Принципы Комфортного Монтажа
Задачи монтажа изображения
Сделать стык кадра незаметным Стыком кадра проакцентировать
для зрителей что-либо для зрителей
Особенности мышления и зрительного восприятия сформировали 10 принципов монтажа, которые в одном случае следует строго соблюдать, а в другом – зная меру, нарушать. Их строгое соблюдение обеспечивает комфортность восприятия и простейшее понимание логики событий на экране. Нарушение принципов монтажа дает акцент.
Виды стыков кадров
Монтаж одной непрерывно развивающейся Монтаж кадров, где объекты
во времени сцены, где действует и место их действия разные.
один и тот же персонаж. Монтаж разных сцен.
(А также разные персонажи, но находящиеся
и действующие в едином пространстве)
Принцип первый. Монтаж по крупности
Этот принцип определяет допустимые и недопустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом внутри одной непрерывно развивающейся сцены.
Неправильный монтаж по крупности
И в первом и во втором случае зритель почувствует «рывок», «скачок» в композиции. Зрителю покажется, что что-то дернулось на экране, а ничего нового он не увидел. В первом случае зрителю покажется, что герой прыгнул вперед, а во-втором – назад, т.е. совершил действие, которое режиссер не задумывал.
В этом случае зритель не сможет мгновенно установить идентичность объекта. Он будет вынужден отвлечься от восприятия хода развития основного действия и проделать дополнительную работу.
Переход от кадра к кадру будет плавным и незаметным только тогда, когда их крупность и композиция будут ощутимо отличаться, но не настолько, чтобы зритель потерял ориентацию, ощущение, что на экране продолжает действовать один и тот же объект. Принцип монтажа по крупности – переход по крупности через план: деталь – 1-ый средний, крупный – 2-ой средний, 1-ый средний – общий, 2-ой средний – дальний. Исключение: стыки детали и крупного плана, дольнего и общего планов.
Множество крупностей
Принцип комфортного монтажа кадров по крупности утрачивает свой смысл, когда в соседних планах зафиксированы разные, непохожие друг на друга объекты.
Принцип второй. Монтаж по ориентации в пространстве
Неправильные съемка и монтаж
Зритель увидит, что оба собеседника смотрят в одну сторону.
В первом кадре А смотрит на Б, а во втором А смотрит на самого себя.
Правильные съемка и монтаж
Камеры расположены по одну линию взаимных взглядов двух персонажей. У зрителя смотрящего на экран сложится такое же представление о расположении двух персонажей в пространстве, как если бы он в жизни наблюдал это событие.
Принцип монтажа по ориентации в пространстве – съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия.