Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера

1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на
дистанции 2 — 3 м до партнера или до щита при обучении брос­
кам в прыжке («на два счета») и с зависанием («на три счета») и
3 —4 м при обучении броску с прыжком («на один счет»).

2. Броски в корзину начинать под углом 30—45° к щиту, бро­
сать с отскоком от щита; по мере овладения техникой приема
варьировать направление и дистанцию до корзины.

3. Контролировать рациональность исходного положения: мак­
симально быстро принимать стойку нападающего с тройной уг-

Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru розой; при бросках одной рукой одноименные с бросающей ру­кой ногу и плечо незначительно выводить вперед; мяч удерживать двумя руками близко к туловищу; голеностопный, коленный, та­зобедренный, плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и мяч располагать в одной вертикальной плоскости; голову держать пря­мо, взгляд концентрировать в точке прицеливания.

4. При выполнении броска с прыжком («на один счет»):

- перед началом отталкивания выносить мяч в и. п. для выпол­нения броскового движения;

- разгибание бросающей руки или рук начинать одновременно с отталкиванием;

- следить за сохранением оптимального расположения всех звеньев тела в прыжке в соответствии со структурой броска одной или двумя руками;

- мяч выпускать на восходящей траектории прыжка.

5. При обучении броску в прыжке («на два счета»):

- при запрыгивании на скамейку фиксировать положение всех звеньев тела, исправляя в случае необходимости ошибки;

- вынос мяча начинать одновременно с отталкиванием и осу­ществлять его близко к туловищу, а для броска двумя руками — перед лицом;

- спрыгивая со скамейки, выпускать мяч в «мертвой» точке безопорного положения;

- выполнение броска в целом начинать с использованием гим­настического мостика или других приспособлений, позволяющих увеличить высоту прыжка;

- разновидности остановок с ловлей мяча после собственного набрасывания перед собой или передачи партнера использовать для преобразования инерции горизонтального движения тела иг­рока в вертикальное выпрыгивание: переходить к отталкиванию максимально быстро — по завершении остановки;

- высоту подъема локтя (локтей) бросающей руки (рук) при замахе подбирать индивидуально каждым занимающимся;

- упражнения, связанные с выполнением ловли-передачи мяча в одном прыжке партнеру или ловли-добивания мяча в щит, пред­лагать занимающимся после усвоения ими основной структуры движения броска в прыжке с места; количество повторений в се­риях варьировать от 5 — 6 до потери мяча; использовать дистанцию до 2 м; основное внимание уделять сохранению координации дви­жений, своевременному отталкиванию для соединения с мячом в высшей точке прыжка, мгновенному переходу от ловли мяча к брос-ковому движению в «мертвой точке» безопорного положения;

- в технике выполнения педагогу визуально оценивать располо­жение звеньев тела игрока в безопорной фазе броска с различных позиций: спереди, сзади и сбоку, а при бросках одной рукой — дополнительно со стороны бросающей и поддерживающей рук.

6. При выполнении броска в прыжке («на два счета»):

- части тела не отклонять от вертикали, видеть корзину двумя глазами: не закрывать себе обзор мячом;

- мяч за голову при замахе не заводить, кисть бросающей руки или обе кисти при бросках двумя руками располагать под мячом параллельно полу (максимально «брать» на себя);

- указательный и большой пальцы бросающей руки (рук) раз­водить оптимально; основание указательного и среднего пальцев располагать под мячом на одной вертикали с ухом;

- все звенья бросающей руки удерживать на одной линии с одноименной ногой, сохранять их расположение в одной верти­кальной плоскости на протяжении всех фаз броска; локоть распо­лагать под мячом или выносить незначительно к корзине, плечо бросающей руки выдвигать слегка вперед;

- локоть поддерживающей руки оптимально отводить в сторо­ну, а ее кисть накладывать на мяч сбоку или снизу;

- ноги после отталкивания полностью выпрямлять;

- бросающую руку (руки) плавно выпрямлять вперед-вверх; выпускать мяч в высшей точке прыжка, придавать ему обратное вра­щение, сопровождать его полет расслабленной кистью (кистями);

- поддерживающую руку при броске одной рукой далеко в сто­рону не отводить и ее кисть в выпуске мяча не задействовать;

- приземляться на согнутые ноги в устойчивое двухопорное положение, руки вниз не опускать и быть готовым к борьбе за отскочивший мяч.

