Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см

Согласно классификации (см. рис. 37, с. 148) выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: «передай мяч и вы­ходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.

«Передай мяч и выходи» — простое и эффективное взаимодей­ствие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие

               
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
        Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
 
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

может осуществляться разными по амплуа атакующими игрока­ми: защитником и форвардом, защитником и центровым, фор­вардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и т.д. Могут меняться и занимаемые и.п. этих игроков. Неизмен­ным остается основной принцип взаимодействия: передал мяч — ос­вободись от опеки защитника для полунения обратной передачи с дальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.

На рисунке 46 показаны схемы рассматриваемого взаимодей­ствия, в котором участвуют игроки задней линии нападения. В и. п. они располагаются на периметре трехочковой линии прямо пе­ред корзиной. После выполнения передачи нападающий, исполь­зуя обманное движение, осуществляет выход перед защитником (рис. 46, а) или за спиной у него (рис. 46, б). Получив атакующую передачу от партнера, он завершает проход броском в движении из-под щита.

Следует подчеркнуть необходимость своевременного использо­вания финтов для успешной реализации данного взаимодействия. Игрок с мячом перед передачей может выполнить финт на бросок, проход или передачу мяча в противоположную от планируемого направления сторону, а освобождающийся от плотной опеки на­падающий обязан умело пользоваться обманными движениями вышагиванием, скрестным шагом или поворотом. Соответственно избранному финту и направлению маневрирования может приме­няться один из разновидностей выхода: V-образный, S-образный, петлеобразный или круговой. Выход должен быть быстрым и реши­тельным, а обратная передача — нацеленной и скоростной.

Заслоны — неотъемлемая составляющая современной игры в баскетбол в нападении. Без их использования не обходится прак-




тически ни одна атака против организованной обороны. Цель это­го взаимодействия — освободить партнера, преградив путь опекаю­щему его защитнику. Выделяют несколько разновидностей засло­нов. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, приме­няют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зави­симости от того, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защит­ником, то это передний заслон (рис. 47, б). Он используется чаще всего для выполнения позиционного броска. При постановке за­слона сбоку или сзади от защитника это соответственно боковой (рис. 47, а) или задний заслон. Они эффективны преимуществен­но для выхода или прохода-броска.

Для «отсечения» соперника нападающий, ставящий заслон, чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее эффективно расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановки неподвижных засло­нов, которые обеспечивают их результативность:

- действия нападающих должны быть согласованными и не­ожиданными для защитников;

- игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь вни­мание своего опекуна обманными действиями на передвижение в противоположную планируемому проходу сторону, а в случае получения мяча — финтами на бросок, передачу или проход с ведением мяча;

- забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрыт­но от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемо­го перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в локтях руки;

- уход под заслон должен быть своевременным — не начинать движение, пока не поставлен за­слон, но и не опаздывать с его использованием; проходить нуж­но стремительно и вплотную с поставленной «преградой»;

- игрок, поставивший заслон, сразу после прохода партнера и «отсечения» его опекуна обязан повернуться в сторону атакуемой корзины в готовности к получе­нию мяча и дальнейшим напада­ющим действиям.


Типичным взаимодействием двух игроков с использованием

                   
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru   Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
      Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
      Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
 
 
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

неподвижного заслона является «двойка».Для его осуществления атакующий игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, ис­пользует финт вышагиванием на проход. Как только заслон постав­лен, он стремительно прорывает­ся в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита. Иг­рок, поставивший заслон, пре­граждает путь защитнику и в слу­чае расположения лицом к нему поворачивается кругом на ближ­ней к корзине ноге для поддерж­ки атакующего игрока (рис. 48, о). Если происходит переключение защитников, то следует передача

поддерживающему игроку (рис. 48, б), выполнившему поворот, и уже он беспрепятственно атакует броском в движении из-под кольца.

Взаимодействие «двойка» дает эффективный результат при выпол­нении его различными по функциям игроками и с разных позиций.

Заслон может быть поставлен и в движении, когда нападающий без мяча перемещается параллельно движению партнера с мячом, располагаясь между ним и опекающим его защитником (рис. 49). Тем самым он образует подвижную преграду перед дриблером. Такой заслон образно называют «экраном». Он позволяет игроку с мячом свободно маневрировать и беспрепятственно атаковать кор­зину соперников со средней или дальней дистанции.

Специфическими разновидностями заслона являются наведе­ние и пересечение.

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Особенность наведения заключается в том, что инициатива здесь принадлежит нападающему, освобождающемуся от опеки защит­ника. Он, используя ложные движения и маневрирование по пло­щадке без мяча или с мячом, «наводит» своего опекуна на непод­вижно стоящего в определенной позиции партнера (рис. 50), вы­нуждая их столкнуться (либо добивается столкновения двух за­щитников). Чтобы достичь намеченной цели, важно проходить вплотную к партнеру или сопернику и как можно быстрее.

