Атланто–затылочный сустав (articulatio atlantooccipitalis) – верхний сустав головы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР. ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Занятие 1.
Тема занятия:
Знакомство с кафедрой. Принципы организации человеческого тела. Оси и плоскости. Понятие о топографии. Анатомические термины. Возрастная периодизация. Кость как орган. Строение позвонков разных отделов позвоночного столба. Крестец, копчик. Точки окостенения. Ребра, грудина, лопатка, ключица. Точки окостенения. Кости свободной части верхней конечности. Постнатальное формирование точек окостенения.
Цель занятия:
Отразить специфику учебного процесса на кафедре нормальной анатомии. Определить основные понятия, с позиций которых будет проходить изучение анатомии человека. Показать причины многообразия однотипных образований. Раскрыть особенности строения и развития костей туловища. Раскрыть особенности строения и развития костей верхней конечности.
Содержание занятия:
Знакомство с кафедрой. Правила внутреннего распорядка. Методы изучения анатомии человека. Закономерности строения тела человека. Оси и плоскости. Латинская терминология. Понятие о топографии, норме, аномалиях. Общие сведения об анатомическом скелете. Кость как орган. Структурно-функциональная единица трубчатой кости. Возрастная периодизация. Позвонки. Строение типичного (грудного) позвонка: тело, дуга, отростки, отверстие позвонка. Особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба (шейные, грудные, поясничные позвонки, крестец, копчик). Точки окостенения позвонков. Возрастные и половые особенности строения позвонков, варианты развития и аномалии позвонков. Скелет конечностей. Пояс верхней конечности (плечевой пояс): ключица, лопатка. Ребра. Грудина. Кости свободной части верхней конечности: кости плеча (плечевая кость), предплечья (лучевая и локтевая кости), кости запястья (ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная, кость-трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная), пястные кости, фаланги пальцев. Строение костей свободной верхней конечности. Особенности строения костей верхней конечности.
Оснащение занятия:
Позвоночный столб, грудная клетка в целом, наборы позвонков, различные кости (плечевая, бедренная, кости кисти и стопы, крыша черепа, тазовая кость, ребра, грудина, позвонки), набор «кость как орган», распил бедренной кости. Позвоночный столб, набор позвонков, крестец, ключица, лопатка, грудина, набор ребер, связанная верхняя конечность, кисть на подставке, отдельные кости верхней конечности (плечевая кость, лучевая, локтевая, ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная, кость-трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная, пястные кости, фаланги пальцев).
Исходя из базового уровня знаний, сформулируйте определения:
КЛЕТКА (kytos гр. cellula лат. - клетка)
ТКАНЬ (histos гр. - ткань)
СТРУКТУРНО ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ОРГАНА
ОРГАН (organ - орудие)
СИСТЕМА ОРГАНОВ
АППАРАТ ОРГАНОВ
ОРГАНИЗМ
Используя учебник, обозначьте на рисунке название осей (пунктир) и плоскостей.
Используя латинскую терминологию обозначьте:
голову, шею, туловище (спина, живот), конечности.
Относительно этих плоскостей напишите латинские термины:
передний, задний, верхний, нижний, правый, левый.
Сформулируйте различие понятий:
латеральный и медиальный,
проксимальный и дистальный,
срединный, средний, промежуточный.
Напишите эти термины на латыни.
Перечислите ткани организм.
Приведите классификацию костной соединительной ткани (по форме костей, по гистологическому строению, по характеру окостенения).
1 уровень (удовлетворительно) - Назовите стадии развития костей.
2 уровень (хорошо) - В чем различия между первичными и вторичными костями.
3 уровень (отлично) – Назовите варианты и особенности остеогенеза.
Сформируйте представления о кости как об органе:
– клеточный состав (назовите клетки и их функцию);
– характеристика костной скелетной соединительной ткани (состав и процентное соотношение межклеточного вещества, волоконный состав);
– характеристика СФЕ кости – остеона (см. схему ниже);
– органный уровень организации (трабекулы, формирование substantia compacta et spongiosa).
На предложенном рисунке длинной трубчатой кости обозначьте используя латинскую терминологию обозначьте: диафиз, эпифиз (проксимальный и дистальный), метафиз, апофиз, костномозговая полость (содержащую красный и желтый костный мозг), надкостницу, эндост.
