По физической подготовке

Процесс боевой подготовки имеет достаточно четкую периодизацию, связанную с чередованием и повторяе­мостью направленности обучения солдат и матросов, в со­ответствии с 2-разовым призывом на военную службу.

В частях и на кораблях боевая подготовка организуется в течение учебного года продолжительностью 10 мес по периодам обучения (зимний и летний — по 5 мес каждый, два подготовительных — в мае и ноябре месяце). Таким образом каждый период обучения условно включает подговительный, основной и завершающий этапы. Продолжи­тельность подготовительного и завершающего этапов — по I мес, а основного — 4 мес.

Подготовительный этап каждого периода обучения (но­ябрь и май) заключается во всесторонний подготовке меро­приятий организационного характера, обеспечивающих в последующем качественное проведение занятий по боевой подготовке. Применительно к процессу физического совер­шенствования военнослужащих на учебных занятиях он характеризуется следующими элементами организаторской деятельности начальника физической подготовки и спорта части: разработка вопросов для включения в план боевой подготовки, а также всех документов планирования физи­ческой подготовки на период обучения, где отражается не­посредственное проведение учебных занятий; оказание по­мощи командирам батальонов в планировании физической подготовки; подготовка офицеров, проводящих учебные за­нятия с личным составом; оказание помощи командирам подразделений в проведении учебно-методических сборов с заместителями командиров взводов и старшинами; мате­риальное, финансовое, методическое и медицинское обес­печение учебных занятий.

Разработка предложений для включения в план боевой подготовки по регламентации учебных занятий. Она заклю­чается в том, что начальник физической подготовки и спор­та после согласования с заместителем командира и началь­ником штаба воинской части представляет в штаб на ут­верждение командиру откорректированные предложения для включения в распорядок, дня части, планы боевой под­готовки, строительства и совершенствования учебно-материальной базы на учебный год.

При этом в разделе плана «Подготовка офицеров, пра­порщиков и сержантов» указываются даты и время прове­дения учебных занятий по физической подготовке с офице­рами. В этом же разделе и приложении указываются тема­тика и сроки проведения инструкторско-методических и по­казных занятий с офицерами.

Кроме того, в раздел плана «Мероприятия по руководству обучением, воспитанием и укреплению воинской дис­циплины», где отражаются сроки контроля физической под­готовки в подразделениях, будут включены вопросы, ка­сающиеся проверки качества управления физической под­готовкой в подразделениях, т. е. мероприятия прямо или косвенно связанные с учебными занятиями.

Разработка документов планирования физической подго­товки. Основным документом, являющимся базой для те­кущего планирования в части и в подразделениях, являет­ся план (частный план) физической подготовки личного со­става воинской части на период обучения или учебный год. При его составлении начальник физической подготовки и спорта планирует проведение учебных занятий в тесной связи с другими формами физической подготовки, с учетом периодов (этапов) боевого совершенствования войск для бо­лее качественного решения общих и специальных задач физической подготовки.

В плане отражено проведение занятий с молодым по­полнением, проведение занятий с личным составом основ­ных подразделений части и отдельно с офицерами и пра­порщиками управления. В четвертой части плана рассмат­риваются вопросы организации физической подготовки, сроки проведения и количество учебно-методических сбо­ров, инструкторско-методических и показных занятий; все мероприятия материального и финансового обеспечения фи­зической подготовки, в том числе и учебных занятий.

Другими документами планирования являются график распределения учебно-материальной базы и расписание учебных занятий по физической подготовке с военнослужа­щими, проходящими военную службу по контракту. На­чальник физической подготовки и спорта разрабатывает их ежемесячно и не позднее 25-го числа каждого месяца ут­верждает у командира части.

Таким образом составляется комплекс документов пла­нирования боевой (физической) подготовки, в которых во­просы организации и проведения учебных занятий согласо­ваны с другими мероприятиями по задачам, содержанию, срокам и месту их проведения.

Оказание помощи командирам батальонов в планирова­нии физической подготовки. Накануне разработки плана боевой подготовки батальона на период обучения целесо­образно привлекать начальника физической подготовки в помощь начальникам штабов батальонов для совместного уточнения тематического расчета часов по предметам обу­чения, тематики и сроков проведения инструкторско-методических занятий и других организационных вопросов.

