Общие требования к организации
И ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности является весьма специфичной формой физической подготовки войск. От других форм физической подготовки она отличается такими особенностями, как использование времени, отводимого на другие виды боевой подготовки или служебной деятельности, и отсутствие четко определенных организационных и методических параметров.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности организуется и проводится одновременно или попутно с решением основных задач боевой учебы или служебной деятельности в рамках времени, выделяемого на другие предметы боевой подготовки (дежурство или транспортировку войск). При этом командиры, проводящие занятия по тому или иному предмету боевой подготовки или организующие то или иное мероприятие, сами применяют на них элементы физической тренировки. Данная особенность обусловливает необходимость четкого понимания соподчиненности решаемых задач, умения так скомплексировать боевую учебу и физическую тренировку военнослужащих, чтобы в конечном итоге обеспечить максимум возможностей для дальнейшего роста полевой выучки и в целом боеспособности личного состава, необходимую бдительность при несении дежурств.
В каждом конкретном случае применения физических упражнений в процессе учебно-боевой деятельности используются различные приемы организации и методики, выбор которых диктуется многими факторами: задачами занятий, наличием условий и времени, уровнем методической подготовленности командиров, степенью обученности личного состава и т. п. Поэтому все рекомендации по проведению физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности не имеют жестко установленных организационных и методических норм, не регламентируются строго по времени. Обычно определяются лишь общие направления, основы методики использования физических упражнений в различных условиях учебно-боевой деятельности. Детали организации и методики их применения в режиме боевой подготовки и дежурств во многом зависят от инициативы и методической грамотности командиров, организующих боевую учебу в своих подразделениях. Это же относится и к выполнению физических упражнений при передвижении войск транспортными средствами.
Указанные особенности предъявляют специфические требования к организации и проведению физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности. К таким требованиям относятся:
полное соответствие содержания физической тренировки основным периодам (этапам) боевой учебы личного состава;
исключение нарушений распорядка дня, изменения времени проведения, структуры и содержания занятий по боевой подготовке;
максимальное содействие решению учебных и воспитательных задач каждого занятия (мероприятия);
достижение максимальной прикладности используемых средств и методов физической тренировки;
учет закономерностей физического совершенствования военнослужащих;
обеспечение взаимосвязи всех форм физической подготовки, учет физических нагрузок, получаемых личным составом в ходе других занятий по боевой подготовке;
соответствие организационно-методических указаний требованиям руководящих документов, обеспечение постоянной бдительности и мер безопасности при выполнении физических упражнений в процессе дежурств и при передвижении войск транспортными средствами.
Данные требования должны обязательно учитываться как при организации физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности, так и при ее обеспечении и реальном проведении.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОПУТНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Организация и проведение попутной физической тренировки осуществляются с учетом специфики ее составных частей: физической тренировки при передвижении подразделений к местам занятий, в ходе практических занятий по боевой подготовке и при возвращении.
Организация попутной физической тренировки включает: выбор и подготовку маршрутов; разработку вариантов тренировки на каждом маршруте; определение средств и методов физической тренировки на занятиях по боевой подготовке; планирование; подготовку командиров, контроль и учет.
Выбор и подготовка маршрутов попутной физической тренировки. Для проведения тренировки изучаются пути следования подразделений к местам занятий, находящимся вне части, уточняется удаление этих мест от расквартирования личного состава, рельеф местности, наличие естественных и искусственных препятствий и водных преград. На основе этого проводится необходимая подготовка путей передвижения. На отдельных участках пути следования подготавливаются дополнительные к имеющимся искусственные препятствия: заборы разной высоты, бревна, переброшенные через глубокие канавы, лесные завалы, рвы различной ширины. Количество препятствий и их размеры должны обеспечивать выполнение одинаковых действий несколькими военнослужащими одновременно. При наличии на пути движения водной преграды обследуется состояние ее дна, обозначаются места преодоления вброд и вплавь на подручных средствах.
