Пожелание начинающему тренеру
Работа детского тренера хотя и благородная, но часто по достоинству не оценивается. Славы и больших денег здесь, как правило, не заработаешь. И к этому нужно быть готовым молодым тренерам. Детскими тренерами работают те, кто трудиться для детей, ради их счастливого детства. «Великое несчастье - прикасаться к работе без любви к ней, с единственным желанием поскорее от неё отвязаться. Работающий в сердечном увлечении не чувствует усталости» - говорил великий художник Н.К.Рерих.
Тренер спортивной школы в своей деятельности решает несколько задач. Одна из них - успешное выступление в соревнованиях и подготовка игроков высокого класса. Но не все будут играть на высшем уровне, как правило, 1-2 человека из команды. Поэтому главная задача детского наставника состоит в том, чтобы подготовить ребят к дальнейшей жизни, закалить физически, научить преодолевать трудности, чтобы они выросли культурными и воспитанными людьми. Тренер должен как бы возвращаться в своё детство, ему надо знать, чем живут дети, чем интересуются, быть в курсе их забот и проблем, понимать, что их волнует. Главное - шагать в ногу со временем. Тогда тренер будет оставаться всегда в душе молодым и лучше поймёт своих мальчишек, разговаривая с ними на одном языке, укрепит авторитет, который, иной раз, бывает выше родительского. Молодой человек к голосу своего спортивного наставника, того, кто помогает ему сделаться настоящим игроком, прислушивается с особым вниманием. Поэтому тренеру необходимо сознавать ту ответственность, которая на нём лежит, он для ребят пример во всём. Процесс обучения обоюдный, тренер передаёт свои знания игрокам и в тоже время учится у них.
Тренер должен быть хорошим психологом, умеющий со всеми находить общий язык, грамотно и умело руководить коллективом. Иногда, когда дело касается непринципиальных вопросов, можно не увидеть, не услышать, не сказать– ценнейшее качество для руководителя любого коллектива.
Детский тренер, прежде всего, воспитатель. В первую очередь тренеру юных хоккеистов необходимо воспитать у ребят трудолюбие и дисциплинированность. И начинать надо сразу, с первого занятия. Если ребят не приучить к дисциплине, в дальнейшем придётся столкнуться с немалыми трудностями, как на хоккейном поле, так и в повседневной жизни. Не единожды тренеру придётся краснеть за поведение своих воспитанников. На начальном этапе обучения надо познакомить хоккеистов с тем, как вести себя в условиях тренировочных занятий и игр, с тренерами, с партнёрами по команде, соперниками, судьями.
Добиться дисциплины в команде возможно не только запретами и наказаниями, иногда они могут дать вовсе противоположный эффект. Есть тренеры диктаторы, есть демократы. Но в управлении командой все же правильно будет соблюдать середину. Тренеру крайне важно научиться разумной политике «кнута и пряника». Важно с самого начала найти правильную линию поведения с командой, в которой должна присутствовать доверительность и уважительность.
Умение руководить командой – тренерское искусство, которому необходимо учиться терпеливо и вдумчиво. Дети не умеют, как взрослые спортсмены, трудиться с шуткой-прибауткой, подначивая друг друга. Юные хоккеисты если начинают баловаться, то работать прекращают и успокоить их потом трудно. Даже когда начинают между собой разговаривать, то так увлекаются, что забывают выполнять тренерское задание. Дети могут выполнять только одно дело: или говорить, или работать. Совместить два дела вместе у них не получается.
Будет прекрасно, если ты сумеешь добиться соблюдения дисциплины без применения наказаний, а путём доброжелательного и уважительного отношения с ребятами. Чтобы воспитанники тебя уважали, необходимо уважать их. Старайся работать с командой так, чтобы тренировки проходили весело, непринуждённо и при этом ребята трудились бы в полную силу, соблюдая необходимую дисциплину. Хотя этого добиться непросто и подвластно немногим тренерам. Это - высший класс тренера. Но если сможешь так работать, ребята будут тебя обожать.
