Подготовки в учебных частях

Основной формой физической подготовки в учебных ча­стях являются учебные занятия. Они проводятся с курсан­тами, как правило, в составе взвода не реже трех раз в не­делю по разделам физической подготовки и комплексно. Перечень тем и примерный расчет часов на физическую подготовку представлены в Программе боевой подготовки для учебных подразделений. В Программу для учебных ча­стей, готовящих младших командиров, включается также методическая подготовка.

В соответствии с этой программой по физической подго­товке курсантам, которые готовятся занять должность ко­мандира отделения, отводится 46 часов учебного времени.

Приобретенные на занятиях знания, прикладные навы­ки, достигнутый уровень развития физических качеств со­вершенствуются на утренней физической зарядке, физиче­ской тренировке, в процессе учебно-боевой деятельности и в часы спортивной работы.

Утренняя физическая зарядка с курсантами в начале обучения проводится только по первому и второму вари­антам. Третий и последующие варианты применяются по мере овладения курсантами соответствующих упражнений в ходе учебных занятий.

Содержание физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности аналогично содержанию этой формы физической подготовки в частях соответствующих видов Вооруженных Сил и родов войск. Однако наиболее широ­ко применяется попутная физическая тренировка. Она ис­пользуется при передвижении подразделений к местам за­нятий боевой подготовкой (полигонам, стрельбищам, учеб­ным городкам и т. д.) и при возвращении в часть. Средства физи­ческой тренировки при этом определяются характером местности, наличием естественных препятствий на пути следования, климатическими условиями.

Основу содержания спортивной работы составляют упражнения и требования Военно-спортивного комплекса. Однако ограниченность сроков обучения часто не позволя­ет курсантам полностью выполнить все требования ВСК.

В этом случае по окончании обучения им выдаются со­ответствующие справки, которые затем предъявляются по новому месту службы для получения нагрудных знаков « Воин-спортсмен ».

Методика проведения подготовки курсантов, готовящих­ся занять должности командиров отделений, характери­зуется тем, что все ее формы направляются не только на повышение уровня физической подготовленности курсан­тов, но и на формирование у них методических умений и навыков. Каждый курсант за период обучения должен по­лучить практику проведения занятий по различным разде­лам (темам) физической подготовки путем выполнения обя­занностей командира отделения на учебном месте, а также на методических занятиях по физической подготовке. Кро­ме того, методические умения и навыки прививаются при проведении утренней физической зарядки. В ходе спортив­ной работы курсанты не только выполняют раз­рядные нормы и упражнения Военно-спортивного комплек­са, но также изучают его структуру и содержание, порядок выполнения установленных правил, организации и прове­дения соревнований.

В подразделениях ведется индивидуальный учет выпол­нения каждым курсантом заданий по формированию ко­мандных и методических навыков, а также навыков про­ведения воспитательной работы с подчиненными.

Учитывая краткие сроки обучения, необходимо значи­тельно повысить интенсивность занятий с тем, чтобы не только обеспечить высокий уровень физической подготов­ленности курсантов, но и привить (в частях, предназначен­ных для подготовки командиров отделений, экипажей, рас­четов) каждому выпускнику теоретические знания и мето­дические навыки, необходимые для решения задач физиче­ского совершенствования подчиненных ему военнослу­жащих.

Для младших командиров принцип обучения «Делай как я» остается ведущим среди всех дидактических принципов, а поэтому он требует от них проявления высокого уровня личной физической подготовленности и методического ма­стерства.

Обобщение опыта подготовки курсантов показывает, что 3-4 ч (по 1-2 ч на каждую тему), выделяемых програм­мой на их методическую подготовку, недостаточно. Отдель­ные командиры компенсируют нехватку времени на совер­шенствование методических навыков за счет практических занятий, поручая нескольким курсантам выполнять зада­ния по управлению отделением на учебном месте, по обу­чению простейшим упражнениям, оказанию помощи и страховки на гимнастических снарядах и т. д. Однако делается это, как правило, бессистемно, нерегу­лярно и не, дает желаемого результата. Процесс формиро­вания командных и методических навыков у курсантов учебных подразделений можно значительно улучшить без изыскания дополнительного резерва времени путем внедре­ния доступных методических заданий в систему учебно-тренировочных занятий.

