Увеличенная секунда (ув2)
Уменьшенная септима (ум7)
II пара характерных интервалов:
Увеличенная квинта (ув5)
4. Уменьшенная кварта (ум4)
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому требуют разрешения в устойчивые интервалы.
В гармоническом мажоре характерные интервалы строятся и разрешаются:
В гармоническом миноре характерные интервалы строятся и разрешаются:
РИТМИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ:
СИНКОПА, ТРИОЛЬ, ПУНКТИРНЫЙ РИТМ
Синкопа –это перемещение акцента с сильной доли на слабую.
Существуют следующие виды синкоп:
1)внутритактовая синкопа образуетсяпри слиянии слабой доли такта с последующей сильной долей. Пишется обычно так:
2)междутактовая синкопа образуется при слиянии последней слабой доли такта с сильной долей следующего такта. Записывается обычно так:
3) пауза на сильной доле такта, после которой звук на слабой доле такта воспринимается как акцент:
Триоль – это деление основной нотной длительности на три равные части. В нотной записи группа нот, образующая триоль, охватывается вязкой или скобкой с цифрой 3. Триоль записывается нотами, длительность которых в два раза меньше основной длительности:
Пунктирный ритм (пунктир):
Долгий:
Короткий:
ТОНАЛЬНОСТИ С 4-МЯ ЗНАКАМИ
Тональности с 4-мя диезами при ключе (фа# , до#, соль#, ре#):
Ми мажор (E-dur) – это мажорная гамма с тоникой Ми и 4-мя диезами при ключе.
до-диез минор (сis-moll) – это минорная гамма с тоникой до# и 4-мя диезами при ключе.
Тональности с четырьмя бемолями при ключе (си, ми и ля, ре)
Ля-бемоль мажор(As-dur) – это мажорная гамма с тоникой Ля-бемоль и четырьмя бемолями при ключе.
фа минор(f-moll) – это минорная гамма с тоникой Фа и четырьмя бемолями при ключе.
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Вводные септаккорды – это септаккорды, строящиеся на вводных ступенях: II и VII ст. Обозначаются они II7 и VII7.
Септаккорды, строящиеся на VII ст., бывают двух видов:
Малый вводный септаккорд- строится только в натуральном мажоре на VII ступени. Состоит из интервалов м3+м3+б3. Между крайними звуками образуется малая септима. Обозначается МVII7
Уменьшенный вводный септаккорд - строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора. Состоит из интервалов м3+м3+м3. Между крайними звуками образуется уменьшенная септима. Обозначается УмVII7.
Вводные септаккорды VII ступени принадлежал к аккордам доминантовой группы, т.к. три звука из четырех входят в состав D7. Вводные септаккорды образованы неустойчивыми звуками, поэтому требуют разрешения. Разрешается МVII7 и УмVII7 одинаково: в Т53 (t53) с удвоенной терцией (средний звук). Также вводные септаккорды могут разрешаться внутрифункционально – через D65 в Т53 (t53) с удвоенной примой (нижний звук).
Септаккорд II ступени(II7 или SII7) - строится на II ступени лада. Этот септаккорд относится к аккордам субдоминантовой функции, т.к. три звука из четырех этого аккорда принадлежат S53. Разрешаться может двумя способами: 1) в Т6 с удвоенной квинтой; внутрифункционально – через D43 в Т53 с удвоенной примой через октаву.