Тема 1.1. Понятие о физической реабилитации, ее значение и место в медико-социальной реабилитации. Основные принципы и средства физической реабилитации

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

I. Цель курса

Цель курса: создать у студентов представления об общих принципах и методических правилах использования средств физической реабилитации с лечебно-профилактическими целями и на этой основе научить их навыкам методиста по физической реабилитации.

Задачи курса

Задачи курса:

- изучение механизмов лечебно-восстановительного действия средств физической реабилитации;

- изучение организации процесса реабилитации в медицинских, профилактических и оздоровительных учреждениях;

- изучение основ методики применения средств физической реабилитации в лечебно-восстановительных целях;

- изучение частных методик использования средств реабилитации при различных заболеваниях и травмах;

- изучение реакции организма больного на воздействие средствами реабилитации;

- привитие студентам навыков методиста по физической реабилитации.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Физическая реабилитация» занимает существенное место в профессионально-педагогической подготовке специалиста по адаптивной физической культуре, так как проблема восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности после перенесенных заболеваний и травматических повреждений средствами ЛФК, массажа и физиотерапии была и остается актуальной и жизненно необходимой.

Изучение курса «Физическая реабилитация» тесно связано с такими дисциплинами, как анатомия, физиология, антропология, биология,

биомеханика, биохимия, педагогика, психология, гигиена, спортивная медицина, а также с дисциплинами в рамках общей специальности: общая патология и терапотология, частная паталогия, комплексная реабилитация больных и инвалидов.

С целью поддержания уровня усвоения учебного материала вводятся: семинарские занятия с фронтальным опросом, с написанием контрольных работ, задания по работе с дополнительной литературой и подготовка по ней рефераторов с последующим сообщением на семинарских занятиях.

Учебная программа дисциплины «Физическая реабилитация» рассчитана на 210 часов аудиторных занятий и 90 часов самостоятельной работы. Программой предусмотрено 68 часов лекционных занятий,

34 семинарских и занятий по доклинической практике и 108 часов - клинической практики на базах практики.

Лекции читаются поточно всей специализации, семинарские занятия по доклинической практике проводятся в группах численностью 12-14 человек в специально оборудованных реабилитационных кабинетах, занятия же по клинической практике проводятся в лечебно-профилактических учреждениях в группах из 6-8 человек.

Изучение материала учебной программы осуществляется на протяжении двух семестров: 140 часов в 4-м семестре и 160 часов в 5-м семестре. Каждый семестр заканчивается сдачей экзамена.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса студент должен знать средства и основные методы физической реабилитации при различных заболеваниях, уметь разрабатывать комплексы упражнений по лечебной гимнастике и реабилитационные программы, самостоятельно проводить занятия с больными и инвалидами. Он должен понимать механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений при различных заболеваниях и повреждениях, а также уметь, на основании этого определить место и роль физических упражнений и факторов реабилитации.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса

Раздел I . Организационно-методические основы физической реабилитации.

Раздел II. Физическая реабилитация в травматологии.

Раздел III. Физическая реабилитация при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.

Раздел IV. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Раздел V. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания.

Раздел VI. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения.

Раздел VII. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.

Раздел VIII. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов.

Раздел IX. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости.

Раздел X. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.

Раздел XI. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.

Раздел XII. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах, в послеродовой период.

ЛФК при гинекологических заболеваниях.

2. Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

Тема 1.1. Понятие о физической реабилитации, ее значение и место в медико-социальной реабилитации. Основные принципы и средства физической реабилитации.

Понятие о физической реабилитации, ее цель и задачи. Значение физической реабилитации в комплексной медико-социальной реабилитации. Физическая реабилитация как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Физиологически обоснованные педагогические принципы в процессе лечебно-восстановительной тренировки.

Основные принципы реабилитации. Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ). Комплексность использования всех доступных и необходимых РМ. Индивидуализация программы реабилитации. Этапность реабилитации. Непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов. Социальная направленность РМ. Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Средства физической реабилитации. Составление р6еабилитационных программ.

Наши рекомендации