Теоретические предпосылки. Как уже отмечалось, баскетбол — игра с комплексным проявлением подготовленности ее
Как уже отмечалось, баскетбол — игра с комплексным проявлением подготовленности ее участников. Высокий уровень технической подготовленности спортсменов должен быть подкреплен их хорошими физическими кондициями, тактической выучкой и психологической устойчивостью к сбивающим факторам. В свою очередь, отдельные компоненты конкретного вида подготовленности также тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, эффективность одиночного технико-тактического действия игрока является только предпосылкой результативности всего игрового эпизода с его участием и подразумевает рациональность предшествующих и последующих действий. Например, овладение мячом в выгодной для развития атаки позиции предполагает освобождение от защитника; в свою очередь, выход и получение результативной передачи партнера являются основой успешного завершающего броска. Игровые приемы нападающего без мяча и с мячом в конкретной ситуации неразрывно связаны во времени и про-
| |
странстве. Они рассматриваются как сочетания индивидуальных тактических действий и требуют специального изучения и тренировки.
Разнообразие одиночных действий баскетболиста в нападении ведет к многообразию их сочетаний. К обучению сочетаниям индивидуальных тактических действий приступают по мере освоения занимающимися закономерностей адекватного использования каждого технического приема в изменяющихся условиях игрового противоборства.
Обучение сочетаниям индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.
1. Объяснение и показ изучаемого сочетания действий в конкретной игровой ситуации.
2. Выполнение разновидностей сочетаний действий на позициях нападающих разного игрового амплуа при пассивном противодействии защитника:
- выход с получением мяча—передача на бросок мяча;
- выход с получением мяча—бросок мяча;
- проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;
- проход с ведением мяча—бросок мяча;
- выход с получением мяча—проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;
- выход с получением мяча—проход с ведением мяча—бросок мяча;
- передача мяча—выход с получением мяча—бросок мяча;
- передача мяча—выход с получением мяча—проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;
- передача мяча—выход с получением мяча—проход с ведением мяча—бросок мяча;
- проход с ведением мяча—передача мяча—выход с получением мяча—бросок мяча.
Перечисленные сочетания индивидуальных тактических действий без мяча и с мячом предполагают использование всего арсенала технической подготовленности, которым владеют занимающиеся на данном этапе обучения, включая остановки, повороты, финты.
3. То же, но варьируя и. п. нападающих относительно корзины и начальное положение мяча.
4. То же, но при активном противодействии защитника.
5. Выполнение разновидностей сочетаний индивидуальных технико-тактических действий в условиях игрового единоборства: «Ь< 1 с промежуточным», 2 х 1; «2x2 с промежуточным», 3x2; и т.п.
6. То же, но в двусторонних учебных играх с установками педагога.