Используя диаграмму, обозначьте:
1 уровень (удовлетворительно)
центральный (Гаверсов) канал (содержащий 1-2 кровеносных сосуда и нерва, эндостальную выстилку),
остеоциты (полости их содержащие),
пучки соединительно-тканных фибрилл (Шарпеевские волокна);
2 уровень (хорошо)
надкостница и ее слои (фиброзный и камбиальный (остеогенный), эндост, поперечные (фолькмановские) каналы с сосудами проникающими в костный мозг;
3 уровень (отлично)
цементирующая линия, генеральные и вставочные (наружные и внутренние) круговые пластинки
Приведите классификацию остова (skeleton):
топографическую (1 уровень - удовлетворительно), гистологическую (2 уровень - хорошо), филогенетическую (3 уровень - отлично).
Перечислите компоненты осевого скелета.
Определите положение позвоночника в скелете и правильно расположите его по отношению к себе. Найдите отделы позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый).
Спроецируйте положение позвонка в позвочнике и правильно расположите его по отношению к себе.
Общие свойства позвонков проще изучать на грудных позвонках. Напишите в рабочей тетради следующие латинские термины и найдите их на препаратах:
Тело позвонка, дуга позвонка, ножки дуг позвонка, позвоночное отверстие, верхние и нижние позвоночные вырезки, межпозвоночные отверстия.
Отростки (основные) остистый, поперечный, суставной, верхние и нижние суставные поверхности.
Найдите на препаратах где расположены производные отростков: processus costotransversarius, costalis [costiformis], accessories, mamillaris, сrista sacralis mediana, intermedia, lateralis.
Найдите на препарате отличительные черты позвонков
шейного отдела:
bifidum, tuberculum anterius et posterius, foramen transversarium
I atlas - arcus, massa, tuberculum/arcus, fovea, sulcus
II axis (epistropheus греч. epistrepho - возвращать, крутить) - dens, facies articularis
VI – tuberculum anterior (caroticum)
VII – prominens
Найдите характерные для них детали строения (поперечное отверстие, передний бугорок, сонный бугорок VI шейного позвонка, задний бугорок, раздвоенный остистый отросток).
грудного отдела:
fovea costales superior et inferior, fovea costalis processus transversi
Какой грудной позвонок имеет полную реберную ямку и нижнюю полуямку?
Какой грудной позвонок имеет только верхнюю полуямку?
Какой грудной позвонок имеет полную реберную ямку?
поясничного отдела:
processus mamilaris et accesorius
крестцового отдела:
facies pelvica et dorsalis, pars lateralis, basis, apex et pars lateralis ossis sacri, promontorium, facies auricularis, canalis, hiatus et cornu sacralis
При изучении крестцовых позвонков (крестца) найдите: основание крестца, верхушку крестца, тазовую и дорсальную поверхности, латеральную часть, верхний суставной отросток, мыс, ушковидную поверхность, крестцовую бугристость, дорсальные крестцовые отверстия, срединный, промежуточные и латеральные крестцовые гребни, поперечные линии, тазовые крестцовые отверстия, крестцовый канал, крестцовую щель.
При изучении копчика найдите его верхушку, рожки.
Научитесь находить клинически значимые анатомические ориентиры:
sulcus arteriae vertebralis atlas (CI)
dens axis (CII)
tuberculum caroticum (CVI),
vertebra prominens (CVII),
punctum cervicale (processus spinosus CVII)
fovea costales superior et inferior (ThI, ThX, ThXI, ThXII)
punctum lumbale (processus spinosus LV)
promontorium sacri
Научитесь определять место ребер в скелете, различать истинные, ложные и колеблющиеся ребра, отличать правые ребра от левых.
Общие свойства ребер следует изучать на средних ребрах (II-Х). Напишите в рабочей тетради следующие латинские термины и найдите их на препаратах: костную часть ребра, головку ребра, шейку ребра, гребень шейки ребра, тело ребра, бугорок ребра, угол ребра, борозду ребра, реберный хрящ.
При изучении первого ребра найдите в нем: tuberculum musculi scaleni anterioris, sulcus arteriae et venae subclaviae
При изучении грудины определите ее место в скелете, правильно расположите ее по отношению к себе. Напишите в рабочей тетради латинские термины и найдите детали строения грудины (рукоятка, тело, мечевидный отросток, ключичные вырезки, яремную вырезку, реберные вырезки).