После изучения и подготовки местности для передвижения к местам занятий устанавливается несколько маршрутов попутной физической тренировки, указывается протяженность каждого из них и путь следования подразделений.
Разработка вариантов тренировки на каждом маршруте. В связи с неодинаковым уровнем физической подготовленности военнослужащих различных подразделений, а также изменением этого уровня на протяжении периода обучения на каждом маршруте устанавливается несколько вариантов проведения попутной тренировки. При одинаковой общей протяженности маршрута варианты будут отличаться друг от друга временем, затрачиваемым на передвижение, характером сочетания ходьбы и бега, количеством и сложностью преодолеваемых препятствий, выполняемых приемов и действий, использованием действий в противогазе и защитной одежде, величиной установленных контрольных нормативов. Количество вариантов на каждом маршруте определяется в зависимости от конкретных условий, они должны разрабатываться с учетом постепенного усложнения трудности их выполнения.
Попутная физическая тренировка должна решать как общие, так и специальные задачи физической подготовки. Поэтому в содержание вариантов включаются упражнения, приемы и действия, направленные на совершенствование наиболее важных для личного состава данной воинской специальности качеств и навыков. Кроме того, в процессе попутной физической тренировки выполняются боевые приемы и действия, характерные для соответствующего рода войск.
Определение средств и методов физической тренировки на занятиях по боевой подготовке. В соответствии с НФП средствами физической тренировки в ходе практических занятий по предметам боевой подготовки могут быть специальные приемы и действия с оружием и боевой техникой, предусмотренные темой проводимого занятия. В перерывах между выполнением военно-профессиональных действий на учебных точках или в процессе смены мест занятий проводятся комплексы физических упражнений.
Важной задачей командиров подразделений и офицеров — специалистов физической подготовки и спорта является анализ боевых приемов и действий, отрабатываемых военнослужащими, с точки зрения их преимущественного воздействия на те или иные физические качества и их значения для формирования военно-прикладных двигательных навыков. С этой целью производится углубленное изучение последовательности прохождения всех тем в программах по боевой подготовке для определения потенциальных возможностей каждого практического занятия в интересах повышения физической подготовленности личного состава. После этого для практических занятий по основным предметам боевой подготовки с учетом их содержания, сроков проведения и тренирующих возможностей уточняются методы физической тренировки.
Комплексы физических упражнений (двигательных действий) подбираются с учетом общей направленности содержания практических занятий по боевой подготовке, организационных возможностей, а также степени отработки учебной программы по физической подготовке.
Планирование попутной физической тренировки отражается в таких документах, как разрабатываемая начальником физической подготовки и спорта и утверждаемая командиром воинской части Инструкция о проведении попутной физической тренировки в подразделениях воинской части,расписание занятий роты на неделю, план проведения учебного занятия по боевой подготовке.
В Инструкции указываются перечень маршрутов тренировки и их протяженность, варианты тренировки для каждого маршрута, дистанции передвижения шагом и бегом, режим чередования ходьбы и бега, темп передвижения, порядок выполнения боевых приемов и действий, ориентировочное время на проведение тренировки по соответствующему маршруту и варианту.
Руководствуясь данной инструкцией, командиры подразделений в зависимости от характера и содержания проводимых на учебных местах занятий, от уровня подготовленности личного состава и от общей физической нагрузки определяют количество попутных тренировок в неделю, время их проведения, а также маршрут и вариант тренировки. Эти данные приводятся в расписании занятий подразделения на неделю.
В планах занятий по соответствующим предметам боевой подготовки отражаются: целевая направленность занятия применительно к физической тренировке личного состава, содержание и порядок проведения физической тренировки, организационно-методические указания по соблюдению на занятиях заданного режима тренировочных воздействий.
Подготовка командиров. Этот элемент организации является необходимым условием эффективности попутной физической тренировки. Необходимый уровень методической подготовленности командиров подразделений обеспечивается проведением с ними инструкторско-методических и показных занятий, а также их самостоятельной подготовкой. Для подготовки своих помощников командир подразделения проводит инструктажи, на которых сообщает содержание попутной тренировки, порядок ее проведения и уточняет действия помощников на отдельных этапах тренировки.
