Хвост и голова или Ястреб и цыплята
Съедобное-несъедобное.
Мы в детстве играли в эту игру на широком и высоком крыльце дома, ступенек в том крыльце было не меньше десяти. В начале, как обычно, считалкой выбирали водящего, затем все становились на первую ступеньку.
Водящий бросал мяч первому игроку и одновременно выкрикивал название какого-либо предмета. Если "это" съедобное - игрок должен поймать мяч. Если несъедобное - отбить его назад водящему. Если действие выполнено правильно - игрок поднимался на одну ступеньку выше, если же нет - оставался на месте. А водящий бросал мяч уже следующему игроку. Когда все игроки, кроме одного, поднимались на самую верхнюю ступеньку, последний игрок считался проигравшим и становился водящим. Игра начиналась сначала.
Конечно, крыльцо со ступеньками есть далеко не в каждом дворе, а тем более ничего подобного нет в группах детских садов.
Игру можно и нужно изменить. Отметить чем-то полоски на полу или рассадить детей на скамеечки, стоящие в несколько рядов.
А, впрочем, совсем необязательно куда-то переходить. Можно поиграть просто так. Ведь это так смешно, когда кто-то "съедает" несъедобный предмет или, наоборот, "отказывается" от какой-либо вкусной вещи. Водящему самое главное надо хорошенько запутать игроков, чередуя съедобные и несъедобные предметы.
Например: каша, кошка, слон, стол, суп, груша, яблоко, слива, машинка, кукла, лук, соль, мяч, и так далее.
Горячая картошка
Это разновидность игры в "картошку" для более старших детей.
Дети становятся в круг, достаточно близко друг от друга. У одного из них мячик - "горячая картошка". Картошка "обжигает" пальцы, поэтому ее надо срочно бросать еще кому-нибудь. Игра заключается в перебрасывании мячика друг-другу, мячик нужно не отбивать, а ловить и тут-же бросать следующему игроку. Причем, тот кто уронил мячик выбывает из игры - садится в центр кружка. В некоторых вариантах игры - бегает несколько кругов вокруг играющих детей, потом возвращается на свое место в круг.
Детский боулинг
Увлекательная игра, развивающая ловкость и координацию движений.
Отмечают двумя линиями "поле". Длина поля зависит от возраста играющих детей. За одной чертой устанавливаются кегли (3 штуки). Можно взять и покупные детские пластиковые кегли, но проще всего воспользоваться небольшими пластмассовыми бутылками от минералки или газировки.
Играющие становятся за чертой с другой стороны поля. Каждый пытается сбить все кегли мячиком, причем мячик можно и бросать, и катить, по желанию играющего.
За каждую сбитую кеглю ребенок получает очко - фантик или цветной квадратик бумаги. После броска кегли устанавливаются на место и ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда закончатся заранее приготовленные фантики. Кто набрал их больше всего - тот и победитель.
Лягушка
В "Лягушку"любят играть как дети старшего дошкольного возраста, так и девочки-школьницы. Это динамичная, дворовая игра с мячиком. Но можно играть и в спортивном зале в детском саду. Играющие дети становятся друг за дружкой перед стенкой (во дворе или спортзале). Первый ребенок кидает мяч руками об стену.
Когда мячик летит обратно, необходимо перепрыгнуть через него и при этом ничем не задеть летящий мяч. Малышам удобнее перепрыгивать в момент когда мяч ударяется об пол.
Следующий игрок ловит мяч после того, как первый игрок перепрыгнет. Если мячик не был задет, первый игрок просто становится в конец очереди, ожидая очередного прыжка.
Но если мячик был задет, то ребенку сначала присваивается одна из букв слова ЛЯГУШКА, то есть - первый раз задел мячик - буква Л, второй - буква Я и так далее, пока не соберется все слово, а затем он тоже становиться в конец очереди.
Когда ребенок полностью набирает слово ЛЯГУШКА, он выбывает из игры, становится у стены и мешает другим попасть по стене. Игра заканчивается, когда все станут ЛЯГУШКАМИ!
Штандер
На земле рисуется (или чем-то отмечается) круг.
Все игроки становятся вокруг него, водящий с мячом находится в центре.
Водящий высоко подбрасывает мяч, одновременно выкрикивая имя любого из игроков. Тот игрок, чье имя назвали, должен вбежать в круг и поймать мяч, водящий в это время занимает освободившееся место.
Если игрок поймал мяч, он сам становится водящим и действия повторяются.
Если же мяч коснулся земли, все игроки бросаются врассыпную и бегут до тех пор, пока водящий не подымет мяч и не крикнет "Штандер!" После команды все игроки замирают на месте, а водящий должен сначала вернуться в круг, а затем из круга "осалить" кого-либо из них (попасть по нему мячом). Игроки при этом не должны двигаться с места, можно только уворачиваться. Если в игрока попали, ему начисляется штрафное очко. Три штрафных очка - смена имени. Игрок, набравший три штрафных очка, должен "поменять имя", то есть объявить всем новое имя, на которое он будет откликаться в игре.