Какое ребро находится на уровне angulus sterni (угол Луи [Людовика])?
Научитесь находить клинически значимые анатомические ориентиры:
Costae verae [I–VII]
Costae spuriae [VIII–XII]
Costae fluctuantes [XI–XII]
Sulcus arteriae subclaviae [Costa prima I]
Sulcus venae subclaviae [Costa prima I]
Punctum suprasternale [Manubrium sterni]
Punctum mesosternale [Corpus sterni-Costa IV]
Punctum xiphion [Processus xiphoideus sterni]
К какому отделу соматического остова относятся конечности?
Приведите классификацию конечностей. Соотнесите компоненты свободного отдела верхней конечности: Stylopodium, Zeugopodium, Autopodium: basiopodium, acropodium.
Что входит в понятие пояс верхний конечности, каков план его организации.
При изучении ключицы напишите в рабочей тетради латинские термины и найдите детали ее строения: грудинный конец, грудинную суставную поверхность, акромиальный конец, акромиальную суставную поверхность, конусовидный бугорок.
Найдите пять признаков позволяющих определить правую и левую ключицы. Научитесь правильно располагать ее относительно себя.
При изучении лопатки напишите в рабочей тетради латинские термины и найдите основные детали ее строения: реберную и дорсальную поверхности, ость лопатки, медиальный, латеральный и верхний края, верхний, нижний и латеральный углы, надостную, подостную и подлопаточные ямки, вырезку лопатки, суставную впадину, шейку лопатки, акромион, клювовидный отросток.
При изучении плечевой кости напишите в рабочей тетради латинские термины, научитесь различать тело, проксимальный и дистальный концы и найдите детали ее строения: головку и шейку плечевой кости, большой и малый бугорки, гребни большого и малого бугорков, межбугорковую борозду, дельтовидную бугристость, борозду лучевого нерва, мыщелок плечевой кости, медиальный и латеральный надмыщелки, борозду локтевого нерва, блок и головочку плечевой кости, ямку локтевого отростка, венечную и лучевую ямки.
Найдите десять признаков позволяющих определить правую и левую плечевые кости.
Продемонстрируйте на препарате проекцию хирургической шейки. Какова клиническая значимость этого образования?
При изучении костей предплечья напишите в рабочей тетради латинские термины и найдите детали строения костей: локтевой (локтевой и венечной отростки, блоковая и лучевая вырезки, бугристость локтевой кости, головка локтевой кости, суставная окружность, медиальный шиловидный отросток) и лучевой (головка, шейка и тело лучевой кости, суставная ямка, суставная окружность, бугристость лучевой кости, локтевая вырезка, латеральный шиловидный отросток, запястная суставная поверхность).
Найдите пять признаков позволяющих определить правую и левую локтевые и лучевые кости. Научитесь правильно располагать ее относительно себя.
При изучении скелета кисти научитесь отличать кости запястья, пясти и фаланг пальцев. Соотнесите кости скелета кисти Autopodium: basiopodium, acropodium.
При изучении скелета запястья напишите в рабочей тетради латинские термины обозначающие их, соотнесите с проксимальным и дистальным рядами и найдите эти кости (ладьевидную, полулунную, трехгранную, гороховидную, кость трапецию, трапециевидную, головчатую и крючковидную).
На костях пясти научитесь различать основание, тело и головку. В скелете пальцев научитесь различать проксимальную, среднюю и дистальную фаланги, а на каждой из фаланг найдите основание, тело и головку. Запишите в рабочей тетради латинские термины этих структур.
Научитесь находить клинически значимые анатомические ориентиры:
Spina scapulae
Incisura scapulae
Processus coracoideus [Scapula]
Punctum akromion [Extremitas acromialis scapulae]
Collum chirurgicum [Humerus]
Sulcus nervi radialis [Humerus]
Sulcus nervi ulnaris [Humerus]
Epicondylus medialis [Humerus]
Punctum radiale [Caput radii]
Collum radii
Punctum stylion [Processus styloideus radii]
Olecranon
Processus styloideus ulnae
Punctum phalangion [Basis phalangs proximalis III dorsalis]
Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):
- Научиться мысленно проводить плоскости через скелет.