Подготовка офицеров, проводящих учебные занятия с личным составом. Перед началом учебного периода (май, ноябрь) в полку проводятся учебно-методические сборы, содержанием которых могут быть показные и инструкторско-методические занятия по физической подготовке.

Оказание помощи командирам подразделений в проведе­нии учебно-методических сборов с заместителями команди­ров взводов и старшинами. Перед началом учебного года (периодов обучения) проводятся учебно-методические сбо­ры с данной категорией военнослужащих, в кото­рые обязательно включаются показные и инструкторско-методические занятия по физической подготовке. Для их организации и проведения целесообразно привлекать на­чальника физической подготовки и спорта части.

Материальное обеспечение учебных занятий. Реализация этого важного вида деятельности начальника физической подготовки и спорта осуществляется в тесном контакте с начальником вещевой службы и командирами подразделе­ний. На основании потребности воинской части в спортив­ном имуществе и инвентаре в конце года разрабатывается отчет-заявка, которая по состоянию на 1 января отправ­ляется начальником вещевой службы в управление (отдел) военного округа. Под руководством заместителя командира части начальник физической подготовки и спорта органи­зует строительство и оборудование объектов учебно-ма­териальной базы, закрепляет места занятий по физической подготовке за подразделениями в целях их правильной эксплуатации, содержания и своевременного ремонта. Кроме того, он организует оформление наглядной агитации по физической подготовке и спорту, следит за го­товностью мест для занятий, оборудования, инвентаря, иму­щества, аппаратуры и тренажеров к проведению занятий со всеми категориями военнослужащих.

Финансовое обеспечение учебных занятий. Работа спе­циалиста физической подготовки и спорта по данному виду обеспечения осуществляется совместно с начальником фи­нансовой службы. Она предполагает разработку сметы-рас­чета для истребования денежных средств на нужды физи­ческой подготовки на будущий год и составление объяснительной записки к ней с обоснованием планируемых расходов и причин увеличения или уменьшения потребности в денежных средствах по сравнению с расходами текущего года; приобретение спортивного инвентаря, имущества, учебной литературы; приобретение материалов, оборудова­ния и инструментов для ремонта и содержания учебно-материальной базы. Все эти вопросы вначале доклады­ваются командиру части, а затем организуется их практи­ческая реализация.

Медицинское обеспечение учебных занятий осуществ­ляется начальником физической подготовки и спорта сов­местно с начальником медицинской службы. Применительно к организации учебных занятий оно предполагает следую­щее: распределение военнослужащих (прежде всего офице­ров) по возрастным группам; наблюдение за санитарным состоянием спортивных сооружений и мест для занятий по физической подготовке; контроль за соблюдением правиль­ной дозировки физической нагрузки и выполнением сани­тарно-гигиенических требований при проведении занятий с личным составом; разработку мероприятий по предупреж­дению травматизма у военнослужащих.

Методическое обеспечение учебных занятий. Содержа­ние деятельности начальника физической подготовки и спорта в этой сфере довольно разнообразно. Оно включает, в частности, обобщение и распространение передового опы­та организации, обеспечения и проведения учебных заня­тий. Для этого систематически в подразделениях полка изучаются новые подходы в организации и методике прове­дения занятий, состояние физической подготовки в других воинских частях, специальная литература и материалы учебно-методических сборов специалистов физической под­готовки и спорта, конференций и совещаний, методические пособия и разработки для офицеров и сержантов-команди­ров подразделений. Однако слепое копирование прогрес­сивной методики не всегда дает нужный эффект, поэтому распространение и внедрение передового опыта предпола­гает его трансформацию в соответствии с местными усло­виями и контингентом занимающихся.

Важная роль в методическом обеспечении всех видов занятий отводится организации работы методического ка­бинета по физической подготовке и спорту. В процессе его функционирования обеспечивается подготовка всех катего­рий военнослужащих и должностных лиц к проведению занятий. Командирам подразделений различных степеней, членам спорткомитета, спортивным организаторам необходима информация по вопросам руководства, организации, обеспечения и методики проведения физической подготовки. Целесообразно иметь в методическом кабинете перечень рекомендаций по самостоятельной физической тренировке, методике обучения, воспитанию и развитию военнослужа­щих на занятиях. Для организации работы методического кабинета (класса) необходимо иметь план его работы, в ко­тором следует предусмотреть время для самостоятельных занятий и консультаций офицеров управления, команди­ров подразделений — офицеров и сержантов членов спор­тивного комитета, спортивных организаторов, начальников спортивных команд, судей по спорту и рядового состава.

