Основы устройства и теория центробежного насоса(ЦН)
Устройство и принцип действия (рабочий процесс)ЦН. Основными конструктивными элементами ЦН (рис.2.-1) являются: 1–рабочее колесо (РК); 2–вал РК; 3–корпус; 4–отводной канал (спиралевидная камера); 5–входной патрубок; 6–выходной патрубок (диффузор); 7–всасывающий трубопровод (ВсТ); 8–фильтр-сетка; 9–обратный клапан (КО); 10–напорный трубопровод (НпТ); 11–задвижка запорно-регулирующая (ЗРЗ); 12–заливное отверстие с крышкой; 13–расходный резервуар (РР).
Рабочий процесс. ЦН не обладает способностью к самовсасыванию Ж из резервуара, расположенного ниже уровня входного отверстия. Поэтому перед пуском Н и ВсТ заливается Ж. При этом КО препятствует ее вытеканию в РР. Пуск ЦН производится при закрытой задвижке, постепенно открывающейся после достижения устойчивой частоты вращения РК. Его лопасти вращаясь, захватывают Ж, которая под действием центробежных сил начинает двигаться по межлопастным каналам от его центра к периферии, поступает в отводной канал и далее – в НпТ. Уходящая Ж освобождает пространство, в котором образуется вакуум, на РК поступает новая порция Ж и т.д.
При ГИД взаимодействии лопаток РК с Ж происходит преобразование механической энергии двигателя-привода в потенциальную и кинетическую энергию потока Ж.
Классификация ЦН. Прорабатывается самостоятельно по [2] стр. 207–209; [3] стр……
Характеристики ЦН.При проектировании насосных установок инженерам необходимо знать зависимости напора насоса, мощности и к.п.д. от его подачи, то есть функции Характер этих зависимостей зависит от частоты вращения рабочего колеса насоса n,плотности и вязкости Ж.
Будучи представленными в виде графиков при условии эти зависимости называются характеристиками насоса. Первая, наиболее важная из них, называется напорной характеристикой насоса.
Основное уравнение ЦН (ОУЦН). Точно рассчитать и построить характеристики насоса практически невозможно. Но об основных закономерностях напорной характеристики можно судить по ОУЦН, вывод которого, выполненный Л. Эйлером, составляет суть теории ЦН.
Допущения: 1. Рабочее колесо ЦН имеет бесконечное число лопастей . 2. Толщина каждой лопасти стремится к нулю, то есть траектории движения частиц Ж – бесконечное множество тонких линий, воспроизводящих очертания контура лопасти. 3. Насос считается совершенной машиной с . 4. Насос перекачивает идеальную жидкость, поэтому Такой насос называется идеальным, а его напор –теоретическим.
Движение Ж в рабочем колесе ЦН (рис.2-2). Каждая частица Ж, попадая на лопатку рабочего колеса ЦН в точке 1 (точке входа) совершает сложное движение, состоящее из вращения с угловой скоростью , и поступательного перемещения частицы от точки входа к точке выхода (точка 2). Соответственно различают: 1. Скорость переносного движения (окружную скорость ), направленную по касательной к окружностям большого и малого радиусов в сторону вращения колеса; 2. Скорость относительного движения W, то естьскорость движения частиц Ж относительно лопастей рабочего колеса, направленную по касательной к лопасти; 3. Скорость абсолютного движения V, равную суммевекторов скоростей переменного и относительного движений .
На рис.2-2 изображены параллелограммы скоростей при входе на лопасть рабочего колеса и при выходе с лопасти . Там же показаны и –углы между абсолютной и окружной скоростями при входе на лопасть и выходе на колеса соответственно; углы и между относительной скоростью и отрицательным направлением окружной скорости при входе и выходе из колеса; радиальная и окружная составляющие абсолютной скорости на выходе , (2.1)и определяют форму лопастей, называются углами отгибки лопастей.
Величина теоретического напора может быть получена на основании теоремы гидромеханики о моменте количества движения Ж в равномерно вращающемся канале [1] стр. 152–153: «Приращение момента количества движения Ж в равномерно вращающемся канале M равно моменту МВН действующих на нее внешних сил» , т. е. M=МВН. (2.2)
В качестве МВН чаще всего выступает крутящий момент двигателя-привода (ДВС, электромотор, турбина и др. двигатели вращательного действия) крутящий момент которого определяется из уравнения баланса мощности подводимой к Н и его полезной мощности, т. е.
= (2.2)
В нашем случае при = 1 получаем
= (2.3)
Приращение момента количества движения Ж равно
M= (2.4)
Подставляя (2.3) и (2.4) в (2.2) и имея в виду, что в ЦН Ж обычно входит на рабочее колесо в радиальном направлении, то есть , а , получаем ОУЦН:
= = (2.5)
Влияние угла отгибки лопасти.
Преобразуем уравнение (2.5) так, чтобы напор выражался как функция расхода Q и размеров колеса. Расход жидкости через колесо выразим через радиальную составляющую абсолютной скорости на выходе из колеса и площадь выходного сечения:
= , откуда = (2.6)
Подставив это выражение в формулу (2.1) получим
=
тогда теоретический напор насоса будет равен:
= (2.7)
Уравнение (2.7) позволяет построить напорную характеристику насоса
HT¥ =f(Q) при n =const (следовательно, U2=const). Как видно из выражения (2.7), характеристика такого насоса представляет собой прямую линию, наклон которой зависит от значения угла b2. Здесь следует различать три случая (рис.2.3):
Рис.2.3
· Лопасти отогнуты назад (b2<90°,
ctgb2>90°), напор с увеличением расхода А
уменьшается; рис.2.4
· Лопасти имеют радиальный выход
(b2=90°, ctgb2=0), напор не зависит от
расхода и равен
HT¥ =
· Лопасти загнуты вперед (b2<90°,
ctgb2<0), напор с увеличением расхода
увеличивается.
Соответствующие напорные характеристики идеального насоса показаны на рисунке 2.4.
Таким образом, наибольший теоретический напор создается насосом при отогнутых в направлении вращения лопастях. Однако, на практике предпочтение отдается насосам, РК которых имеет лопасти, отогнутые в сторону, противоположную вращению.
При изменении частоты вращения рабочего колеса напорная характеристика идеального насоса перемещается вдоль вертикальной оси, не меняя угол наклона. На рисунке 2.4 штриховыми линиями изображены характеристики при n2>n1.