- Изучить характер движений вокруг осей.
- Уметь правильно ориентировать кости туловища.
- Разобрать и продемонстрировать части кости.
- Составить классификацию костей и показать примеры различных костей на препаратах.
- Выделить отделы позвоночного столба.
- Продемонстрировать движения позвоночного столба вокруг трех осей в трех плоскостях.
- Выделить основные части позвонка.
- Рассмотреть особенности строения позвонков различных отделов.
- Освоить латинские термины.
- Научиться определять принадлежность костей верхней конечности (правая, левая).
- Научиться располагать плечевую, локтевую и лучевую кости относительно друг друга.
- Сформировать из костей запястья костные ряды.
- Научиться правильно собирать кисть в целом.
- Научиться правильно располагать грудину и лопатку по отношению к скелету, дифференцировать правую и левую стороны.
- Выделить части грудины, ключицы, лопатки.
- Научиться пальпировать костные выступы костей пояса верхней конечности.
Подведение итогов, домашнее задание:
- Нарисовать схему остеона, выделить структурно-функциональную единицу кости.
- Провести сравнительную характеристику типов телосложения человека.
- Уметь произносить и писать латинские термины.
- Разделить и охарактеризовать понятия твердого и мягкого скелета.
- Отличительные особенности первого, одиннадцатого и двенадцатого ребер.
- Назвать и показать на препаратах анатомические образования, служащие местом начала и прикрепления мышц на лопатке.
- Подготовить сообщение «Точки окостенения ребер и грудины, варианты и аномалии развития».
- Назвать и показать на препаратах основные образования плечевой, локтевой и лучевой костей.
- Разобрать кости запястья, уметь их ориентировать.
- Выяснить особенности строения кисти.
- Подготовить сообщение «Развитие запястья».
Тесты для самоподготовки[1]:
№№ 01, 02, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 27, 28, 29, 30, 32
Занятие 2.
Тема занятия:
Пояс нижней конечности. Тазовая кость. Скелет нижней конечности. Кости свободной части нижней конечности. Постнатальное формирование точек окостенения. Общие особенности костей новорожденного и детей первых лет жизни. Пропорции частей скелета. Рентгеноанатомия скелета.
Цель занятия:
Раскрыть особенности строения и развития костей пояса нижней конечности и свободной части нижней конечности. Определить особенности строения скелета соответственно возрасту.
Содержание занятия:
Кости пояса нижней конечности (тазовый пояс): тазовая кость и ее части (подвздошная, седалищная, лобковая кости). Кости свободной части нижней конечности: кости бедра (бедренная кость и надколенник), кости голени (большеберцовая и малоберцовая кости). Кости стопы: кости предплюсны (таранная, пяточная, ладьевидная, клиновидная), кости плюсны и фаланги пальцев стопы. Общие особенности костей новорожденного и детей первых лет жизни. Пропорции частей скелета. Рентгеноанатомия скелета.
Оснащение занятия:
Связанная верхняя конечность, кисть на подставке, отдельные кости верхней конечности (плечевая кость, лучевая, локтевая, ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная, кость-трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная, пястные кости, фаланги пальцев). Тазовая кость, костный таз. Связанная нижняя конечность, стопа на подставке, отдельные кости нижней конечности: бедренная кость и надколенник, большеберцовая и малоберцовая кости, кости предплюсны (таранная, пяточная, ладьевидная, клиновидная), кости плюсны и фаланги пальцев стопы. Рентгенограммы костей скелета.
Приведите топографическую классификацию остова укажите в ней роль конечностей.
Научитесь определять место костей нижней конечности в скелете и уясните подразделение нижней конечности на пояс (тазовая кость) и свободную нижнюю конечность (бедро, голень, стопу).
Соотнесите компоненты свободного отдела нижней конечности: Stylopodium, Zeugopodium, Autopodium: basiopodium, acropodium.
Что входит в понятие пояс нижней конечности, каков план его организации?
При изучении тазовой кости найдите основные ее части: подвздошную, седалищную, лобковую кости, вертлужную впадину.
Научитесь отличать кости правой и левой конечностей, правильно располагать тазовые кости относительно себя.
Обратите внимание, что подвздошная, седалищная и лобковая кости срастаются своими телами. На наружной поверхности это сращение соответствует вертлужной впадине, которая является «ключом» тазовой кости. Почему?
Запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите на препарате вертлужную впадину, вырезку, ямку и полулунную поверхность, обозначьте границу тел подвздошной, седалищной и лобковых костей.
При изучении подвздошной кости запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите на препарате ее части: тело и крыло подвздошной кости. На крыле найдите подвздошный гребень, верхнюю и нижнюю передние подвздошные ости, верхнюю и нижнюю задние подвздошные ости, наружную и внутреннюю губы, промежуточную линию, ягодичную и крестцово-тазовую поверхности, а на последней – подвздошную ямку, ушковидную поверхность, подвздошную бугристость.
При изучении седалищной кости запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите на препарате детали ее строения: тело и ветвь седалищной кости, большую и малые седалищные вырезки, седалищный бугор, седалищную ость.
При изучении лобковой кости запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите на препарате детали ее строения: тело, верхнюю и нижнюю ветви лобковой кости, подвздошно-лобковое возвышение, лобковый бугорок, гребень лобковой кости, симфизиальную поверхность, запирательную борозду, а так же запирательное отверстие.
Проанализируйте особенности распределения компактного и губчатого в тазовых костях. С чем это связано?
Какие структуры ограничивают:
Incisura ischiadica major
Incisura ischiadica minor
Foramen obturatorium
При изучении бедренной кости запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите на препарате: головку, шейку, тело (диафиз бедренной кости). На границе верхнего эпифиза и тела – большой и малый вертелы, межвертельные линию и гребень, на теле – шероховатую линию с латеральной и медиальной губами, на дистальном эпифизе – надколенную поверхность, медиальный и латеральный мыщелки, на них соответствующие надмыщелки, подколенную поверхность, межмыщелковую ямку.
Продемонстрируйте на препарате проекцию хирургической шейки. Какова клиническая значимость этого образования?
При изучении надколенника научитесь находить основание и верхушку, суставную и переднюю поверхности. Запишите в рабочей тетради латинские термины.
При изучении костей голени взаиморасположите большеберцовую и малоберцовую кости. Запишите в рабочей тетради латинские термины и на препарате найдите детали их строения: большеберцовая кость – медиальный и латеральный мыщелки, малоберцовую и верхнюю суставные поверхности, межмыщелковое возвышение, бугристость большеберцовой кости, на теле – передний и межкостный края, медиальную, заднюю и латеральную поверхности, на дистальном конце – медиальную лодыжку, малоберцовую вырезку, нижнюю суставную поверхность; малоберцовая кость – головку и тело, латеральную лодыжку.
При изучении скелета стопы уясните деление ее на 3 отдела: предплюсну, плюсну и пальцы. Продемонстрируйте эти границы. Соотнесите кости скелета стопы Autopodium: basiopodium, acropodium.
При изучении скелета предплюсны запишите в рабочей тетради латинские термины и на препарате найдите образующие ее кости (таранную, пяточную, ладьевидную, кубовидную, клиновидные) и основные детали их строения (тело, блок, шейку, головку, борозду таранной кости, бугор, борозду пяточной кости, опору таранной кости).
Определите принадлежность этих костей правой и левой стопе, правильно располагать кости по отношению к себе. Научиться правильно собирать стопу в целом из отдельных костей.
На костях плюсны научитесь различать основание, тело и головку. В скелете пальцев научитесь различать проксимальную, среднюю и дистальную фаланги, а на каждой из фаланг найдите основание, тело и головку. Запишите в рабочей тетради латинские термины.
Научитесь находить клинически значимые анатомические ориентиры:
Spina iliaca anterior superior
Linea arcuata
Crista iliaca
Punctum iliospinale anterius (is)
Punctum iliocristale (ic)
Tuberculum pubicum
Pecten ossis pubis
Eminentia iliopubica
Foramen obturatorium
Pecten ossis pubis
Incisura ischiadica major
Trochanter major
Trochanter minor
Linea intertrochanterica
Crista intertrochanterica
Punctum trochanlerion (tro) [Trochanter major]
Linea aspera
Tuberositas glutea
Condylus et Epicondylus medialis [Femur]
Condylus et Epicondylus lateralis [Femur]
Patella [basis]
Condylus medialis [Tibia]
Punctum tibiale (ti) [Condylus medialis]
Tuberositas tibiae
Malleolus medialis [Tibia]
Punctum sphyrion (sph) [Malleolus medialis]
Malleolus lateralis [Fibula]
Punctum pternion (пяточная) [Tuber calcaneus]
Punctum metatarsale tibiale (mt.t) [Basis metatarsale I]
Punctum metatarsale fibulare (mt.f) [Basis metatarsale V]
Punctum acropodion (конечная)[Apex phalangae distalis I seu II]
Перечислите стадии и сроки развития осевого скелета в онтогенезе.
