Врожденная мышечная кривошея (ВМК)
По частоте встречающихся случаев заболевания занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости. Врожденная мышечная кривошея — это неправильное положение головы, вызванное укорочением и функциональной неполноценностью одной из грудино-ключично-сосцевид-ных мышц в результате ее врожденного недоразвития или действия интранатальных повреждающих факторов, сопровождающееся вторичными изменениями шейного отдела позвоночника и костей черепа.
Клиническая картина при ВМК следующая: голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Над-плечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в грудном отделе позвоночника и более медленное восстановление нарушений в шейном отделе. При комплексном консервативном и оперативном лечении детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, используемая с первых дней установки диагноза, задачи которой выражаются в улучшении трофики пораженной и здоровой грудино-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечного тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укрепления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема движений в шейном отделе позвоночника; профилакт* ка вторичных изменений (асимметрия лица, шеи, искривлеаия позвоночника); предупреждение или устранение отставания в психомоторном развитии; повышение неспецифической сопротивляемости организма. Для решения поставленных задач используются: лечение положением, массаж, физические упражнения, упражнения в воде.
Лечение положением применяют 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.
1.Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укла
дывают в ватно-марлевое кольцо и придают голове пра
вильное положение, надплечье удерживают с помощью
мешочка с песком.
2. Ребенку в том же положении кладут под голову сложен
ную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кро
вати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была
обращена к свету, игрушкам, звукам.
3.Независимо от положения ребенка используется картонно-
ватно-марлевый воротник Шанца.
Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мышцы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выполняя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка болевых ощущений. На здоровой стороне используют те же приемы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. Приемы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повышения тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С). Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечностей, мышц спины, живота и шеи. И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев предлагают попеременно сочетать приемы массажа с физическими упражнениями. В.Л. Страковская рекомендует физические упражнения проводить после массажа.
Примерные пассивные и рефлекторные упражнения для новорожденных и детей грудного возраста.
1.Ребенок лежит на спине (на кушетке или столе), мать
удерживает его надплечья в фиксированном положении, методист мягко, с легкой вибрацией поворачивает голову ребенка внаправлении пораженной стороны, затем — в обратном направлении.
2. В том же положении — наклоны головы.
3. Затем — сгибание и разгибание головы в строго верти
кальном направлении. Упражнения 1—3 выполняются 16—20
раз с учетом возраста ребенка.
4. Рефлекторное упражнение (рефлекс Таланта). Методист
подушечками 3-го и 4-го пальцев проводит по паравертебраль-
ным зонам лежащего на боку ребенка примерно в 1 см от по
звоночника снизу сверху. При этом разгибаются спина, голова, таз. Упражнение выполняется на каждом боку, для придания наибольшей коррекции можно сочетать выполнение упражнений на здоровом и больном боку в соотношении 2:1 (3—4 раза).
5. Методист стоит у ножек ребенка, лежащего на животе,
захватывает кисти рук ребенка, выполняя имитацию плавания
брассом.
6.Методист мягко приподнимает голову ребенка в том же
положении, придерживая надплечье с поврежденной стороны
(2—3 раза).
7.Рука методиста находится под животом ребенка, другая
удерживает его ноги за голеностопный сустав, приподнимая
ноги и нижнюю часть туловища. Руки ребенка вытянуты впе
ред, чтобы он мог двигаться, опираясь на них (4—6 раз).
В более старшем возрасте добавляются упражнения сидя и стоя (рис. 33).
Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должен получить 3—4 курса комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин. После 2 лет
Рис. 33. Специальные упражнения при кривошее: 1 — наклоны головы; 2 и 3 — круговые движения головы при фиксировании взрослым надллечий ребенка; 4 — упражнение с противодействием лежа на спине; 5—6—7 — поднимание головы лежа на боку, на животе со свешенной с кушетки головой консервативное лечение неэффективно, так как к этому возрасту асимметрия лицевой части черепа становится необратимой.