С учетом принципа доступности и постепенности в Военном институте физической культуры была разработана концепция поэтапного методического обучения в объеме учебной программы. Поэтапное закрепление необ­ходимых навыков и умений, когда каждый последующий этап (задание) по целям, объему и содержанию информации является продолжением предыдущего, обеспечивает непре­рывное формирование устойчивых навыков у обучаемых. Затраченное на методическую практику время компенси­руется интенсификацией практических занятий.

Формирование основ методического мастерства у кур­сантов учебных подразделений на занятиях по физической подготовке необходимо рассматривать как программирован­ный педагогический процесс, основной целевой функцией которого является эффективная подготовка руководителя занятий.

Система заданий для методической практики, представ­ленная в виде обобщенных ситуаций и действий с закон­ченным циклом обучения, доступных для курсантов в пе­риод начальной подготовки, сведена в обучающую програм­му.

Последовательность методической подготовки курсантов строится в три этапа. На первом этапе — на 8 практиче­ских занятиях и 4 утренних физических зарядках отраба­тываются задания обучающей программы. На занятиях в зависимости от содержания методического задания в под­готовительной или основной части в течение 10-15 мин выполняется одно задание. Заголовок каждого задания сформулирован в виде коротко поставленной задачи. Все задания имеют три раздела. В первом раскрывается поря­док действий руководителя, во втором — требования к кур­санту, в третьем — порядок выполнения задания.

Большинство заданий усваивается после 1-2 повторе­ний. За выполнение задания курсантам необходимо выстав­лять в журнал учета боевой подготовки или в карточку учета выполнения методических заданий отметку «зачте­но» или «не зачтено» при условии нарушения хотя бы од­ного требования обучаемым.

Каждое задание строится на базе предыдущего и одно­временно включает в себя элементы нового. Если первые задания требуют от обучаемых неукоснительного выполне­ния перечисленных в них действий, то в последних необ­ходимо творческое применение уже имеющихся знаний, навыков, умений. Очень важной особенностью программы является возможность безошибочно действовать сразу же после объявления задания. Не менее важным моментом этой формы методического обучения является оперативный контроль руководителя и самих обучаемых друг за другом с внесением поправок в их действия. При этом почти пол­ностью исключается закрепление неправильных действий и команд, так как по заданию руководителя все обучаемые активно участвуют в анализе действий, подаче команд, вы­боре места обучаемым и т.д.

На втором этапе — на методических занятиях (5-6 ч) по различным темам целесообразно уточнить особенности про­ведения занятий по конкретным разделам и дать возмож­ность курсантам практически отработать их в ходе занятия.

На третьем этапе — в ходе стажировки курсанты — ру­ководители занятий по физической подготовке закрепляют полученные знания и навыки.

Таким образом, для курсантов учебных частей и подраз­делений наиболее эффективной формой методической под­готовки является «программированное микрообучение», ос­нованное на дозировании учебного материала в соответст­вии с поэлементной структурой методических действий.

Высокий уровень личной физической и методической подготовленности курсантов учебных частей обеспечивает эффективность последующего обучения и воспитания лич­ного состава Армии и Флота.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. На что направлена физическая подготовка курсантов учебных подразделений?

2. Что включает в себя контроль за физической подготовкой курсантов, сержантов и офицеров?

3. Перечислите особенности проведения физической подготовки в учебных частях и подразделениях.

4. Уточните технологию формирования командных и методических навыков у курсантов учебных подразделений.

ГЛАВА XXII

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И СПОРТА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Наши рекомендации