Перечислите стадии и сроки развития позвонков, грудины и ребер.
Сроки окостенения скелета. Используя учебник укажите средние сроки окостенения скелета и пределы их вариаций
Объяснение нового материала (с демонстрацией основных структур на препаратах):
- Тазовая кость, ее части (седалищная, подвздошная, лобковая кости).
- Кости свободной нижней конечности.
- Бедренная кость и надколенник.
- Большеберцовая и малоберцовая кости.
- Кости стопы: кости предплюсны (таранная, пяточная, ладьевидная, клиновидная).
- Кости стопы: кости плюсны и фаланги пальцев стопы.
- Пропорции частей скелета и их динамика.
- Рентгеноанатомия осевого скелета.
Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):
- Научиться правильно располагать тазовую кость.
- Научиться выделять части тазовой кости.
- Научиться пальпировать костные выступы костей пояса нижней конечности.
- Научиться определять принадлежность костей нижней конечности (правая, левая).
- Научиться располагать бедренную, большеберцовую и малоберцовую кости относительно друг друга.
- Научиться правильно собирать стопу в целом.
- Изучить на рентгенограммах структуры осевого скелета.
Подведение итогов, домашнее задание:
- Называть и показывать на препаратах анатомические образования, служащие местом начала и прикрепления мышц на тазовой кости.
- Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
- Назвать и показать на препаратах основные образования бедренной, большеберцовой и малоберцовой костей.
- Разобрать кости стопы, уметь их ориентировать.
- Выяснить особенности строения стопы.
- Подготовьте краткие сообщение тем:
«Развитие запястья. Рентгенографические методы в определении биологического возраста» На рентгенограмме костей запястья найдите кости и укажите сроки их окостенения.
«Развитие предплюсневых костей и костей плюсны»
«Анатомические предпосылки и профилактика плоскостопия и косолапости».
Тесты для самоподготовки:
№№ 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50
Занятие 3.
Тема занятия:
Кости, составляющие мозговой отдел черепа: лобная, затылочная, теменная, клиновидная, решетчатая.
Цель занятия:
Отразить особенности развития и строения костей мозгового черепа.
Содержание занятия:
Череп в целом. Деление на отделы. Кости, составляющие мозговой отдел черепа: лобная, теменная, затылочная, клиновидная, решетчатая.
Оснащение занятия:
Череп в целом, сагиттальный распил черепа, основание черепа, набор костей черепа.
Приведите классификацию скелета и определите в ней положение в нем черепа (мозгового и висцерального).
В процессе филогенетического развития черепа реализованы следующие факторы:
1 уровень (удовлетворительно). Разграничение сред и влияние гравитации. Приведите примеры.
2 уровень (хорошо). Действие мышц различных систем. Приведите примеры.
3 уровень (отлично). Взаимодействие с органами чувств и их трофопластическим обеспечением. Приведите примеры.
Классифицируйте череп исходя из 1) филогенетического и 2) топографического алгоритмов.
Дайте общую характеристику крыши и основания черепа.
Отличительной чертой костей крыши черепа является? Назовите не менее трехпризнаков.
При изучении лобной кости определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины, найдите ее части (чешую, носовую, глазничные) и основные детали их строения (лобный бугор, надбровную дугу, надпереносье, надглазничный край и вырезку, скуловой отросток, височную линию, лобный гребень, борозду верхнего сагиттального синуса, носовую ость, решетчатую вырезку, лобную пазуху, ямку слезной железы и блоковую ямку).
При изучении теменной кости научитесь отличать правую и левую кости, запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите ее края (лобный сагиттальный, затылочный, чешуйчатый), углы (лобный, затылочный, сосцевидный, клиновидный), теменной бугор, теменное отверстие.