7. При обучении броску с зависанием («на три счета»):

- предварительно достичь высокого уровня прыгучести: на ран­ней стадии обучения целенаправленно использовать подкидной гимнастический мостик;

- добиваться уверенного и свободного выполнения ловли-пе­редачи и ловли-добивания мяча в одном прыжке двумя, а затем одной рукой;

- контролировать узловые элементы техники движений по фа­зам;

- ориентировать занимающихся на выпуск мяча после прохож­дения высшей точки прыжка (на его нисходящей траектории), но не затягивать начало броскового движения;

- допускать сгибание ног после прохождения «мертвой» точки прыжка.

Основные ошибки при выполнении броска в прыжке и его разно­видностей.

1.Нерациональное и. п.:

- при бросках одной рукой одноименная с бросающей рукой нога сзади;

- мяч удерживается далеко от туловища или низко, не опреде­лена рабочая кисть при броске одной рукой;





- Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru туловище сильно наклонено вперед;

- голова или глаза опущены вниз;

- полностью выпрямлены ноги;

- стопы широко расставлены или приближены друг к другу;

- масса тела распределена на носки или пятки.

2. Несвоевременный или неэффективный вынос мяча:

- при броске с прыжком — запаздывание замаха (его выполне­ние после отталкивания), при бросках в прыжке или с зависани­ем — преждевременный замах (до толчка ногами);

- мяч выносится далеко от туловища или не перед лицом при броске двумя руками.

3. Неправильное расположение звеньев тела в момент достиже­
ния игроком оптимальной точки прыжка для выпуска мяча:

- голова, туловище или ноги отклонены от вертикали;

- мяч заведен за голову, расположен перед лицом, сильно от­веден в сторону или вынесен вперед;

- кисть бросающей руки или обе кисти (при броске двумя ру­ками) недостаточно согнуты назад;

- кисть поддерживающей руки (при броске одной рукой) на­ходится на мяче сверху или спереди;

- звенья бросающей руки (рук) или локоть поддерживающей сильно отклонены в сторону (стороны);

- указательный и большой пальцы кисти (кистей) широко или узко располагаются на мяче; рабочая кисть смещена в сторону от середины мяча (большой палец направлен в лицо игроку);

- согнуты ноги при бросках с прыжком или в прыжке.

4. Ошибки при выпуске мяча:

- нарушение ритмовой структуры броскового движения: преж­девременный или запоздалый выпуск мяча;

- чрезмерно резкое выпрямление бросающей руки (рук) без участия кисти (кистей): мяч летит очень быстро и по случайной траектории;

- отсутствие скатывающего мяч движения бросающей кистью (кистями): мяч летит без вращения или вращается в направлении от игрока;

- отклонение бросающей руки или указательного пальца этой руки в сторону от корзины (при броске одной рукой), несин­хронная работа рук (при броске двумя руками): мяч «сваливается» в сторону от корзины, летит вправо или влево от цели;

- неполное выпрямление бросающей руки (рук): незавершен­ность броскового движения;

- отсутствие сопровождения мяча кистью бросающей руки или обеими кистями (закрепощенные кисти): мяч летит «жестко»;

- участие в выпуске мяча кисти поддерживающей руки или сильное отклонение ее в сторону после выпуска мяча (при броске одной рукой): мяч летит в сторону от цели;

- отклонение от вертикали головы, туловища или сгибание ног
при бросках с прыжком или в прыжке: потеря рациональной ко­
ординации движений.

5. Погрешности при приземлении:

- приход на прямые или сильно согнутые ноги: необходимы
дополнительные затраты времени для включения нападающего в
игру;

- перенос массы тела на переднюю часть стоп, ведущий к по­
тере равновесия;

- опускание рук вниз одновременно с приземлением: игрок не
готов к овладению мячом.

Контрольные вопросы и задания

1. В какой последовательности целесообразно обучать игровым при­
емам нападения в баскетболе?

2. Какие разновидности стоек существуют в технике нападения? Ка­
ким расположением звеньев тела они характеризуются?

3. Перечислите упражнения, необходимые для обучения стойкам на­
падающего в их рациональной последовательности.

4. Какие организационно-методические указания необходимо учиты­
вать и применять в процессе обучения разновидностям стоек баскетбо­
листа в нападении?

5. Назовите наиболее распространенные ошибки при выполнении стоек нападающего в баскетболе.

6. Какие существуют способы перемещений нападающего в баскетболе?