Контроль качества организации и проведения попутной тренировки осуществляется офицерами-специалистами физической подготовки и спорта, штабом части и командирами подразделений. При контроле проверяется правильность планирования тренировки в расписании занятий, соответствие ее содержания установленным в части вариантам, соблюдение методики проведения, выполнение личным составом контрольных нормативов, а также отражение в планах-конспектах занятий по боевой подготовке содержания и порядка проведения физической тренировки. Учетпопутной физической тренировки осуществляется в расписаниях занятий на неделю отметкой в соответствующей графе о выполнении и росписью командира подразделения.
Проведение попутной физической тренировки несколько отличается от выполнения военнослужащими физических упражнений в других формах физической подготовки. Это обусловливается: подчинением попутной тренировки содержанию и задачам предстоящих занятий по боевой подготовке; проведением тренировки в масштабе подразделения офицерским составом; выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий исключительно в военной форме одежды с оружием и снаряжением; проведением тренировок на местности; ярко выраженной тренировочной направленностью; комплексным воздействием на двигательные способности и функциональное состояние организма военнослужащих, а также на их психические качества.
Эффективность попутной физической тренировки достигается путем рационального последовательного выполнения упражнений, выбора оптимальной физической нагрузки и эмоциональностью проведения.
В отличие от других форм физической подготовки для попутной тренировки не установлена строгая последовательность выполнения упражнений. В зависимости от уровня тренированности личного состава, формы одежды и снаряжения, климатических условий, рельефа местности, места проведения и содержания занятия по боевой подготовке командир подразделения выбирает соответствующий маршрут и вариант тренировки, способ организации занятия по боевой подготовке. При включении в содержание тренировки ускоренного передвижения последовательно совершается ходьба и бег. Если в попутной физической тренировке военнослужащие преодолевают препятствия и выполняют другие действия, требующие больших напряжений, то в начале тренировки целесообразно использовать ходьбу и бег.
При высокой тренированности воинов последовательность чередования упражнений, приемов и действий периодически изменяется. Так, если в течение ряда тренировок преодоление препятствий, выполнение боевых приемов, действия в защитной одежде использовались в конце, то в дальнейшем они применяются и в начале тренировки.
Попутная физическая тренировка в зимних условиях должна всегда начинаться с передвижения на лыжах, после чего могут выполняться и другие действия.
Последовательность выполнения двигательных действий на занятиях по боевой подготовке зависит от целей использования физических упражнений, а именно:
для закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях боевых или профессиональных приемов и действий в сложных условиях;
для повышения общей физической нагрузки на занятиях, когда необходимо научить выполнять то или иное действие или прием на фоне утомления, в условиях большого физического напряжения;
для повышения плотности занятия в случае, если (без ущерба для решения основных задач боевой подготовки) на отдельных учебных местах организуется тренировка в выполнении физических упражнений, приемов и действий, логически связанных с характером учебных задач, решаемых в данном занятии. Во всех этих случаях содержание и методика проведения, последовательность вариантов физической тренировки будут различными в зависимости от конкретных, условий.
Большое число упражнений, приемов и действий, выполняемых в ходе попутной тренировки, обусловливает ее высокую плотность и большую физическую нагрузку. Постепенность в повышении нагрузки достигается прохождением одинакового расстояния в более короткое время, увеличением дистанции, преодолеваемой бегом, усложнением рельефа местности и сложности преодолеваемых препятствий, увеличением веса выкладки и переносимых грузов.
Опыт показывает, что по одному и тому же варианту целесообразно проводить несколько тренировок, после чего можно использовать новый вариант. Каждый последующий вариант должен обеспечивать более высокую физическую нагрузку, чем предыдущий. Переходить к очередному, более трудному варианту попутной тренировки следует лишь тогда, когда командир убедится, что его подчиненные вполне справляются с физической нагрузкой предыдущего варианта. Дозирование нагрузки в процессе попутной тренировки осуществляется в соответствии с общей физической нагрузкой на протяжении недели с учетом нагрузки на учебных занятиях по боевой подготовке, которым тренировка предшествует или после которых она проводится. Поэтому установленные в части варианты проведения попутной физической тренировки не являются догмой. Командир подразделения, исходя из конкретных условий, при необходимости может изменять содержание и физическую нагрузку в процессе попутной физической тренировки.
