Определение допускаемых контактных напряжений при расчете зубьев на изгиб
Допускаемые контактные напряжения при расчете зубьев на изгиб определяются по следующей формуле: [4, c.10],
где - предел выносливости на изгиб при базовом числе циклов нагружения, МПа; - коэффициент безопасности; - коэффициент долговечности.
Таблица 3. Значение пределов выносливости и требуемых коэффициентов безопасности [4, c.11]
Термическая обработка и марка стали | Твердость НВ или HRC | , МПа | ||
поверхности | сердцевины | |||
Нормализация или улучшение | 180…350НВ | 1,35(НВ)+100 | 1,65 | |
.
Значение коэффициента долговечности определим по следующей формуле: [4, c.11];
где m – показатель степени, зависящий от твердости; m=6 при твердости 350HB; - эквивалентное число циклов нагружения.
Значение эквивалентных чисел нагружения возьмем из предыдущего пункта: ; .
Для вала – шестерни: , примем равный 1;
;
Для колеса , примем равный 1.
.
Для дальнейших расчетов принимаем =228,34 МПа.
4.4. Определение предельно допускаемых напряжений
При кратковременных перегрузках (расчет на пиковые нагрузки) предельно допускаемые напряжения определяются по эмпирическим зависимостям:
при твердости 350HB [4, c.12];
при твердости 350HB [4, c.12];
Для вала – шестерни:
МПа;
Для колеса:
МПА;
.
4.5. Определение межосевого расстояния
Определение межосевого расстояния выполняется по формуле:
[4, c.12];
где - передаточное число зубчатой передачи; А – численный коэффициент,
А=310 для прямозубых передач [2, c.12]; - вращающий момент на валу колеса, ; - коэффициент ширины зубчатого венца колеса, =0,25;
- коэффициент нагрузки.
Коэффициент нагрузки определяется по следующей формуле:
[4, c.12];
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для прямозубых [2, c.12]; коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца, при твердости 350HRB и для симметричных передач =1,075[4, c.12]; - коэффициент динамичности нагрузки, =1…1,1 [4, c.12], примем =1,05.
Ближайшее стандартное значение
4.6. Выбор модуля зацепления
При твердости зубьев шестерни и колеса 350HB
=(0,01…0,02) [4, c.13];
=(0,01…0,02) 125мм=(2…4). По ГОСТ 9563-80* принимаем стандартное значение =2мм.
4.7. Определение суммарного числа зубьев
Суммарное число зубьев определяется по следующей формуле:
[4, c.13];
число зубьев вала – шестерни; - число зубьев колеса.
, принимаем .
4.8. Определение числа зубьев шестерни и колеса
Число зубьев вала – шестерни определим по следующей формуле:
[4, c.13];
где - передаточное отношение зубчатой передачи.
, тогда число зубьев колеса [2, c.13]; .
Уточним передаточное отношение зубчатой передачи:
[4, c.13];
, полученное значение передаточного отношения в приделах погрешности совпадает с раннее полученным.
4.9. Проверка межосевого расстояния
Для шевронных редукторов: [4, c.13];
, полученное значение межосевого расстояния в приделах погрешности соответствует принятому ранее.
Определим значение делительных диаметров:
;
для шестерни: мм;
для колеса: мм.
4.10. Проверка значения
Определим значение ширины зубчатого венца колеса по следующей формуле: [4, c.14];
.
Значение ширины зубчатого венца шестерни найдем, исходя из следующего выражения: [4, c.14];
4.11. Определение окружной скорости в зацеплении
Значение окружной скорости в зацеплении определим по следующей формуле: [4, c.14],
где - значение делительного диаметра вала – шестерни, мм; - частота вращения вала – шестерни, .
4.12. Назначение степени точности передачи в зависимости от окружной скорости
Таблица 4. Степень точности зубчатых передач по ГОСТ 1643-81 [4,с.15]
Передача | Зубья | Предельная окружная скорость, м/с, при степени точности | |||
Цилиндрическая | Прямые | ||||
Непрямые | |||||
Коническая | Прямые | 1,5 | |||
Непрямые |
4. 13. Уточнение коэффициента нагрузки
Значение коэффициента нагрузки определяем по следующей формуле:
[4, c.12];
При выбранной степени точности 8 и значение окружной скорости
принимаем =1, =1,1, ,05 [4, c.15-17];
.
4.14. Проверка величины контактного напряжения
Величину расчетного контактного напряжения можно определить по следующей формуле: [4, c.15];
, полученное значение величины контактного напряжение меньше допустимого и находится в пределах (0,8…1,05)[s]H.
4.15. Проверка контактной прочности при кратковременных перегрузках
Величина максимального расчетного контактного напряжения можно определить по следующей формуле: [4, c.16];
где - отношение величины пикового крутящего момента к величине номинального крутящего момента, =1,2;
полученное значение величины максимального контактного напряжения при кратковременных перегрузках меньше допустимого.