъязычной кости
2. Подподъязычные - мышцы, лежащие нише подъязычной кости
IV. Роль мышц подъязычной кости в обеспечении движений в височно-нижнечелюстном суставе.
V. Глубокие мышцы шеи:
1. Боковые мышцы (лестничные), их начало, прикрепление, функции
2. Предпозвоночные мышцы, их начало, прикрепление, функции
VI. Топографию областей и треугольников шеи, как ориентиры определения мест локализации крупных сосудов, нервов и патологических очагов.
VII. Топографию пластинок шейной фасции, их значение в распространении патологических процессов.
VIII. Пространства между лестничными мышцами, их границы, содержимое.
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Показать и назвать начало и прикрепление мышц шеи на планшете и трупе.
2. Показать и назвать границы треугольников шеи на трупе.
3. Показать и назвать стенки между лестничными мышцами.