Для повышения эмоциональности выполнения попутной физической тренировки широко используется состязательный метод. Состязания в процессе попутной тренировки носят, как правило, командный характер и включают выполнение нескольких приемов и действий. Проведение состязаний по преодолению всего маршрута попутной тренировки затрудняет возможность точно дозировать физическую нагрузку и может привести к переутомлению военнослужащих, поэтому состязания по передвижению на всю дистанцию с выполнением соответствующих приемов и действий проводятся лишь при высокой степени тренированности личного состава.
Включение в занятия по боевой подготовке простейших состязаний по пройденному материалу также имеет большое значение для повышения эффективности физической тренированности военнослужащих. Это существенно повышает интерес к занятиям, способствует лучшему овладению изучаемыми приемами и значительно повышает тренированность обучаемых. Следует заметить, что применение состязаний в выполнении какого-либо приема или действия на первом этапе обучения, когда еще нет твердых навыков, может привести к закреплению ошибок. Поэтому в этот период во время проведения подобных состязаний главное внимание обращается на технику выполнения приемов и действий и уже позже — на скорость их выполнения. Основное требование к состязаниям, проводимым в ходе занятий по боевой подготовке, состоит в том, чтобы они не превращались в самоцель, не занимали много времени и проводились в основном только по приемам и действиям, входящим в содержание данного занятия.
Для достижения ожидаемого эффекта от физической тренировки в ходе занятий по боевой подготовке необходимо, чтобы все приемы и действия выполнялись с полным напряжением сил, без каких-либо условностей и послаблений. При неправильном выполнении того или иного приема или действия нужно потребовать их правильного исполнения. Только в этом случае можно добиться желаемого воздействия попутной тренировки на организм обучаемых. Для того, чтобы лучше физически подготовить воинов, способных переносить все тяготы и лишения современного боя, попутная физическая тренировка должна проводиться при любой погоде, в различное время и на местности с различным рельефом, естественно, при соблюдении необходимых мер безопасности.
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В УСЛОВИЯХ ДЕЖУРСТВА
Организация физических упражнений в условиях дежурства включает те же элементы, что и организация попутной физической тренировки.
Для военнослужащих, учебно-боевая деятельность которых проходит в условиях ограниченной подвижности, офицером-специалистом физической подготовки и спорта части разрабатывается инструкция по выполнению физических упражнений в условиях дежурства. В ней должны быть указаны условия, в которых выполняются физические упражнения, их задачи, лица, ответственные за проведение упражнений, место, время выполнения, перечень и описание упражнений; методика их выполнения (последовательность, темп, количество повторений, интенсивность), указания по мерам безопасности, поддержания бдительности и другим необходимым вопросам.
Физические упражнения в условиях дежурства проводятся на местах выполнения военнослужащими учебно-боевых и боевых задач обычно без какого-либо инвентаря и предварительной подготовки мест. Если есть возможность, для выполнения физических упражнений отводится и оборудуется специальное место, на котором необходимо иметь гантели, гири, эспандеры, набивные мячи, гимнастические палки и другой простейший спортивный инвентарь.
Командиры, проводящие физические упражнения в условиях дежурства, должны знать их значение, влияние на организм и владеть правильной методикой их применения. Привитие командирам этих знаний, умений и навыков осуществляется в процессе теоретических и инструкторско-методических занятий, а также инструктажей.
Правильность использования физических упражнений в условиях дежурства контролируется штабами частей и батальонов (дивизионов) соответствующими командирами (начальниками), офицерами-специалистами физической подготовки и спорта, офицерами медицинской службы. Основное внимание при контроле обращается на регулярность выполнения физических упражнений, их подбор и соблюдение правильной методики выполнения.
