Подготовки в учебных частях
Основной формой физической подготовки в учебных частях являются учебные занятия. Они проводятся с курсантами, как правило, в составе взвода не реже трех раз в неделю по разделам физической подготовки и комплексно. Перечень тем и примерный расчет часов на физическую подготовку представлены в Программе боевой подготовки для учебных подразделений. В Программу для учебных частей, готовящих младших командиров, включается также методическая подготовка.
В соответствии с этой программой по физической подготовке курсантам, которые готовятся занять должность командира отделения, отводится 46 часов учебного времени.
Приобретенные на занятиях знания, прикладные навыки, достигнутый уровень развития физических качеств совершенствуются на утренней физической зарядке, физической тренировке, в процессе учебно-боевой деятельности и в часы спортивной работы.
Утренняя физическая зарядка с курсантами в начале обучения проводится только по первому и второму вариантам. Третий и последующие варианты применяются по мере овладения курсантами соответствующих упражнений в ходе учебных занятий.
Содержание физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности аналогично содержанию этой формы физической подготовки в частях соответствующих видов Вооруженных Сил и родов войск. Однако наиболее широко применяется попутная физическая тренировка. Она используется при передвижении подразделений к местам занятий боевой подготовкой (полигонам, стрельбищам, учебным городкам и т. д.) и при возвращении в часть. Средства физической тренировки при этом определяются характером местности, наличием естественных препятствий на пути следования, климатическими условиями.
Основу содержания спортивной работы составляют упражнения и требования Военно-спортивного комплекса. Однако ограниченность сроков обучения часто не позволяет курсантам полностью выполнить все требования ВСК.
В этом случае по окончании обучения им выдаются соответствующие справки, которые затем предъявляются по новому месту службы для получения нагрудных знаков « Воин-спортсмен ».
Методика проведения подготовки курсантов, готовящихся занять должности командиров отделений, характеризуется тем, что все ее формы направляются не только на повышение уровня физической подготовленности курсантов, но и на формирование у них методических умений и навыков. Каждый курсант за период обучения должен получить практику проведения занятий по различным разделам (темам) физической подготовки путем выполнения обязанностей командира отделения на учебном месте, а также на методических занятиях по физической подготовке. Кроме того, методические умения и навыки прививаются при проведении утренней физической зарядки. В ходе спортивной работы курсанты не только выполняют разрядные нормы и упражнения Военно-спортивного комплекса, но также изучают его структуру и содержание, порядок выполнения установленных правил, организации и проведения соревнований.
В подразделениях ведется индивидуальный учет выполнения каждым курсантом заданий по формированию командных и методических навыков, а также навыков проведения воспитательной работы с подчиненными.
Учитывая краткие сроки обучения, необходимо значительно повысить интенсивность занятий с тем, чтобы не только обеспечить высокий уровень физической подготовленности курсантов, но и привить (в частях, предназначенных для подготовки командиров отделений, экипажей, расчетов) каждому выпускнику теоретические знания и методические навыки, необходимые для решения задач физического совершенствования подчиненных ему военнослужащих.
Для младших командиров принцип обучения «Делай как я» остается ведущим среди всех дидактических принципов, а поэтому он требует от них проявления высокого уровня личной физической подготовленности и методического мастерства.
Обобщение опыта подготовки курсантов показывает, что 3-4 ч (по 1-2 ч на каждую тему), выделяемых программой на их методическую подготовку, недостаточно. Отдельные командиры компенсируют нехватку времени на совершенствование методических навыков за счет практических занятий, поручая нескольким курсантам выполнять задания по управлению отделением на учебном месте, по обучению простейшим упражнениям, оказанию помощи и страховки на гимнастических снарядах и т. д. Однако делается это, как правило, бессистемно, нерегулярно и не, дает желаемого результата. Процесс формирования командных и методических навыков у курсантов учебных подразделений можно значительно улучшить без изыскания дополнительного резерва времени путем внедрения доступных методических заданий в систему учебно-тренировочных занятий.
С учетом принципа доступности и постепенности в Военном институте физической культуры была разработана концепция поэтапного методического обучения в объеме учебной программы. Поэтапное закрепление необходимых навыков и умений, когда каждый последующий этап (задание) по целям, объему и содержанию информации является продолжением предыдущего, обеспечивает непрерывное формирование устойчивых навыков у обучаемых. Затраченное на методическую практику время компенсируется интенсификацией практических занятий.
Формирование основ методического мастерства у курсантов учебных подразделений на занятиях по физической подготовке необходимо рассматривать как программированный педагогический процесс, основной целевой функцией которого является эффективная подготовка руководителя занятий.
Система заданий для методической практики, представленная в виде обобщенных ситуаций и действий с законченным циклом обучения, доступных для курсантов в период начальной подготовки, сведена в обучающую программу.
Последовательность методической подготовки курсантов строится в три этапа. На первом этапе — на 8 практических занятиях и 4 утренних физических зарядках отрабатываются задания обучающей программы. На занятиях в зависимости от содержания методического задания в подготовительной или основной части в течение 10-15 мин выполняется одно задание. Заголовок каждого задания сформулирован в виде коротко поставленной задачи. Все задания имеют три раздела. В первом раскрывается порядок действий руководителя, во втором — требования к курсанту, в третьем — порядок выполнения задания.
Большинство заданий усваивается после 1-2 повторений. За выполнение задания курсантам необходимо выставлять в журнал учета боевой подготовки или в карточку учета выполнения методических заданий отметку «зачтено» или «не зачтено» при условии нарушения хотя бы одного требования обучаемым.
Каждое задание строится на базе предыдущего и одновременно включает в себя элементы нового. Если первые задания требуют от обучаемых неукоснительного выполнения перечисленных в них действий, то в последних необходимо творческое применение уже имеющихся знаний, навыков, умений. Очень важной особенностью программы является возможность безошибочно действовать сразу же после объявления задания. Не менее важным моментом этой формы методического обучения является оперативный контроль руководителя и самих обучаемых друг за другом с внесением поправок в их действия. При этом почти полностью исключается закрепление неправильных действий и команд, так как по заданию руководителя все обучаемые активно участвуют в анализе действий, подаче команд, выборе места обучаемым и т.д.
На втором этапе — на методических занятиях (5-6 ч) по различным темам целесообразно уточнить особенности проведения занятий по конкретным разделам и дать возможность курсантам практически отработать их в ходе занятия.
На третьем этапе — в ходе стажировки курсанты — руководители занятий по физической подготовке закрепляют полученные знания и навыки.
Таким образом, для курсантов учебных частей и подразделений наиболее эффективной формой методической подготовки является «программированное микрообучение», основанное на дозировании учебного материала в соответствии с поэлементной структурой методических действий.
Высокий уровень личной физической и методической подготовленности курсантов учебных частей обеспечивает эффективность последующего обучения и воспитания личного состава Армии и Флота.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. На что направлена физическая подготовка курсантов учебных подразделений?
2. Что включает в себя контроль за физической подготовкой курсантов, сержантов и офицеров?
3. Перечислите особенности проведения физической подготовки в учебных частях и подразделениях.
4. Уточните технологию формирования командных и методических навыков у курсантов учебных подразделений.
ГЛАВА XXII
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И СПОРТА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