Основной этап каждого периода (декабрь - март и июнь - сентябрь) заключается в повышении полевой, мор­ской, воздушной выучки личного состава армии и флота, выработке боевой слаженности подразделений и частей. Применительно к организаторской деятельности начальни­ка физической подготовки и спорта этот этап характери­зуется практической реализацией плана боевой подготовки, в том числе и по вопросам проведения различных занятий.

На данном этапе специалист физической подготовки сам проводит занятия с офицерами управления и штаба полка, инструктирует своих помощников (руководителей занятий с офицерами различных возрастных групп), организует си­стематический контроль за ходом занятий в подразделениях в сочетании с оказанием их командирам повседневной по­мощи и ведет учет результатов проведения занятий.

В декабре и июне комплексные и предметные учебные занятия с молодым пополнением проводятся отдельно от старослужащих, в последующие месяцы — совместно с ни­ми в штатных подразделениях. В это время (январь-март, июль-сентябрь) происходит слаживание подразделений в масштабе взвода, роты, батальона.

Проведение учебного занятия, как и любого мероприя­тия по физической подготовке, предполагает три этапа в работе руководителя занятий: подготовку, непосредственное проведение, подведение итогов. Первый этап включает раз­работку плана-конспекта занятия, инструктаж помощников руководителя, подготовку инвентаря и мест занятий, лич­ную подготовку к занятиям. На втором этапе деятельность руководителя состоит в организации занимающихся (про­верке обучаемых, постановке учебных и воспитательных задач, доведении до сведения обучающихся содержания и порядка проведения занятия); решении вопросов обучения, воспитания и развития военнослужащих; поддержании не­обходимых плотности занятий, физической нагрузки, инте­реса на занятиях, предупреждении травматизма.

На этапе подведения итогов занятия руководитель обес­печивает приведение организма военнослужащих в относи­тельно спокойное состояние, оценивает подготовленность группы и действия военнослужащих на этом занятии, дает индивидуальные задания на самостоятельную подготовку и организует приведение мест занятий в надлежащий по­рядок.

План-конспект составляется в соответствии с расписани­ем занятий, программой физической подготовки, а также с учетом физической подготовленности обучаемых, возмож­ностей учебно-спортивной базы, нагрузки на проведенных и предстоящих занятиях по другим предметам боевой подго­товки, особенно по тактической.

В работе специалиста физической подготовки и спорта очень важно, чтобы все положения, использованные при разработке документов планирования, были реализованы при проведении занятий в подразделениях. Для этого он постоянно оказывает практическую помощь командирам-руководителям занятий в разработке планов-конспектов, проведении инструктажа помощников, в уточнении вопро­сов, возникающих при организации и выборе методики.

Помощь должна разумно сочетаться с контролем. В ба­тальонах начальник физической подготовки и спорта про­веряет качество ее организации, обеспечения и проведения, оценивает физическую подготовленность офицеров, прапор­щиков управления. В ротах контроль направлен на оценку физической подготовленности всего личного состава подраз­деления.

Учету подвергаются:

проведение учебных занятий по физической подготовке с офицерами управления воинской части, с личным соста­вом подразделений (делается отметка в журналах учета занятий, которые хранятся в штабе воинской части и в под­разделениях);

результаты, выводы и предложения по каждой проверке воинской части и подразделений (отражаются в актах про­верки, ведомостях и других документах, хранящихся в штабах воинской части и подразделениях).

Завершающий этап каждого периода обучения (апрель-октябрь) направлен на подведение итогов боевой подготов­ки. Направленность организаторской деятельности началь­ника физической подготовки и спорта характеризуется на этом этапе проверкой и оценкой физической подготовки всех подразделений части, которая осуществляется пре­имущественно на учебных занятиях; всесторонним и объек­тивным анализом результатов этой проверки и последую­щей разработкой на этой основе конкретных предложений по совершенствованию занятий и физической подготовки в целом; подготовкой и обоснованием предложений, подле­жащих внесению в приказ командира части по итогам бое­вой подготовки за период обучения.

Такое распределение видов организаторской деятельности начальника физической подготовки и спорта по эта­пам каждого периода обучения позволяет в максимальной степени подчинить физическую подготовку задачам боевой подготовки войск.

Наши рекомендации