Физические упражнения в условиях дежурства выполняются перед заступлением на дежурство, в процессе дежурства и после его окончания. Они могут выполняться в самой разнообразной обстановке. Их содержание и методика выполнения определяются в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности военнослужащих. Однако в любом случае применения физических упражнений в особых условиях должны соблюдаться следующие общие методические требования: рациональная последовательность выполнения упражнений, правильное дозирование физической нагрузки, обеспечение положительного эмоционального воздействия, учет времени суток и микроклиматических условий.
Вначале выполняется ходьба и упражнения в потягивании (в умеренном темпе) с прогибанием в поясничной и грудной части, которые сочетаются с глубоким дыханием. Затем в комплекс включаются упражнения, связанные с более активной двигательной деятельностью и воздействующие на отдельные мышечные группы: разнообразные движения руками (поднимание вверх и опускание вперед и в стороны, вращение в плечевом суставе, сведение и разведение рук от груди, вращение кистями и т. п.), ногами (поочередное поднимание и опускание прямых и согнутых в коленном суставе ног, вращение ступней, поочередное отведение ног в сторону и назад, приседания и др.). Далее выполнение упражнений усложняется вовлечением в работу большого числа мышечных групп. В такого рода упражнения, выполняемые обычно на четыре счета, включаются движения рук, ног и туловища. Например, из исходного положения «строевая стойка» на счет «раз» движением вперед поднять руки вверх, пальцы выпрямлены, на счет «два» наклониться вперед, руки опустить вниз и дальше назад до отказа, на счет «три» выпрямиться и присесть, руки — вперед, ладони — внутрь, насчет «четыре» встать, руки опустить вниз. Подобные упражнения оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся. В конце выполняются ходьба, бег, упражнения для расслабления мышц и в глубоком дыхании.
Физическая нагрузка в процессе выполнения комплекса упражнений вначале постепенно повышается, а в конце плавно снижается. Количество повторений и интенсивность выполнения упражнений должны быть оптимальными для организма. Недостаточное количество повторений упражнений и низкая нагрузка не вызовет необходимого повышения обмена веществ и возбудимости центральной нервной системы, не приведет к улучшению работоспособности.
Чрезмерно же высокая физическая нагрузка может вызвать излишнее возбуждение и утомление, а в связи с этим — и снижение работоспособности.
Учитывая это, первые и последние упражнения комплекса нужно выполнять в медленном темпе из расчета выполнения одного движения примерно за 1,5 с. В середине комплекса упражнения выполняются в среднем (одно движение за каждую секунду) и быстром темпе (каждое движение — менее чем за 1 с). Темп выполнения упражнений, амплитуда движений и степень мышечных напряжений должны обеспечивать значительную интенсивность физической нагрузки.
Эмоциональность выполнения физических упражнений достигается: разъяснением личному составу значения выполнения комплексов для поддержания работоспособности; периодическим изменением содержания комплексов; включением в них игровых упражнений; умением руководителя живо и интересно показать упражнения; использованием портативных снарядов (гантелей, эспандеров, резиновых лент и др.); предоставлением возможности воинам выполнять некоторые упражнения или весь комплекс самостоятельно; поощрением отдельных военнослужащих за добросовестное выполнение упражнений.
В ночное время вольные упражнения для отдельных групп мышц выполняются в более быстром, чем обычно, темпе и с большей интенсивностью. Это обусловлено тем, что ночью уровень возбудимости центральной нервной системы понижен. При этом особо важное значение имеет разнообразие упражнений по характеру и структуре и заинтересованность воинов в их выполнении. На повышение тонуса нервной системы военнослужащих ночью большое влияние оказывают упражнения на (внимание с более сложной координацией движений: одновременные движения рук и ног в разных плоскостях и направлениях, повороты с различными положениями рук, выполнение упражнений по заданию руководителя.