С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С.
Специальные упражнения в воде:
1.Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка,
лежащего на спине, подушечками больших пальцев вы
полняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).
2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за го
лову то в правую, то в левую сторону.
3.Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову
так, чтобы пораженная сторона была на наружной части
круга.
4.Ребенок в пенопластовом чепчике лежит на спине, ножки
опущены. Методист выполняет движение руками в сторо
ны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи,
усиливая тягу со стороны повреждения.
5.Лежащего на животе ребенка поддерживают под подборо
док, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными
пружинящими движениями приподнятое надплечье удер
живают в воде.
При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты, разработанные В.Б. Мироедовым (1996), основанные на принципе дистракции мягких тканей на стороне поражения. При невозможносги коррекции кривошеи консервативным методом прибегают к операции. Выделяют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 месяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе). До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.
Врожденная косолапость
Распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата, как правило, двустороннее, встречается у новорожденных в 0,1 % случае, преимущественно у мальчиков. Косолапость — это стойкая приводяще-разгибательная контрактура стопы, вызванная врожденным нарушением развития голеностопного сустава и мышечно-связочного аппарата, его формирующего. Больше всего подвержены патологическому процессу мышцы и связки. Отмечается недоразвитие и укорочение внутренней и задней группы связок и сухожилий сгибателей стопы. Больше-берцовая мышца укорочена, ее брюшко утолщено. Мышцы и сухожилия стопы расположены аномально, наблюдаются добавочные мышцы. Таранная кость выдвинута кнаружи и вперед. Клиническая картина характеризуется:
— опущением наружного и поднятием внутреннего края
стопы (супинацией голеностопного сустава); — положением подошвенного сгибания стопы (эквинус или конская стопа);— приведением переднего отдела стопы (аддукция);— образованием «натоптышей» на наружном крае стопы;— асимметрией объема средней трети голени;
— снижением тонуса мышц, кожной температуры и элек
тровозбудимости (на больной ноге).
Лечение ребенка должно начинаться сразу же после выписки из родильного дома и может быть консервативным и оперативным. При легкой косолапости используются корригирующие бинтовые повязки, в других случаях — гипсовые повязки с последующей заменой гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава используют оперативное лечение.
Лечение положением. Особенности физиологии новорожденных, а также детей 1 года, прежде всего первых месяцев жизни: пластичность, податливость, растяжимость тканей — обеспечивают возможность удержания патологически измененной стопы в корригированном положении, позволяя костям правильно фиксированной стопы расти и развиваться нормально. В течение поэтапной коррекции гипсовыми повязками (иод наблюдением ортопеда) в занятиях ЛФК сочетаются средства общеукрепляющего воздействия на весь организм ребенка с упражнениями и приемами массажа для больной ноги. В легких случаях косолапость ограничивают корригирующими повязками. После снятия гипсовой повязки и заменой ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения фиксируют положение стопы гипсовой лонгетой Большая эффективность коррекции косолапости достигается тепловыми процедурами: теплые ванны для ног (36—37 °С), физиотерапевтические процедуры. Полезно заниматься с ребенком дома, после сна. Лечение с использованием гипсовых повязок носит этапный характер. Первый этап лечения проводится в течение года со сменой повязки раз в неделю, начинается с 1—2-месячного возраста. Задачи ЛФК и физиотерапии первого этапа: предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств; улучшение трофики; поддержание общего тонуса организма. Средства: лечение положением (гипсовая иммобилизация), массаж, физические упражнения и физиотерапия. Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро, верхняя треть голени). Физические упражнения — общеразвива-ющие и специальные. К специальным относятся пассивные упражнения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно и с полной амплитудой.