Существует разновидность игры в которой, если игроки разбежались слишком далеко и водящий добросить мяч не может, он может выбрать любого игрока и объявить вслух сколько шагов (больших, маленьких, гусиных и т.д., условия оговариваются заранее) он сделает, прежде чем бросит мяч. Причем, если количнство шагов окозалось велико и водящий прошел мимо игрока, мячик ему придется бросать не поворачиваяь.
Обычные "классики"
Любимая игра девочек. Но и мальчики тоже не против иногда попрыгать.
Для игры надо нарисовать мелом на асфальте "классы" - фигуру с квадратами. Чаще всего квадратов 10 - два ряда по пять клеток, но иногда рисуют и более легкий вариант из 8 классов (2Х4).
Сверху рисуется два полукруга, называются они - "огогь" и "вода", иногда рисуется один общий полукруг, тогда его называют "котел" или "болото". Классы приготовили, надо найти "биту". Обычно в качестве биты используется небольшая плоская баночка из под конфет или крема для обуви, заплненная землей или песком для утяжеления, но битой может служить так же и подходящий по размеру камень.
Игроки определяют кто за кем играет, чаще всего с помощью какой-либо считалки. Что же, все готово к игре. Начинаем.
" Первый класс" - бросаем биту в квадрат с номером 1. Аккуратно, стараясь не наступать на линии, заходим в квадрат с битой и пинком ноги отправляем биту во второй класс, затем в третий и так до десятого.
"Второй класс" - бросаем биту в квадрат с номером 2, стоя спиной к нарисованным классам. Дальше поступаем так же, как и в первом классе.
"Третий класс" - бросаем биту в квадрат с номером 3. Дальше прыгаем по классам на одной ноге - правой, ею же пинаем биту. В 6 квадрате, по желанию играющих, можно устроить "переменку", то есть постоять на двух ногах. И дальше на одной ноге до 10 класса.
"Четвертый класс" - во всем аналогичен "третьему", только биту бросаем в 4 квадрат, и прыгаем уже на левой ноге.
"Пятый класс" - прыгаем на двух ногах и пинаем биту одновременно двумя ногами.
"Шестой класс" - бита, естественно, в квадрате номер 6. Идем туда зигзагом, то есть из первой клетки в девятую, затем в третью, затем в седьмую и пятую. Из пятой переходим в 6 и пинками гоним биту тоже зигзагом - клетки 6 - 4 - 8 - 2 - 10.
"Седьмой класс" - до седьмого класса идем как обычно, а затем гоним биту следующим образом: 7 - 4 - 3 - 8 - 9 - 2 - 1 - 10.
"Восьмой класс"- бита в квадрате номер 8. Прыгаем туда на одной ноге - правой, биту выбиваем этой же ногой сразу из 8 клетки (она должна за один пинок прокатится по 8, 9 и 10 клеткам и вылететь за пределы классов).
"Девятый класс"- аналогично восьмому классу, но прыгаем на левой ноге и левой же выбиваем биту за пределы класов (сквозь 10 клетку).
"Десятый класс" - "экзамены". Бросаем биту в 10 класс и идем по всем клеткам с закрытыми глазами. Только в 10 можно открыть глаза и спокойно выбить биту.
УРА! победителю.
Еще несколько общих правил:
Переход хода бывает в следующих случаях:
- бита не попала в нужный квадрат,
- при пинке бита остановилась на линии,
- игрок наступил на линию.
Если бита попала в "огонь" вся игра пропадает, игрок опять начинает с первого класса.
Если бита попала в "воду" пропадает только один класс. Сначала переход хода, ну а потом играть с уровня на один меньше.
Если рисуется "болото", то чаще всего при попадании в него игрок теряет этот ход и пропускает следующий.
Хвост и голова или Ястреб и цыплята
Есть две разновидности этой веселой дворовой игры. Одна из них называется "Хвост и голова", вторая - "Ястреб и цыплята".
Игра «Хвост и голова»
У змеи (или дракона) есть голова и хвост. Змея пытается укусить себя за хвост.
Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи игрока, стоящего перед ним.
«Голова» становится в начале колонны, а «хвост» — в конце.
«Голова» громко декламирует:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть сейчас охота,
Может хвост мне свой поймать?
«Хвост» громко отвечает:
Что ты вздумал, Чудо-Юдо?
Коль меня ты отгрызешь,
Никуда уже отсюда
Никогда не уползешь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее. Пойманный «хвост» должен заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».
Игра "Ястреб и цыплята"
Суть игры все та же. Только выбираются "ястреб" и "курица-наседка". Ястреб и наседка становятся друг напротив друга. А сзади за курицей выстраиваются цепочкой "цыплята", они должны крепко держаться друг за друга.
Ястреб начинает охотится за самым последним "цыпленком", а курица ему мешает, все время стараясь оказаться между "ястребом" и "цыплятами". Пойманный "цыпленок" выбывает из игры. Если цепочка "цыплят" разорвется, выбывает из игры весь оторвавшийся хвост.