При низкой температуре внешней среды упражнения выполняются чаще и быстрее. Благодаря этому их количество, а главное, физическая нагрузка увеличиваются. В содержание комплекса включаются прежде всего упражнения, связанные с вовлечением в работу больших мышечных групп и вызывающие интенсивное теплообразование.
При высокой температуре воздуха упражнения выполняются в более медленном темпе, с большой амплитудой движений. Они должны быть связаны с вовлечением в работу отдельных, как правило, небольших групп мышц и не вызывать повышенного теплообразования. При длительных статических позах в условиях высокой температуры внешней среды рекомендуется использовать упражнения на внимание и приемы самомассажа.
При подборе физических упражнений и методики их применения учитываются характер и условия учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих, уровень тренированности и степень утомления личного состава. Только в этом случае возможно успешное решение задач по поддержанию работоспособности воинов с помощью физических упражнений. Однако это не означает, что физические упражнения применяются всегда и в любых условиях. Если использование комплексов может привести к снижению качества выполнения учебно-боевых и боевых задач, а также при неблагоприятном состоянии внешней среды (сильная загазованность или запыленность, недостаток кислорода и т. п.), физические упражнения не применяются.
Физические упражнения перед заступлением на дежурство (специальный комплекс) выполняются в течение 8-10 мин в составе расчета, смены или индивидуально. Упражнения проводятся в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10-15 мин до заступления на дежурство.
Для включения в комплекс могут быть рекомендованы:
динамические упражнения для умеренного повышения обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ходьба спокойная, ускоренная и с высоким подниманием колен);
динамические упражнения для более быстрого увеличения интенсивности обмена веществ и повышения деятельности органов и систем организма, для ликвидации застойных явлений в отдельных частях тела (медленный бег, прыжки, подскоки, приседания в сочетании с прыжками);
упражнения для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, активизации дыхания (потягивание с глубоким дыханием);
упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса и усиления в них кровообращения (движение рук в различных направлениях, сгибание в локтевых суставах, вращение рук и кистей);
упражнения для укрепления мышц туловища и живота, увеличения подвижности позвоночника, улучшения осанки (наклоны туловища в стороны и вперед, вращение туловища в разных направлениях);
упражнения для укрепления мышц ног и усиления в них кровообращения (приседание на одной и на обеих ногах, поочередное размахивание ногами в различных направлениях, поднимание на носках, вращение ступней ног в голеностопном суставе);
упражнения вдвоем, выполняемые с целью более сильного воздействия на организм и повышения эмоционального состояния;
упражнения на координацию движений и на повышение внимания.
В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые 2 ч продолжительностью 5-8 мин.
Выполнение упражнений не должно снижать внимание военнослужащих, при первой необходимости или команде они немедленно должны приступить к исполнению своих служебных обязанностей.
Основное внимание при выполнении упражнений уделяется динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию.
Так, например, при боевом дежурстве летчиков в дежурной комнате основное содержание комплекса составляют вольные упражнения для отдельных групп мышц, а также специальные вольные упражнения для летного состава, включающие наклоны, повороты, вращения головой и туловищем в различном темпе. Комплекс включает 8- 12 упражнений и выполняется в течение 5-6 мин. Целесообразно использовать при этом ходьбу и бег в умеренном темпе. Опыт войск показывает, что в некоторых частях в условиях дежурства кроме вольных упражнений выполняются упражнения с гантелями, гирями и штангой, применяются упражнения на гимнастических снарядах, а также проводятся подвижные и спортивные игры (волейбол и ручной мяч). При подборе упражнений необходимо исходить, прежде всего из строгого соблюдения требований несения боевого дежурства. При отсутствии надлежащего врачебного и педагогического контроля подвижные игры проводить не рекомендуется.
Таким образом, постоянная и систематическая физическая тренировка военнослужащих в процессе учебно-боевой деятельности является важным средством обеспечения их физической готовности к успешным действиям в современном бою.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. В чем сущность и значение физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности?
2. Когда и с кем проводится попутная физическая тренировка?
3. В чем особенности организации физических упражнений в условиях боевого дежурства?