Второй этап лечения (после окончательного снятия иммобилизации) длится до полного восстановления функции голеностопного сустава. Его задачи: закрепление результатов коррекции и восстановление опорной и двигательной функции стопы; борьба с атрофией и контрактурой в суставах; создание необходимых условий для полноценного роста и развития стопы; адаптация к повышающимся физическим нагрузкам; профилактика «порочной» походки и нарушений осанки. Средства: массаж и физические упражнения, упражнения в воде, физиотерапия. На фоне общего массажа применяется специальный массаж голени и стопы для нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней и задней группе мышц (поглаживание, потряхивание, вибрация). Укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах — передней и наружной группах мышц (поглаживание, растирание, разминание) при использовании корригирующих повязок. Физические упражнения проводятся после массажа и физиопроцедур. Специальные упражнения используются лежа (пассивно-активные): сгибание и разгибание стопы, сидя — перекаты с пятки на носок, стоя у гимнастической стенки приседания. Круговые вращения в тазобедренном суставе, сгибание и разгибание нижних конечностей. Также применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера, дыхательные упражнения. Упражнения в теплой воде. После гипсовой иммобилизации хорошо использовать раннюю осевую нагрузку — ходьбу по дну бассейна, скольжение на воде (для старших дошкольников, школьников), все возможные движения в голеностопных суставах (отталкивания, прыжки, подскоки). При использовании корригирующих бытовых повязок можно использовать те же упражнения, что и на суше (36—37°С). Это позволит более эффективно расслабить спастические мышцы. Среди физиотерапевтических процедур — влажные укутывания голени и стопы больной конечности (39—41 °С) в течение 25—30 мин (ежедневно или через день, курс 20—25 процедур). Электростимуляция пронаторов стопы в течение 10— 15 мин с прерыванием на 2 мин через каждые 3 мин воздействия (ежедневно, курс 15—25 процедур). Повторные курсы физиотерапии при развивающейся мышечной атрофии целесообразно проводить с перерывом в 2—3 месяца.
Пупочная грыжа.
Это чаще врожденный дефект, причинами которого могут быть ослабленный мышечный тонус передней брюшной стенки, неполное замыкание пупочного кольца, внутриутробные аномалии развития брюшной стенки при длительном плаче ребенка, вследствие чего из пупочного кольца (над пупком) выходят подвижные внутренние органы (сальник, петли тонкой кишки).
Клиническая картина. Выпячивание кожи из пупочного кольца, при легком надавливании на данный участок ощущается «бульканье». Пупочная грыжа может быть округлой или продолговатой. В раннем возрасте грыжа легко вправляется и при постоянных занятиях ЛГ имассажем проходит бесследно.
Соматически ослабленные дети со слабовыраженным подкожным жировым слоем, гипотоничной мышечной системой и пониженной резистентностью в наибольшей степени подвержены пупочной грыже.
Задачи ЛФК при врожденной пупочной грыже: общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, укрепление мышечного корсета, особенно мышц брюшного пресса, нормализация нервно-рефлекторной возбудимости для предупреждения повышения внутрибрюшного давления, поддержание психомоторного развития на соответствующем возрастном уровне. Средства: лечение положением, массаж и физические упражнения.Лечение положением — лежа на животе используется как во время сна, так и в период бодрствования, уменьшает боли в животе (так как способствует отхождению газов), увеличивает возможность активных движений конечностями и туловищем, препятствует выпячиванию грыжи. Общий массаж начинают со 2—3-й недели жизни ребенка. Приемы выполняются легко и безболезненно, не вызывая плача у ребенка. Перед использованием специальных приемов грыжу обязательно вправляют легким надавливанием пальцев одной руки, утапливая ее, пока другая выполняет приемы.В специальные приемы, выполняемые на мышцах брюшного пресса, входят круговые поглаживания живота по часовой стрелке, встречные поглаживания (по ходу толстого кишечника), поглаживание косых мышц живота. Кисти массажиста охватывают заднебоковую поверхность грудной клетки и выполняют движение навстречу друг другу сверху вниз и кпереди При этом пупок прячется в кожную складку В лечебной гимнастике используются упражнения для укрепления мышечного корсета, особенно прямых и косых мышц живота.