Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность
Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, автономное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффективную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.
Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Успехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроизведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.
Решение этой проблемы осуществляется в процессе интегральной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:
- сочетанное развитие базовых физических качеств;
- комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;
- синтез технического и тактического потенциала;
- сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий;
- эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игровой деятельности.
Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упражнений, включающих:
- чередование развития специальных для баскетбола физических качеств (двух и более);
- последовательное выполнение игровых приемов в различных сочетаниях, близких к структуре отдельных фаз игровой деятельности;
- чередование заданий, направленных на акцентированное развитие специальных физических качеств и совершенствование элементов техники игры или тактических действий;
- многократное повторение игрового приема с повышенной интенсивностью при дифференцированном развитии специальных физических качеств, значимых для данного элемента техники;
- развитие физических качеств в рамках структуры игрового приема или в условиях выполнения тактических действий;
- совершенствование игровых приемов в ситуативных условиях, близких к игровым;
- выполнение игровых приемов в рамках тактических действий и взаимодействий;
- совершенствование тактических действий с предельной интенсивностью.
На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-тактических компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование здесь достигаются с помощью:
- направленно задаваемого режима мышечной деятельности;
- варьирования объема и интенсивности выполняемых в игровой и соревновательной формах заданий;
- выполнения игровых действий при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма.
Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьируют изменением правил и продолжительностью игровых и соревновательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр. При чередовании направленности
заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей происходит под знаком преимущественного развития одного из компонентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.
Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки применяют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол оказывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воздействие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятельности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достигается гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использованием в полной мере возможностей, предоставляемых спецификой самой игры.
Совершенствования навыков игровой деятельности добиваются также благодаря четким установкам педагога. Постановка систем заданий (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных игроков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.
Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при достаточной подготовленности обучающихся оказывает на них участие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и официальных играх требует предельного целостно-комплексного проявления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противоборства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике определить уровень владения занимающимися навыками игровой деятельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировочным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.