Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина
Опорно - двигательный аппарат
методические указания
К практическим занятиям
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
Тирасполь, 2010 г.
УДК 611: 611.7 (075.8)
ББК Е 86р30я73+ Е863.1р30я73
Ч 44
Опорно-двигательный аппарат: Методические указания/ Чепендюк Т.А., Назарчук О.Ф., Мураткова Н.В.- Тирасполь, 2010, с.
Методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям и экзамену по нормальной анатомии, что способствует лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении опорно-двигательного аппарата.
Данные указания включают:
1. Теоритические вопросы, в виде плана ответа
2. Практические навыки, которые должен освоить студент на занятии
3. Примеры тестовых заданий.
Авторы: Т. А. Чепендюк, О. Ф. Назарчук – преподаватели кафедры, Н. В. Мураткова
Рецензенты: Л. И. Гарбуз, к.б.н., доцент
Р. В. Окушко к.м.н., доцент
Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Протокол №
© Т.А. Чепендюк,
О. Ф. Назарчук,
Н. В. Мураткова,2010
ВВЕДЕНИЕ
Изучение анатомии человека занимает одно из главных мест в программе подготовки врачей всех специализаций.
При изучении нормальной анатомии опорно-двигательного аппарата закладываются базовые знания для обучения студентов на последующих кафедрах (топографическая анатомия, хирургия, травматология и др.), а также даёт возможность правильно оценивать разные патологические изменения костно-мышечного аппарата и адекватно назначать меры профилактики и способы лечения.
Учебно-методическое пособие для подготовки студентов медицинского факультета к практическим занятиям по дисциплине «Нормальная анатомия» имеет важное значение для обучения студентов.
Данное учебно-методическое пособие содержит тематические планы 3-х разделов, которые студенты изучают в I семестре:
1. Остеологию – наука о костях;
2. Артрологию – наука о соединениях костей;
3. Миологию – наука о мышцах.
Методические указания к каждому практическому занятию составлены по следующему плану:
1. Вопросы, которые студент должен знать при подготовке к практическому занятию;
2. Практические навыки, которыми студент должен овладеть на практическом занятии;
3. Дополнительные материалы, используемые на практическом занятии (таблицы, муляжи, планшеты, влажные и сухие препараты, схемы).
В конце каждого раздела приведены примеры тестовых заданий. Тестовые задания охватывают весь материал учебной программы по каждой теме практического занятия.
I. Остеология.
Тема: Знакомство с кафедрой, организацией учебного процесса, предметом анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плоскости человеческого тела. Эмбриогенез. Понятие о тканях, органах, системе, аппарате и органах.
Цель занятия:изучить оси и плоскости, ранние этапы развития человеческого организма, общее понятие о системах и аппаратах органов.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Об анатомии человека:
1. определение
2. задачи
3. виды анатомии, их характеристика, связь с другими науками
4. определение: норма, аномалия, уродство и вариант нормы.
II. Атомическую терминологию
ΙΙΙ. Оси и плоскости человеческого тела
IV. Условные линии человеческого тела: ориентиры, через которые они проходят, их значение к клинической практике.
V. Эмбриональное развитие человека:
1. периоды (5), характеристика каждого
2. зародышевые листки (3), их производные
3. мезенхима, источник развития, её производные
VI. Ткани:
1. определение
2. типы тканей (4), их характеристика
VII. Органы, системы органов и аппараты органов:
1. определение
2. примеры
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Схематически изобразить оси и плоскости человеческого тела.
2. Схематически изобразить основные этапы эмбрионального развития.
2. Тема: Скелет, развитие, общий план строения. Кость как орган, развитие костей, их классификация, строение и рост костей. Рентгенанатомия.
Цель занятия:изучить общий план строения скелета, кость как орган, классификацию костей, строение и рост костей. Рентгенанатомия костей.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Определение скелета, его значение.
II. Развитие скелета в:
1. филогенезе (основные этапы)
2. онтогенезе: а) сроки появления костной ткани
б) типы окостенения, их характеристика
III. Строение основных отделов скелета:
1. Череп (лицевой и мозговой отделы)
2. Пояс верхних конечностей (лопатка и ключица)
3. Пояс нижних конечностей (тазовая кость)
4. Свободные верхние конечности (плечевая, кости предплечья и кисть)
5. Свободные нижние конечности (бедренная, кости голени и стопы)
6. Грудная клетка (грудина, ребра, грудные позвонки)
IV. Кость, как орган – определение.
V. Строение кости:
1. макростроение
2. микростроение:
а) остеон (Гаверсова система), как структурно-функциональная единица
б) каналы Фолькмана, их содержимое
3. источник роста костей в длину и толщину
VI. Классификацию костей (5), их примеры.
VII. Рентгенанатомию:
1. строение кости в рентгеновском изображении
2. понятия «затемнение» и «просветление»
Наглядный материал, используемый на практических занятиях:
1. Скелет
2. Продольный спил бедренной кости
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Схематически изобразить типы окостенения.
2. На мацерированном препарате бедренной кости показать основные анатомические структуры.
3. На распиле бедренной кости показать линии сжатия и растяжения.
4. Уметь назвать по-латыни все кости скелета.
Тема: Позвонки. Общее строение. Анатомические различия позвонков. Крестец, копчик. Ребра, грудина.
Цель занятия:изучить общий план строения позвонков, их анатомические различия, строение крестца, копчика, ребер и грудины.
Приступая к занятию, студент должен знать:
I. Позвонки:
1. определение
2. какое место занимают в скелете
3. к каким костям относятся по классификации
II. Общий план строения позвонков:
1. основные анатомические образования
а) тело
б) отростки: парные и непарные
в) дуги
2. сравнительная анатомия позвонков различных отделов
а) размер и форма позвоночного отверстия
б) размер и форма тела позвонка, его особенности
в) характеристика суставных отростков (плоскость расположения)
г) характеристика поперечных отростков
д) характеристика остистых отростков
3. связь особенностей строения позвонков с их функциональной нагрузкой
III. Крестец и копчик:
1. определение
2. какое место занимают в скелете
3. к каким костям относятся по классификации
4. общий план строения по-русски и по – латыни
5. характеристика каждого отдела, поверхности и его образования.
IV. Ребра:
1. определение
2. классификация ребер (3)
3. какое место занимают в скелете
4. к каким костям относятся по классификации
5. общий план строения общий план строения по-русски и по – латыни
6. характеристика каждого отдела
V. Грудину:
1. определение
2. какое место занимают в скелете
3. к каким костям относятся по классификации
4. общий план строения по-русски и по-латыни
5.характеристика каждого отдела
Наглядный материал, используемый на практических занятиях:
1. Позвоночный столб в целом
2. Шейные позвонки (CI, С II, С VII)
3. Грудной позвонок
4. Поясничный позвонок
5. Крестец
6. Ребра (I, II, III-X, XII)
7. Грудина
В процессе занятия студент должен уметь и обладать следующими навыками:
1. Показать на препаратах все имеющиеся на нем анатомические структуры.