Но недопустимо, чтобы игроки держали тренера за своего парня. Часто дети грань между собой и тренером невольно переступают и если почувствуют слабину у тренера, сразу «сядут на шею». Быть добреньким и всё прощать будет неправильно. Большинство детей, к сожалению, доброту расценивают как слабость характера. С ребятами можно играть, но нельзя с ними заигрывать, идти на поводу. Необходимо быть требовательным и строгим, но в тоже время оставаться справедливым и доброжелательным к своим воспитанникам. Ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять ребят. Когда они вырастут, ответят тебе тем же, тут как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.
Тебе понадобится немало выдержки, терпения и спокойствия. Тренер должен выработать свою линию в отношении к проступкам ребят и сообщить им свои требования. Откровенный разговор в начале работы с командой может стать действенным средством для установления взаимного понимания и доверия. Это поможет наставнику ровно и справедливо, без отклонений, относиться к каждому из ребят. Должно быть твёрдо заявлено, с чем тренер не сможет никогда согласиться, а в каких случаях, возможно, и простит игроков, а за что будет своих подопечных поощрять. Важно, чтобы и юные хоккеисты заранее знали, как поведёт себя тренер в той или иной ситуации, когда кто-либо из игроков нарушит правила поведения. Воспитывая «трудного» парня, всегда следует помнить, что у него неустойчивая, легкоранимая психика, а это требует особо внимательного к нему отношения.
Если с раннего детства не приучить воспитанников к уважению окружающих, то они никого не будут уважать, в том числе и тренера. Не позволяй ребятам пользоваться вроде бы безобидным словом «блин», подрастая, они в нём заменят некоторые буквы и слово перестанет быть безобидным. Рассматривай слово «блин», как детское нецензурное выражение и если на это не обращать внимания, то за ним со временем последуют другие, более крепкие.
Тренер обязан быть в курсе всего, что происходит в команде, во взаимоотношениях ребят. Следует добиться, чтобы в команде были уважительные отношения между игроками. Не позволяй никому дразнить, оскорблять своего товарища, давать унизительные прозвища. Не пропускай ни одного случая нарушения дисциплины, неуважительного отношения к товарищу. Нельзя думать, что они у тебя ещё маленькие и ничего не понимают. Если сразу не принимать меры дальше будет только хуже. НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫРАСТАЮТ ИЗ НЕРЕШЁННЫХ ВОВРЕМЯ ВОПРОСОВ. А БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ПОРОЖДАЕТ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ.
Любой игрок, даже не совсем дисциплинированный, хорошо понимает, что от тренера зависит очень многое. Он сам внутренне чувствует потребность в хороших отношениях с наставником. Заметные симпатии наставника к наиболее сильному хоккеисту, понимание того, за что тренер может уважать игрока, должны помочь и другим ребятам. Они будут видеть, каких игроков тренер выделяет. А уважать тренер будет дисциплинированного, трудолюбивого игрока, честного и надёжного человека.
Но есть ребята, которые ищут уважения у тренера не совсем честными способами – заискиванием, наговорами на других ребят. Кстати, случается, к этому прибегают и иные родители. В таких случаях тренер обязан решительно отметать ложь и лесть. Команда, каждый игрок должны знать: тренер не терпит неправды и фальши, непримирим к обману, ему не по душе ребята-льстецы. А если к тебе подошёл игрок с претензией на товарища, то попроси его, чтобы он это сказал ему в глаза, на собрании команды. И сразу поймёшь, что он из себя представляет.
Тренер не лишен эмоций, симпатий и антипатий. Кого-то он отмечает больше, кого-то меньше. Но это не должно отменять важнейшего педагогического правила, которое требует ровного и справедливого отношения ко всем ребятам в коллективе. Не должны у тренера быть любимчиков, которым всё позволено и всё прощается. Дети все видят и остро чувствуют несправедливость, так хороший климат в коллективе не создашь. А с ведущих игроков и спрос должен быть более строгим.
