Даосизм (основы психофизической регуляции)
Главная задача даосской практики психотренинга и психической саморегуляции (так называемой даосской йоги) заключается в выявлении изначально заложенного в нем космического начала, а не в подчинении человека началу биологическому; в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам - с тем чтобы устранить все препятствия для естественного и полного самопроявления всех процессов на микроуровне. В результате человек становится равноправным во всех отношениях членом «космической триады: небо - земля - человек».
Предельным выражением всеобщей закономерности функционирования Вселенной есть «великое дао», которое отождествляется даосами с «истинной сущностью человека» и в полном подчинении которому они видят высшую цель культурного и физического развития человеческой личности.
Еще в те далекие времена, когда Даосизм зарождался, использование физических упражнений строго регламентировалось в зависимости от времен года, месяца, недели, дня недели, часа, положения Звезд, Луны и многого другого. Высшим достижением даосской практики провозглашалось состояние полной идентичности «истинной сущности» человека «истинной сущности» всех вещей и явлений.
Погружаясь в гармонию движения и как бы растворяясь в нем, занимающийся становится частью Вселенной. Он не делает искусственных усилий в движениях, но вместе с тем его упражнения образуют красоту и гармонию.
Свободное движение, непринужденное дыхание, правильно подобранная музыка и полное внутреннее раскрепощение и расслабление - вот то необходимое (но еще не достаточное) условие, которое влияет на процесс оздоровления психофизического состояния занимающегося.
Ушу.Ушу - одна из известнейших восточных систем психофизического совершенствования. В большей мере она известна как система, обучающая воинскому искусству - ведения боя и самообороны. В значительной мере такое определение ушу связано с художественным представлением в различных кино- и телефильмах и некоторыми сведениями о том, что ушу зародилось в древние времена как система самообороны монахов и сельских жителей.
Вероятно эта информация имеет основания. Однако в аспекте рассматриваемых вопросов следует подчеркнуть, что ушу несет в себе и оздоровительную функцию.
Во-первых, она вбирает в себя многие каноны перечисленных выше оздоровительных систем; во-вторых, имея в виду даже обучение воинскому искусству, следует признать оздоровительно—развивающее значение применяемых в ушу комплексов; в-третьих, эта система достаточно четко отделяет адресность тех или иных комплексов тем, кому нужно стать воином или «оборонцем», и тем, кому нужно развивать и сохранять здоровье.
Не повторяя изложенное выше, покажем здесь другие основные положения этой системы оздоровления.
Методика упражнений в ушу основана на координации работы сознания и дыхания в процессе действий динамического и статического характера. Важной особенностью выполнения всех действий являются замедления и активные расслабления, не допускающие и излишнего напряжения и, в то же время, вялости действий. Это достигается способностью регулировать различные внутренние процессы в организме, равномерным распределением нагрузки на все группы мышц и активной релаксацией.
В подборе оздоровительных упражнений требования ушу сводятся к следующему:
1) основу оздоровительного ушу должны составлять движения национальной школы тай-цзы-цюань;
2) занятия проводятся на естественных площадках и без специального оборудования;
3) комплексы из простейших видов упражнений выполняются 4-6 минут;
4) движения последовательно усложняются.
Комплексы предполагают стандартную последовательность упражнений и именуются по количеству входящих в них фрагментов: «24», «48», «68» и т. п.
Среди характерных признаков таких комплексов упражнений оздоровительного ушу можно выделить следующие:
- характер действий: плавность и закругленность движений, их малая и средняя амплитуда;
- режим действия: на фоне относительно медленного темпа, равномерность и непрерывность действий;
- рабочие позы: прямое, вертикальное положение туловища и головы;
- сопровождающие условия: расслабленность, мысленное сопровождение движения и зрительный контроль задвижением рук; равномерное, нефорсированное дыхание;
- условия обеспечения занятия: соблюдение относительной тишины, ограничение внешних раздражителей, вплоть до полного их исключения, внутреннее спокойствие, сосредоточенность.
Такие требования к организации занятий ушу и выполнению упражнений определяют и соответствующие методические правила:
1)строгая очередность движений в комплексе;
2)постижение «смысла» каждого упражнения и их конкретная адресация;
3)доступность комплекса для любого пола и возраста;
4)глубокая вера в пользу упражнения как мотивационная основа занятия;
5)доведение степени владения упражнением до автоматизма навыков при безошибочном их выполнении;
6)постоянное совершенствование мастерства, подразумевающее последовательный переход ко все более сложным комплексам.
При этом эффективным способом разучивания комплексов считается дробление их на отдельные упражнения или части, которые могут состоять из 3-8 упражнений, но с обязательным последующим объединением их.
Этапы обучения упражнениям в ушу в целом сходны с общепринятыми в физическом воспитании: первый этап предусматривает освоение внешних форм и последовательности движений одного комплекса; второй этап - уточнение деталей и стилистики движений, соединение отдельных фрагментов в целостную комбинацию, выбор индивидуального темпа движения и постановка соответствующего дыхания; третий - автоматизация и гармонизация движений, объединение внешних форм двигательного выражения с внутренним содержанием (осмысление движений), управление психическим и физическим состояниями.
Основной эффект воздействия упражнений ушу на организм занимающегося - общеразвивающий (возбуждающий) или оздоровительный (успокаивающий). Помимо такого общего воздействия возможен частный лечебный или профилактический эффект, поскольку считается, что физическое воздействие через возбуждение нервно-эндокринных центров влияет на состояние различных функциональных систем.
Перечисленные характерные признаки ушу дают основание рекомендовать ее элементы для занятий в домашних условиях и различных индивидуально-групповых формах.
Помимо оздоровительного направления ушу, в Китае популярно его спортивное направление. Выполнение комплексов упражнений производится в соответствии с определенными правилами соревнований, согласно которым оцениваются качество, трудность и содержание выполненных упражнений.
Соревнования разделяются на индивидуальные, в парах и тройках. Упражнения могут выполняться без предметов и с предметами: палкой, мячом, цепью и др. Групповые упражнения напоминают виды единоборств или схватку с соперником, а основу их составляют приемы нападения и защиты.
Зрительно такие поединки воспринимаются как серии быстрых и точных телодвижений с короткой остановкой между сериями в той или иной позе. Глубокие выпады и приседания чередуются с движениями ударного и махового характера. Начало и окончание поединка имеют соответствующее ритуальное оформление.
Классификация спортивного ушу имеет пять разрядов. В соревнованиях могут участвовать как мужчины, так и женщины, но смешанные поединки исключены.
Соревнования проводятся по многоборью, включающему шесть видов упражнений: два упражнения различных стилей ушу, три упражнения с предметами и одно — поединок с соперником.
В целом спортивное ушу считается не травмоопасным видом. Оно привлекает массы занимающихся своей эмоциональностью, доступностью и, конечно, демонстрацией ловкости. Тем не менее, для овладения высоким мастерством в спортивном ушу требуется многолетняя подготовка под руководством специалиста и высокоинтенсивные тренировки с соблюдением многих специфических условий и правил.
В массовом же применении, как показывает история, ушу является эффективным средством психофизического совершенствования.