Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность

Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, авто­номное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффек­тивную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.

Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Ус­пехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроиз­ведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием дву­сторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.

Решение этой проблемы осуществляется в процессе интеграль­ной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направ­ленности педагогических воздействий, объединенных целевой ус­тановкой на синтез всех компонентов подготовленности в целост­ную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:

- сочетанное развитие базовых физических качеств;

- комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;

- синтез технического и тактического потенциала;

- сопряженное развитие физических качеств и совершенство­вание технико-тактических действий;

- эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной иг­ровой деятельности.





Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность - student2.ru Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятель­ности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки ре­шается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упраж­нений, включающих:

- чередование развития специальных для баскетбола физиче­ских качеств (двух и более);

- последовательное выполнение игровых приемов в различных сочетаниях, близких к структуре отдельных фаз игровой деятель­ности;

- чередование заданий, направленных на акцентированное раз­витие специальных физических качеств и совершенствование эле­ментов техники игры или тактических действий;

- многократное повторение игрового приема с повышенной интенсивностью при дифференцированном развитии специаль­ных физических качеств, значимых для данного элемента техни­ки;

- развитие физических качеств в рамках структуры игрового приема или в условиях выполнения тактических действий;

- совершенствование игровых приемов в ситуативных услови­ях, близких к игровым;

- выполнение игровых приемов в рамках тактических действий и взаимодействий;

- совершенствование тактических действий с предельной ин­тенсивностью.

На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных зада­ний игрового и соревновательного характера, подвижных и под­готовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-такти­ческих компонентов подготовленности в изменяющихся ситуаци­ях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальней­шее совершенствование здесь достигаются с помощью:

- направленно задаваемого режима мышечной деятельности;

- варьирования объема и интенсивности выполняемых в игро­вой и соревновательной формах заданий;

- выполнения игровых действий при максимальной мобилиза­ции функциональных возможностей организма.

Характер тренировочных воздействий на занимающихся варь­ируют изменением правил и продолжительностью игровых и со­ревновательных заданий, содержательным наполнением подвиж­ных и подготовительных игр. При чередовании направленности

заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей проис­ходит под знаком преимущественного развития одного из компо­нентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.

Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки приме­няют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол ока­зывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воз­действие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятель­ности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достига­ется гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использо­ванием в полной мере возможностей, предоставляемых специфи­кой самой игры.

Совершенствования навыков игровой деятельности добивают­ся также благодаря четким установкам педагога. Постановка сис­тем заданий (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных иг­роков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.

Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при достаточной подготовленности обучающихся оказывает на них уча­стие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и офи­циальных играх требует предельного целостно-комплексного про­явления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противоборства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике опре­делить уровень владения занимающимися навыками игровой дея­тельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировоч­ным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.

Наши рекомендации