Статический заслон при наведении применяют как для подго­товки дистанционных бросков (рис. 51, а), так и для выхода без мяча или прохода с ведением к щиту соперника (рис. 51,6).

Сущность пересечения подразумевает такое взаимодействие, при котором нападающие перемещаются навстречу друг другу с целью добиться столкновения защитников в момент пересечения своего

пути следования и тем самым ос­вободиться от их опеки.

Пересечение можно рассмат­ривать как своего рода наведе­ние на двигающегося партнера. Оно эффективно как без мяча (рис. 52, а), так и при владении мячом одним из игроков (дриб­лером) (рис. 52, б). В более вы­годном положении всегда оказы­вается игрок, выходящий из-за спины партнера, т. е. проходящий вторым («запаздывающий»). Со­ответственно при освобождении от опеки дриблера этим игроком Должен быть нападающий с мя-



       
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

чом. Но не менее результативно пересечение, когда в момент встре­чи партнеров игрок, ведущий мяч, передает его из рук в руки товарищу по команде (рис. 53). В этом случае игрок без мяча про­ходит следом за дриблером. После получения мяча и освобожде­ния от защитника он имеет возможность беспрепятственно прой­ти к корзине, используя в свою очередь ведение мяча.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападе­нии с участием двух игроков «передай мяч и выходи».

1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Выполнение взаимодействия в поточном упражнении 2 х 1 при пассивном сопротивлении защитника (рис. 54).

3. То же, но с атакой со средней дистанции.

4. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях ак­тивного противодействия защитника в игровом упражнении «1x1 с промежуточным»: единоборство осуществляется без ограниче­ний активности защитника; промежуточный игрок занимает не­подвижную позицию в заданной точке площадки и может быть использован атакующим игроком только для передачи ему мяча и получения обратного паса.

5. Выполнение взаимодействия в условиях игрового противо­борства 2 х 2 с атакой в одну корзину.

6. Воспроизведение разновидностей изучаемого тактического вза­имодействия в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Обучение групповому тактическому взаимодействию в нападе­нии с участием двух игроков «двойка».

1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Проведение подвижной игры
«Третий лишний»: играющие распо­
лагаются попарно по кругу; за пре­
делами круга находятся водящий и
убегающий, причем в и. п. они нахо­
дятся на расстоянии 5 —6 м друг от
друга; задача водящего — догнать убе­
гающего и осалить его, в этом случае
они меняются ролями; убегающий иг­
рок в любой момент может занять
позицию впереди какой-либо пары,
предварительно коснувшись рукой
спины сзади стоящего партнера, что
является сигналом к побегу от водя­
щего.

3. Поочередное выполнение боко­
вого заслона условному защитнику в
поточном упражнении (рис. 55): из-

начально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 —3 м, перед каждым из них установлена переносная стойка или стул, обозначающие защитника; внутри круга чуть сзади-сбоку от од­ного из игроков занимает позицию свободный от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педаго­га; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади-сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобож­дает заслоном впереди стоящего нападающего и т.д.; каждый из I поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное парт-



Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru


4. Освобождение нападающе­го без мяча с помощью бокового заслона в поточном упражнении, преодолевая пассивное сопротив­ление защитника (рис.56): после каждого взаимодействия игроки меняются ролями, перемещаясь против часовой стрелки.

5. То же, но с непрерывной по­становкой заслонов в двух пози­циях, разных по отношению к корзине (рис. 57): в и. п. занима­ющиеся находятся в двух колон­нах лицом к корзине; перед на­правляющими располагаются за­щитники, а между колоннами — один нападающий, который на-



       
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

чинает упражнение постановкой бокового заслона для любого из направляющих; освободившийся игрок следует для постановки зас­лона на другую от щита сторону площадки и т.д. После выполне­ния каждого очередного взаимодействия производится смена ро­лей: игрок, поставивший заслон, занимает место пассивного за­щитника, а тот перемещается в конец своей колонны нападаю­щих.

6. Выполнение взаимодействия «двойка» без броска в корзину в условиях пассивного противодействия защитника (рис. 58): зани­мающиеся упражняются в тройках; в начальном расположении нападающему без мяча противодействует пассивный защитник, сбоку и чуть впереди этой пары стоит игрок с мячом (нападающие

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

лицом обращены в сторону кор­зины противника, защитник — к опекаемому нападающему); на­чиная упражнение, игрок с мя­чом выполняет передачу партне­ру и устремляется вслед за мя­чом для постановки заслона сза­ди-сбоку от защитника; напада­ющий, получивший мяч, осуще­ствляет финт-проход с ведени­ем мяча под заслон и с последу­ющей остановкой в предыдущей позиции игрока с мячом. Далее происходит смена ролей: защит­ник становится на место опекае­мого им нападающего, а игрок, поставивший заслон, — на по­зицию защитника и т.д.