Ё

7. Опишите технику разновидностей бега, используемого баскетболи­стом при игре в нападении.

8. Какие и в какой последовательности нужно применять упражнения
для обучения нападающего рациональной технике разновидностей бега?

9. Назовите организационно-методические указания, которые следу­
ет учитывать и использовать при обучении разновидностям бега в напа­
дении.

10. Какие ошибки в технике разновидностей бега нападающего наи­
более часто встречаются в баскетболе?

11. Назовите разновидности поворотов и дайте краткую характери­
стику техники их выполнения.

12. Перечислите блок упражнений для обучения поворотам на месте и
в движении.

13. На какие организационно-методические указания следует опираться
при обучении технике поворотов?

14. Какие ошибки возможны при выполнении баскетболистом разно­видностей поворотов?

15. Какие остановки существуют в технике перемещений нападающе­го? В чем специфика движений в каждой фазе разновидностей данного приема?

16. Опишите блок упражнений для обучения остановкам двумя шага­
ми и прыжком в их рациональной последовательности.

17. Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Какие организационно-методические указания используют в про­цессе обучения остановкам баскетболиста?

18. Перечислите основные ошибки в технике выполнения остановок нападающим.

19. Какие игровые приемы нападения относятся к технике владения мячом?

20. Какие разновидности ловли мяча вы знаете? Опишите технику их выполнения.

21. Какие упражнения необходимы для обучения ловле мяча на месте?

22. Назовите организационно-методические указания при обучении ловле мяча на месте.

23. Каковы основные ошибки в технике выполнения ловли мяча на месте?

24. С помощью каких средств строится процесс обучения остановкам с ловлей мяча?

25. Дайте организационно-методические указания для управления процессом обучения остановкам с ловлей мяча.

26. Каковы наиболее типичные ошибки при выполнении разновидно­стей остановки с ловлей мяча?

27. Какие передачи различают в технике владения мячом? Дайте описа­ние движений нападающего в различных фазах разновидностей передач.

28. В какой последовательности следует изучать передачи мяча и какие этапы можно выделить при освоении любого вида передач?

29. Какие упражнения применяют для обучения передачам на месте?

30. Какими организационно-методическими указаниями следует ру­ководствоваться в процессе изучения передач на месте?

31. Назовите наиболее часто встречающиеся ошибки при воспроизве­дении разновидностей передач на месте.

32. Какие передачи мяча в движении вы знаете? Кратко опишите тех­нику их исполнения.

33. Какие упражнения используют в процессе обучения встречным и поступательным передачам мяча в движении?

34. На какие организационно-методические указания следует опираться при изучении разновидностей передач в движении?

35. Назовите основные ошибки при воспроизведении встречных и поступательных передач в движении.

36. Назовите разновидности ведения мяча и дайте описание техники их выполнения.

37. Как научить рациональной технике ведения мяча? Расскажите, как организовать процесс обучения технике ведения мяча.

38. Какие ошибки наиболее вероятны в ходе использования ведения мяча?

39. Как научить остановкам после ведения (упражнения, организаци­онно-методические указания)?

40. Перечислите основные ошибки при остановках после ведения.

41. Дайте описание техники выполнения разновидностей дистанци­онных бросков с места.

42. Предложите блок эффективных упражнений в их логической по­следовательности для обучения основам техники бросков с места.

43. Какие узловые элементы техники бросков с места следует контро­лировать педагогу при их воспроизведении учащимися?

44. Перечислите возможные ошибочные движения при бросках с места.

45. Какие разновидности бросков в движении и бросков после веде­ния вы знаете? Дайте краткое описание техники их выполнения.

46. Какие упражнения и в какой последовательности используют в процессе обучения броскам в движении и броскам после ведения?

47. Перечислите узловые элементы техники бросков в движении и после ведения, подлежащие контролю педагога по ходу их выполнения.

48. Каковы наиболее распространенные ошибки при бросках в движе­нии и после ведения?

49. Дайте описание техники всех разновидностей бросков в прыжке.

50. Назовите упражнения для обучения броскам с прыжком, в прыж­ке и с зависанием.

51. Какие организационно-методические указания можно использо­вать в процессе обучения разновидностям бросков в прыжке?

52. Перечислите наиболее характерные ошибки при исполнении ва­риантов броска в прыжке.



Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Организационно-методические указания. 1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера - student2.ru Глава 3

Наши рекомендации