Заклепочные соединения
Заклепочное соединение - один из древнейших способов соединения.
Достоинства: •простота технологии; •высокая прочность; •подвижность соединения, что предотвращает образование трещин. | Недостатки: •очень низкая производительность клепки; •большой расход материала; •ослабление детали отверстием; •недостаточная герметичность. |
Клепка бывает ручная и машинная, холодная и горячая (при d > 12 -только горячая). Сварные швы бывают прочные, плотные и прочноплотные, однорядные (рис. 24, а) и многорядные (рис. 24, б).
Рис24 |
Заклепки бывают с полукруглой (рис. 25, а), круглой (рис. 25, 6) головкой, потайной (рис. 25, в) и трапецеидальной (рис. 25, г).
Рси.25 |
Головка формируется с помощью оправки. Высота заклепки под головку равна Х= 1,5d (рис. 26).
Рис.26 |
Швы бывают внахлестку (рис. 27, а) и встык, с одной (рис. 27, 6) или двумя (рис. 27, в) накладками.
Заклепочное соединение очень широко применяется в авиации.
Заклепка работает на срез и смятие, иногда - на отрыв головки. Диаметр заклепки выбирается по таблице в зависимости от толщины склепываемых листов или по соотношению
d =δ+ 6 мм.
Сначала проводится проверка заклепки на срез:
где F - усилие;
d - диаметр заклепки;
п - число заклепок;
i - количество срезов.
Обычно из этой формулы (если диаметр известен) определяется требуемое число заклепок:
, [τср] =100÷110МПа
Рис.27 |
Далее проводится проверка заклепки на смятие. Смятие происходит по диаметральному сечению (рис. 28).
Рис.28 |
Уравнение прочности на смятие
После определения количества заклепок необходимо правильно сконструировать шов, чтобы отверстия под заклепки минимально ослабляли деталь (рис.29).
Расстояние между заклепками р = 3d.
Рис.29 |
Сварные соединения
Сваркой называется процесс соединения деталей путем расплавления кромок. Сварка пришла на смену заклепочному соединению. Сварка бывает электрическая и газовая. Электросварка бывает дуговая и контактная. Наиболее распространена электродуговая сварка.
Достоинства: •высокая прочность и плотность соединения; •высокая производительность сварки; •небольшой расход металла; •возможность ремонта и реставрации деталей. | Недостатки: • сложное оборудование для сварки; • высокая квалификация рабочего. |
Сварные швы бывают стыковые (рис. 30, а) и валиковые (рис. 30, 6).
Для получения качественного шва необходимо отчистить детали от масел, грязи, ржавчины, краски и выполнить разделку кромок. Разделка кромок бывает:
V-образная — при толщине свариваемых деталей до 12 мм;
Х-образная — при толщине до 20 мм;
U-образная — при толщине до 50 мм;
При толщине до 6 мм шов варится без разделки кромок.
Рис.30 |
Шов может быть одно- и многослойным.
Сварочный ток
Iсв=(30÷50)dэл
где dэл — диаметр электрода.
Расчет стыкового шва. Стыковой шов работает на растяжение (рис. 31). Нагрузка, которую может нести шов,
F = [Gсв]А,
где А — площадь шва.
Допускаемое напряжение сварного шва
[Gсв] =(0,7÷0,9) [Gр],
где коэффициент зависит от технологического процесса, обусловленного маркой электрода (при Э-34 он равен 0,7; при Э-42 - 0,8; при Э-50 - 0,9).
Рис.31 |
Расчет валикового шва. Валиковый шов работает на срез (рис. 32). Срез происходит по биссектору (рис. 33).
Уравнение прочности шва
где К — высота катета;
L —общая длина шва.
Рис.32 | Рис.33 |
Допускаемое напряжение среза сварного шва
[τсв]= (0,5+0,7)[Gр],
где коэффициент зависит от марки электрода (при Э-34 он равен 0,5; при Э-42 - 0,6; при Э-50-0,7).
Шов, направленный параллельно нагрузке, называется фланговым. Шов, направленный перпендикулярно нагрузке, называется лобовым. Лобовые швы делать не рекомендуется.
Полная длина шва
(0,7 - это cos45°).
Длина лобового шва
lл=b
Длина фланговых швов
l ф= l-lл,
l ф= l ф1 + l ф2,
Для симметричного сечения (полоса, круг, швеллер)
l ф1= l ф1 = l ф/2,