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

7. То же, но в поточном упражнении с атакой корзины после прохода (рис. 59): выход под заслон дриблер продолжает скорост­ным проходом-броском; далее он подбирает и передает мяч на и. п. очередному партнеру, а сам отправляется вслед за передачей и занимает позицию за спиной у него; тем временем защитник вста­ет на место атакующего нападающего, а игрок, поставивший зас­лон, — на место защитника.

8. То же, но с продолжением атаки передачей-откидкой (рис. 60): нападающий, поставивший заслон лицом к защитнику, после прохода партнера выполняет поворот кругом, получает мяч от дриблера и сам завершает атаку броском из-под щита.

9. Выполнение взаимодействия «двойка» с постановкой пере­днего заслона и последующей атакой броском со средней дистан­ции из-под заслона (рис. 61): игрок, передавший мяч партнеру, ставит заслон между ним и опекающим его защитником; напада­ющий, получивший мяч, совершает финт на проход или переда­чу мяча и атакует корзину дистанционным броском мяча с места или в прыжке.

10. Выполнение разновидностей взаимодействия «двойка» в ус­ловиях игрового противоборства «2x2 в одну корзину».

11. То же, но в учебных двусторонних играх с установкой педа­гога.

Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападе­нии с участием двух игроков с использованием разновидностей заслонов.

1. Объяснение и показ разновидностей заслонов на демонстра­тивной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

2. Выполнение взаимодействия с использованием заслона «эк­ран»:

       
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

- взаимодействие двух напада­ющих без мяча с применением заслона в движении на ограни­ченном участке площадки; зада­ние для защитника — прорвать­ся к опекаемому нападающему и рукой дотронуться до его спины (рис. 62);

- взаимодействие нападающе­го без мяча и дриблера: опекае­мый защитником нападающий владеет мячом и передвигается произвольно с ведением мяча;

- то же, но задача защитни­ка — выбить мяч у дриблера;

- выполнение взаимодействия

в целом в условиях пассивного противодействия защитника с ата­кой корзины после прохода-броска (рис. 63): для постановки за­слона игрок постоянно занимает позицию между партнером и опе­кающим его защитником; после завершения каждого взаимодей­ствия происходит смена ролей по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

- то же, но с атакой корзины позиционным броском мяча со
средней дистанции из-под заслона (рис. 64): бросковое движение
выполняется после остановки двумя шагами, прыжком или ком­
бинированным способом;

- то же, но в условиях активного противодействия защитника.
3. Выполнение взаимодействия с использованием наведения:

- подвижная игра «Запятнай бездомного»: на площадке на рас­
стоянии 5 — 6 м друг от друга беспорядочно раскладывают несколь-

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

ко гимнастических обручей малого диаметра (или мелом рисую-круги) — это «дома» для играющих. Выбирают одного или не­сколько водящих, которые, как и остальные игроки, располага­ются на площадке произвольно; игра начинается по сигналу пе­дагога; задача водящих — догнать и запятнать любого игрока, на­ходящегося вне «дома», и таким образом поменяться с ним роля­ми; соответственно убегающие стремятся перебежать из одногс обруча в другой, маневрируя по площадке и используя неподвиж­но стоящих в «домах» игроков как преграду для водящих, т. е. «на­водят» их на статический заслон; в «доме» может находиться толь­ко один игрок, и время его непрерывного пребывания в нем ог­раничивается 3 с;

- то же, но играющие владеют мячами и передвигаются, ис­пользуя ведение мяча, у водящих и неподвижно стоящих в «до­мах» игроков мячей нет; дриблер, убегая от водящего, может ис­пользовать наведение или передавать мяч из рук в руки стоящем} партнеру, занимая его место в «доме»;

- выполнение изучаемого взаимодействия в поточном упражне­нии при встречном движении двух колонн (рис. 65): в и. п. игрока располагаются в двух противостоящих колоннах, и по сигналу пе­дагога направляющие начинают движение навстречу друг другу: сблизившись, один из них на мгновение останавливается, зани­мая положение для заслона, а другой, неожиданно меняя направ­ление движения, огибает искусственную преграду в заранее указан-

ном направлении (слева или спра­ва от партнера); далее оба игрока передвигаются на позиции замы­кающих в противоположных ко­лоннах, и упражнение начинает следующая пара занимающихся; - выполнение дриблером на­ведения условного защитника на неподвижно стоящего партнера с последующей атакой корзины Проходом-броском (рис. 66): из Угла площадки осуществляется скоростной проход с ведением Мяча, проследовав вплотную к Партнеру, и бросок из-под щита;





             
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
  Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
 
 
    Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru
Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

после осуществления каждого взаимодействия нападающие меня­ют свои позиции по часовой стрелке и возобновляют упражнение;

- то же, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия одного защитника (рис. 67);

- выполнение наведения игроком без мяча (рис. 68): после пере­дачи партнеру нападающий наводит на него своего защитника, получает обратную передачу и завершает проход атакой из-под щита; сопротивление защитника пассивное; смена ролей — против часо­вой стрелки после завершения каждого взаимодействия.