Есть игроки, которые болезненно реагируют на критику в свой адрес. С такими ребятами, при первом проступке, будет лучше поговорить с глазу на глаз. И предупредить, что при повторном случае его поведение будет обсуждаться на собрании команды. И если он этого не хочет, пусть сам себя не подводит. Со временем у ребят характер может измениться. Иной недисциплинированный игрок с возрастом становится отличным парнем.Борись за каждого своего ученика, испробуй все методы, чтобы оставить его в команде. Решения принимай в спокойной обстановке, посоветуйся с коллективом, вынеси этот вопрос на родительское собрание. Важно, что решение принимаешь ты не единолично, а всем коллективом. В этом случае воспитательное воздействие на нарушителя дисциплины возрастёт. Но если всё тщетно и такой игрок плохо влияет на всю команду, чтобы сохранить нормальную атмосферу в коллективе – надо прощаться, так как даже один неадекватный, неуправляемый игрок, имеющий авторитет у ребят, в состоянии испортить всю команду. Но это крайний случай, когда все методы воздействия исчерпаны и другого пути нет. И это будет твоё поражение, тренер.
Необходимо также научить ребят трудиться, трудиться осознанно, без понуканий, трудиться так, чтобы труд приносил чувство радости и удовлетворения. Овладеть хоккеем, игрой сложной, без трудолюбия и долготерпения невозможно. Лучшее для этого средство – личный пример тренера. Как правило, у трудолюбивых наставников среди воспитанников лентяев не бывает. Старайся не отчислять из команды ни одного из своих воспитанников по спортивным показателям. Даже если тебе кажется, что он игрок бесперспективный. Есть масса примеров, когда ничего не представляющий из себя мальчишка со временем вырастал в хорошего игрока. Здесь нужно время и терпение. Главное, чтобы он любил спорт и самоотверженно тренировался. Но если видишь, что у твоего воспитанника нет данных для хоккея, чаще это выражается в недостатке физических кондиций, смелости и азарта, посоветуй ему найти себя в другом виде спорта. Что-то в нём всё же есть, если ты его взял в команду. Помоги выбрать другую секцию. Главное, чтобы он не бросил вообще спорт.
ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННО ТРЕНЕР ДОЛЖЕН ПОДОЙТИ К НАБОРУ НОВИЧКОВ, ЖЕЛАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ ХОККЕЕМ. Чем больше будет информации о наборе, тем лучше. Её неплохо поместить в районной газете, объявить по местному радио и телевидению, развесить афиши в городе. Надо будет немало походить за будущими игроками: сначала в детский сад, а потом в школу. Заготовь приглашение, где указано, куда и когда надо придти на занятия, и раздай ребятам, которые изъявят желания играть в хоккей. Они ещё маленькие и твою информацию многие не запомнят. Объявление о наборе вывеси в вестибюле школы и в каждом классе. Попроси, чтобы классный руководитель объявил родителям о наборе, когда будет проходить родительское собрание. Будет неплохо, если и ты сам придёшь на собрание и побеседуешь с родителями. Воспитатель в детском саду, учитель физкультуры в школе может подсказать тебе, кто из мальчиков спортивный: смелый, быстрый и ловкий. При отборе детей учитывается в первую очередь их двигательная активность. Следует отбирать ребят рослых, с хорошими физическими данными. Если приглашаешь мальчишку невысокого, то он должен быть быстрый, ловкий и хорошо, чтобы имел бойцовский характер. Иначе в хоккее ему будет трудно себя проявить. Договорись с учителем физкультуры о проведении в спортивном зале школы тестов на быстроту, скорость и ловкость. Пусть ребята поиграют с мячом, где увидишь их игровое мышление (игры в ручной мяч и баскетбол предпочтительнее футбола, поскольку действия с мячом выполнять легче руками, чем ногами). Подвижная игра «Выбивала» определит ловких и сообразительных ребят. А если захочешь узнать, каким будет мальчик по физическим данным, когда вырастет, познакомься с его родителями. Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.
