Организационно-методические указания. 1. Разъяснить каждому игроку его и
1. Разъяснить каждому игроку его и. п., задачи, направление перемещений и основные функции в разучиваемой разновидности командных действий; показать возможные варианты завершения атаки.
2. Совместные действия игроков отрабатывать по фазам на основе соответствующих групповых взаимодействий.
3. Добиваться своевременности и согласованности передвижений всех игроков и мяча.
4. Противодействие защитников вводить по мере усвоения нападающими сущности и структурных особенностей изучаемых командных действий; варьировать их численность, расположение и степень активности в зависимости от этапа обучения.
5. При выполнении разновидностей стремительного нападения:
- нацеливать занимающихся на быстрый и одновременный переход от защитных действий к атакующим в момент овладения мячом;
- игроку, овладевшему отскоком мяча на своем щите, мгновенно осуществлять поворот к ближней боковой линии и быть нацеленным на скоростную первую передачу вперед (вперед-в сторону) открывшемуся под мяч партнеру или выверенную дальнюю Передачу убегающему в отрыв нападающему; быстро начинать вывод мяча при отсутствии предложений для первой передачи;
- нападающему, получившему первую передачу, стремиться
Немедленно занять позицию в середине площадки и на скорости
Доставить мяч в зону соперника; решительно идти в обыгрыш
опекуна с использованием скоростного дриблинга; не задерживать развитие атаки в случае выгодных предложений партнеров;
- развивать атакующие действия широким фронтом, передвигаясь на максимальной скорости по трем коридорам: среднему и двум боковым; игрокам без мяча опережать дриблера;
- игроку с мячом действовать по ситуации: передача на край в идеале должна быть голевой и создавать условия для взятия корзины без использования ведения мяча;
- при эшелонированном быстром прорыве сопровождающим первую линию атаки игрокам опережать своих опекунов и быть в готовности к добиванию мяча или к атаке вторым эшелоном;
- при переходе к раннему нападению всей пятерке нападающих быстро занимать исходную расстановку, взаимодействовать стремительно, смело атаковать с открытых позиций, агрессивно поддерживать бросок мяча участием в подборе не менее трех игроков.
6. Разучиваемые разновидности стремительного нападения совершенствовать в двусторонних учебных играх, добиваться от занимающихся точного выполнения установок педагога на игру.
Основные ошибки при выполнении разновидностей стремительного нападения.
1.Медленный переход от защитных действий к атакующим:
- задержка первой передачи игроком, овладевшим мячом:»дли-тельное принятие решения или неспешное выполнение движений;
- отсутствие своевременного выхода игрока для получения первой передачи на стороне мяча или в отрыв (от мяча) — нападающий, владеющий мячом, «не находит» партнера;
- неэффективное выполнение первой передачи: пас в угол площадки (в край) или на дальнюю по отношению к положению мяча сторону; слабая или навесная передача — создаются предпосылки для перехвата мяча соперниками;
- вывод мяча вдоль лицевой линии — существует угроза выбивания мяча соперником.
2. Нерациональное развитие стремительной контратаки:
- игрок с мячом пробивается вдоль боковой линии, а не через середину площадки — сужается фронт атакующих действий;
- плохая поддержка развития атаки другими нападающими: мяч находится впереди игроков, прорывающихся по флангам, и при встрече сопротивления требуется вынужденная передача назад — защитникам предоставляется возможность восстановить позиции;
- концентрация поддерживающих дриблера нападающих на одном краю: уменьшается количество вариантов продолжения атаки — упрощается задача для защищающейся команды;
- отсутствие сопровождения второго эшелона атакующих игроков — при быстрых контрдействиях завершение стремительной атаки становится невозможным.
3. Неэффективное завершение быстрого прорыва:
- лишние передачи мяча между атакующими игроками: передачи ради передач или отсутствие решительности среди нападающих — защитники успевают организовать оборону своей корзины;
- несвоевременная атакующая передача открывшемуся игроку: преждевременный или запоздалый пас; приходится атаковать, преодолевая противодействие, или атаковать из неудобной позиции — нет гарантий результативности завершающего броска;
- неоправданное обыгрывание защитника, когда партнер находится в более выгодной для продолжения атаки позиции: дриб-лер «жадничает» — защите предоставляется лишний шанс для успешных действий;
- неверный выбор способа завершающего броска: атакующий игнорирует расположение соперников и совершает бросок ближней к защитнику рукой; не учитывает своего положения относительно щита или дистанции до корзины и не использует при возможности отскок от щита либо наиболее надежную для попадания в данной ситуации разновидность броска — снижается вероятность доведения скоростных атакующих действий всей команды до логического завершения.
4. Отсутствие достаточной организованности при атаке ранним
нападением:
- медленные, нерешительные, обособленные действия отдельных игроков: отсутствует элемент внезапности и неожиданности для защитников — вся комбинация легко «читается»;
- отсутствие слаженности при розыгрыше комбинации для организации завершающего броска: нарушено взаимопонимание между нападающими — атакующие действия без труда разрушаются;
- поспешность и необдуманность действий: неподготовленный бросок из неудобной позиции без подбора со стороны партнеров — велика вероятность промаха и потери мяча;
- отсутствие психологической уверенности в успехе атаки и агрессивности в действиях нападающих в завершающей фазе атакующих действий: неуверенный бросок, атака без активной борьбы на щите — обреченность атаки на неудачу.
Позиционное нападение