При изучении затылочной кости определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины, найдите ее части (базилярную, латеральные, чешую) и детали их строения (глоточный бугорок, затылочный мыщелок, канал подъязычного нерва, яремные отросток и вырезку, наружный и внутренний затылочные выступы, наружный и внутренний затылочные гребни, наивысшую, верхнюю и нижнюю выйные линии, крестообразное возвышение, борозды верхнего сагиттального и поперечного синусов, большое затылочное отверстие).
При изучении клиновидной кости определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины найдите ее части (тело, большие и малые крылья, крыловидные отростки) и детали их строения (борозду перекреста, турецкое седло, бугорок и спинку седла, гипофизарную ямку, клиновидную пазуху и ее апертуру, зрительный канал, глазничную, мозговую, височную и верхнечелюстную поверхности больших крыльев, овальное, остистое, круглое отверстия, подвисочный гребень, крыловидные канал и ямку, медиальную и латеральную пластинки крыловидного отростка).
При изучении решетчатой кости определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите ее основные части (перпендикулярную и решетчатую пластинки, петушиный гребень, решетчатый лабиринт и его ячейки, глазничную пластинку, верхнюю и среднюю носовые раковины). Соотнесите понятия носовых раковин, ячеек и носовых ходов.
Научитесь находить на препарате клинически значимые структуры:
Punctum glabella (g)
Punctum opisthokranion (op)
Punctum opistion (o)
Clivus ossis occipitalise (Blumenbachi)
Fovea granularis (Pacchioni)
Lamina orbitalis seu papyracea os ethmoidalis
Fossa hypophysialis
Incisura supraorbitalis/foramen supraorbitale
Incisura frontalis/foramen frontale
Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):
- Уметь правильно ориентировать клиновидную кость по отношению к основанию черепа.
- Уметь демонстрировать на основании черепа и сагиттальном распиле кости и их части
- Демонстрировать и правильно называть образования клиновидной кости на отдельной кости и основании черепа.
- Демонстрировать и правильно называть части и образования лобной, затылочной, теменной, решетчатой костей.
Подведение итогов, домашнее задание:
- Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
- Разобрать остеогенез клиновидной кости
- Подготовить краткие сообщения по темам:
«Остеогенез клиновидной кости»
«Основные точки окостенения лобной, клиновидной, височной, затылочной костей и нижней челюсти»
«Возрастная динамика лобной, клиновидной, височной, затылочной костей и нижней челюсти»
Тесты для самоподготовки:
№№ 52, 53 ,54 ,61 ,62
.
Занятие 4.
Тема занятия:
Височная кость. Кости лицевого отдела черепа.
Цель занятия:
Выявить особенности строения височной кости в связи с развитием органов чувств. Показать структурные особенности костей лицевого черепа в связи с развитием пищеварительной и дыхательной систем.
Оснащение занятия:
Череп в целом, сагиттальный распил черепа, основание черепа, набор костей черепа, височная кость на распиле, набор костей лицевого черепа (в коробке). Верхнечелюстная кость и нижняя челюсть, нижняя носовая раковина, сошник, носовая, слезная, небная, скуловая кости, подъязычная кость.
Определите место височной кости в черепе и научитесь отличать правую кость от левой.
При изучении височной кости найдите ее части (чешую, барабанную, каменистую), научитесь их демонстрировать и называть структуры их ограничивающие.
При изучении чешуи височной кости найдите: скуловой отросток, нижнечелюстную ямку, суставные поверхность и бугорок, артериальные борозды.
При изучении каменистой части определите переднюю, заднюю и нижнюю поверхности, передний, верхний и задний края пирамиды, ее верхушку и основание, образованное сосцевидным отростком.
На пирамиде найдите: дугообразное возвышение, крышу барабанной полости, расщелины каналов и борозды большого и малого каменистых нервов, тройничное вдавление, борозды верхнего и нижнего каменистых нервов, внутренние слуховые отверстие и проход, яремную ямку, каменистую ямочку, шиловидный отросток и шилососцевидное отверстие, каменисто-барабанную, каменисто-чешуйчатую и барабанно-чешуйчатую щели. Запишите в рабочей тетради латинские термины найденных структур.
Найдите на препарате следующую последовательность Porus acusticus internus, fossa subarcuata, apertura externa aqveductus vestibule, apertura externa canaliculi cochleae.