Кого наберёшь, с теми будешь работать, и выступать в соревнованиях. Хорошие игроки есть, их только надо найти. Крайне важно найти игроков, которые будут определять лицо команды, её лидеров, за которыми будут тянуться остальные. Со средними способностями игроков найти нетрудно, их много. Если наберёшь только таких игроков, то и команда у тебя будет средняя. Отсутствие лидеров будет сказываться на результатах выступления в соревнованиях. Не будет игроков, способных повести за собой команду, когда встречаешься с сильным противником или при неудачно складывающемся матче. Ищи таких игроков постоянно. Способный, а тем более талантливый игрок, даже, если станет заниматься хоккеем позднее остальных ребят, через некоторое время их догонит. На начальном этапе в команде должно быть не менее 25 игроков. В дальнейшем будет проходить естественный отбор, некоторые игроки отсеются по различным причинам.
Определение амплуа игрокам команды - это важный и ответственный момент. Присмотрись к тем игрокам, которые в тренировках занимают место в воротах. Тебе повезёт, если в команде будет мальчишка, которому от природы дано быть вратарём. Если такого не видишь, то спроси у ребят, кто хочет стать вратарём, а из них уже выбирай. У вратаря должна быть хорошая подвижность суставов, гибкость, ловкость и отличная реакция. Но прежде всего, как уже говорилось, он должен быть смелым, не бояться шайбы и стойко переносить боль. Позиция вратаря очень важная в команде, не успокаивайся пока не найдёшь хорошего игрока на эту роль. Вратарь – половина команды, без надёжного голкипера хорошую команду не создашь. На начальном этапе в команде нужно иметь не менее трёх вратарей.
В защиту определи ребят рослых, физически сильных. Малогабаритным игрокам трудно играть в защите, они будут часто проигрывать единоборства. В дальнейшем, когда ребята сравняются по физическим кондициям, нападающего, если возникнет в этом необходимость, можно поставить в защиту. Как правило, нападающие, тем более центральные, довольно быстро переквалифицируются в игроков обороны. Пару защитников составляют: один – разрушитель, другой - созидатель, владеющий точным пасом и умеющий подключиться к атаке. Защитника, который держит клюшку левым хватом, одни тренеры ставят на левый фланг, другие – на правом. В каждом варианте есть достоинства и недостатки. На левом фланге удобней играть у борта, на правом – бросать по воротам. Куда поставить игрока решает тренер, но когда команда разыгрывает численное преимущество праворукого защитника целесообразно ставить на левый фланг, а леворукого – на правый, чтобы им было удобнее атаковать ворота противника.
Тех ребят, кто владеет скоростной обводкой, взрывной скоростью, точным внезапным броском, хоккеистов быстрых и юрких тренер должен определить в крайних нападающих. В нападении игрокам, которые держат клюшку в правой руке, удобнее играть на правом фланге, а тем, кто в левой – на левом. Центральный нападающий это универсал, умеющий действовать в атаке и обороне, владеющий пасом, всегда готовым поделиться шайбой с партнёром.
В тройке нападающих существует классическое разделение функций. Один – бомбардир, игрок умеющий поражать ворота, второй – диспетчер, владеющий скрытым и точным пасом, а третий – игрок, выполняющий большой объем оборонительной работы. Классные игроки сочетают в себе эти качества, но всё равно одно является определяющим, главным. Нападающих надо подбирать в тройку с учётом их человеческой совместимости, понимающих одинаково игру и дополняющих друг друга и, конечно, совпадающих по скоростным данным. Иначе они просто не будут успевать друг за другом. Если в ходе игр и тренировок видишь, что ошибся с определением амплуа хоккеиста, поищи ему другую позицию.
В современном хоккее веление времени игроки-универсалы, умеющих играть на разных позициях и чувствующих себя уверенно как в атаке, так и в обороне. Поэтому в тренировках игроки должны выполнять функции и нападающих, и защитников. Лидеров команды, хорошо подготовленных физически, в играх можно использовать в двух звеньях. В одном он играет нападающим, в другом – защитником. Если игрок научиться играть на разных позициях, то от этого только польза и ему самому, и команде. Когда игроки перейдут в разряд юношей и юниоров, команда в своём арсенале должна иметь, в зависимости от конкретного соперника, несколько тактических вариантов игры, которые, в случае необходимости, надо уметь менять по ходу игры.