4. Выполнение взаимодействия с использованием пересечения:


- без мяча в поточном упражнении с передвижением из двух
колонн (рис. 69): каждая пара игроков одновременно начинает
перемещение в направлении линии штрафного броска, осуще-

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru

ствляя пересечение в точке, обо­значенной переносной стойкой (очередность продвижения игро­ков устанавливается заранее), и после выхода под щит возвраща­ется на и. п.;

- то же, но один из игроков владеет мячом и завершает взаи­модействие атакой корзины (рис. 70): первым при пересечении проходит игрок без мяча, дриб-лер завершает свой проход брос­ком; по окончании взаимодей­ствия занимающиеся возвраща­ются на и. п. и меняются местами и ролями;

- то же, но преодолевая пас­сивное противодействие одного, а затем двух защитников: смену

защитников производят после определенного количества повто­рений задания;

- выполнение взаимодействия с мячом, чередуя возможные варианты завершения атаки: игрок с мячом проходит первым, после пересечения передает его партнеру, и тот атакует броском из-под щита (рис. 71, с); игрок с мячом с места передает его парт­неру и проходит первым, а дриблер использует пересечение для освобождения от опеки и беспрепятственного прохода к щиту (рис. 71, б); после завершения взаимодействий мяч возвращается на и. п. и занимающиеся меняются местами;

- выполнение разновидностей взаимодействия на различных позициях нападающих в условиях активного противодействия од­ного (двух) защитников, варьируя способ завершения атаки по ситуации.

5. Воспроизведение взаимодействий двух игроков с использова­
нием разновидностей заслонов в условиях игрового противобор­
ства 2 х 2 с атакой в одну корзину.

6. То же, но в учебных двусторонних играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания.

1. В поточных упражнениях периодически варьировать началь­ные позиции игроков (прямо перед щитом, у боковой линии справа или слева от корзины), направление первой передачи и развития взаимодействия, способ завершения атаки (броском в движении, после прохода, с места или в прыжке).

2. Смену ролей в упражнениях производить перемещением иг­роков по ходу или против часовой стрелки после каждого повто­рения задания, а единоборство с участием промежуточного игро-

' Баскетбол 1 УЗ

Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru Теоретические предпосылки. Согласно классификации (см - student2.ru ка продолжать, пока нападающий или защитник не наберет за­данного количества очков (попаданий или перехватов мяча).

3. Результативное выполнение изучаемого взаимодействия в иг­ровых условиях поощрять начислением дополнительных преми­альных очков.

4. Активно, но рационально использовать разнообразные об­манные движения: «финтить», чтобы обыграть соперника, а не ради «финта».

5. Выход для получения мяча или проход с ведением мяча осу­ществлять быстро и решительно.

6. Своевременно и точно передавать мяч открывающемуся или находящемуся в более выгодной позиции партнеру.

7. При постановке неподвижного заслона:

- вставать близко от защитника и располагаться лицом или спиной к нему;

- занимать устойчивое положение на площадке: находиться в широкой стойке и преграждать как можно большее пространство, но не выставлять в стороны колени или руки;

- при расположении лицом к защитнику выставлять перед грудью внутри занимаемого «цилиндра» согнутые в локтях руки, чтобы обезопасить себя при возможном столкновении с соперником;

- перемещаться для постановки заслона скрытно от защитни­ка, т. е. вне поля его зрения;

- после прохода освобождающегося нападающего при распо­ложении лицом к защитнику выполнять поворот на ближней к корзине ноге и выходить к щиту для поддержки атакующего; ана­логичный выход для продолжения атаки, но без поворота совер­шать в случае постановки заслона спиной к защитнику;

- освобождающемуся от опеки игроку перед уходом «прижать­ся» к защитнику и начинать выход в момент постановки заслона; проходить кратчайшим путем и вплотную с заслоном.

8. При постановке заслона в движении опережать защитника, занимая позицию между ним и партнером, передвигаться на оди­наковой с ним скорости, в точности повторяя его маневры.

9. При наведении и пересечении выполнять взаимодействия на скорости, проходить максимально близко друг к другу; переда­вать мяч из рук в руки освободившемуся нападающему.

10. В условиях игрового противоборства атаку завершать по си­туации: стремительным проходом-броском из-под щита, про-ходом-«откидкой» партнеру или неожиданной для соперников остановкой с последующим позиционным броском из-под зас­лона.

11. Партнерам согласовывать свои действия во времени и про­странстве.

Наши рекомендации