Cтроения каналов пирамиды височной кости имеет важное клиническое значение, поэтому используя латинскую терминологию заполните таблицу.
Название | Входное отверстие | Выходное отверстие | Содержимое |
canalis caroticus | |||
canaliculi caroticothympanici | |||
canalis musculotubarius | |||
canalis facialis | |||
canaliculus chordae tympani | |||
canaliculus tympanicus | |||
canaliculus mastoideus |
Найдите все кости, участвующие в образовании лицевого черепа. Демонстрируйте их границы.
При изучении верхней челюсти определите ее место в черепе, научитесь отличать правую и левую кости, запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите детали ее строения (тело, лобный, скуловой, небный и альвеолярный отростки, глазничную, носовую, переднюю и подвисочную поверхности тела, подглазничные борозду, канал, отверстие и край, клыковую ямку, носовую вырезку, переднюю носовую ость, бугор верхней челюсти, слезную борозду, верхнечелюстную пазуху и ее расщелину, носовой гребень, альвеолярную дугу, зубные альвеолы и альвеолярные возвышения). Укажите возрастные особенности альвеолярного отростка.
При изучении нижней челюсти определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины, найдите ее части (тело и ветви) и детали их строения (основание и альвеолярную часть нижней челюсти, подбородочные выступ, бугорок, отверстие, ость, косую линию, двубрюшную ямку, челюстно-подъязычные линию и борозду, альвеолярную дугу с зубными альвеолами и альвеолярными возвышениями, угол нижней челюсти, отверстие и канал нижней челюсти, венечный и мыщелковый отростки, головку и шейку нижней челюсти, крыловидную и жевательную бугристости). Укажите возрастные особенности.
При изучении небной кости определите ее место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите перпендикулярную и горизонтальную пластинки, глазничный, клиновидный и пирамидальный отростки, большую небную борозду, клиновидно-небную вырезку, носовой гребень, заднюю носовую ость.
При изучении скуловой, носовой, слезной, подъязычной костей, нижней носовой раковины, сошника определите их место в черепе, запишите в рабочей тетради латинские термины и найдите основные детали их строения (латеральную, височную, глазничную поверхности, височный и лобный отростки скуловой кости, тело и рожки подъязычной кости).
Обоснуйте особенности развития костей лицевого черепа.
Составить таблицу «Жаберные дуги и их производные» заполнив только первый столбец с костными производными.
Дуга | Кость | Хрящ или связка | Мышцы | Нерв | Сосуд | Производные кармана |
I (mandibularis) | ||||||
II (hyoideus) | ||||||
Научитесь находить на препарате клинически значимые структуры:
Punctum auriculare (au)
Punctum porion (po)
Самостоятельная работа студентов (с демонстрацией основных структур на анатомических препаратах, схемах, муляжах):
- Уметь правильно ориентировать височную кость (правая, левая).
- Уметь выделить части височной кости на основании черепа и отдельной кости.
- Уметь демонстрировать на основании черепа и сагиттальном распиле височную кость и ее части.
- Уметь находить и демонстрировать каналы височной кости.
- Научиться правильно ориентировать кости лицевого черепа по отношению к скелету головы.
- Найти структурные образования верхнечелюстной кости и нижней челюсти.
- Правильно демонстрировать кости лицевого отдела черепа на сагиттальном разрезе черепа и основании черепа (полость носа, глотка, твердое небо).
Подведение итогов, домашнее задание:
- Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
- Составить таблицу «Каналы височной кости» по образцу: название (русское, латинское), входное отверстие, сообщения, содержимое.
- Раскрыть особенности развития костей лицевого черепа.
- Составить таблицу «Жаберные дуги и их производные».
- Разобрать строение костей лицевого черепа с демонстрацией на препаратах.
- Правильно писать и произносить латинские термины по теме занятия.
- Составить таблицу «Основные отверстия и щели наружного основания черепа, их содержимое (нервы, сосуды)».
- Составить таблицу «Основные отверстия и щели внутреннего основания черепа, их содержимое (нервы, сосуды)».
Тесты для самоподготовки:
№№ 55, 56, 57, 58, 59, 60, 63, 64, 65, 66, 67, 68
Занятие 5.
Тема занятия: