Контроль за работой и регулировка дизелей
1. Во время работы дизелей мощностью 220 кВт и выше необходимо контролировать следующие основные параметры:
1) среднее индикаторное давление при наличии на дизеле индикаторного привода;
2) давление в конце сжатия p ; c
3) максимальное давление сгорания p ; z
4) среднее давление по времени p ; t
5) давление продувочного (наддувочного) воздуха p ; k
6) температуру выпускных газов t ; r
7) удельный расход топлива g ; e
8) удельный расход масла g (для дизелей с раздельной системой m смазки - удельный расход на смазку втулок рабочих цилиндров и циркуляционную смазку). Кроме указанных, следует также контролировать параметры в соответствии с утвержденной формой машинных журналов и журналов индицирования.
2. Периодичность индицирования дизеля и определения основных параметров устанавливается механико - судовой службой (МСС), либо инженерно - технической службой (ИТС) или специалистом судовладельца в соответствии с требованиями заводской инструкции и в зависимости от типа дизеля, его технического состояния, условий эксплуатации, но не реже чем через каждые 400 ч работы.
3. Индицирование дизелей, кроме сроков, установленных службой судовладельца (МСС, ИТС), должно проводиться в следующих случаях: 1) при обнаружении ненормальной работы одного или нескольких цилиндров; 2) после регулировки топливоподачи, замены форсунки или топливного насоса, после ремонта или замены деталей движения и замены цилиндровой крышки или втулки; 3) после перехода на новый сорт топлива.
4. Результаты индицирования дизелей, оборудованных индикаторными приводами, должны быть занесены в журнал индицирования главного двигателя. Результаты теплотехнического контроля дизелей мощностью 220 кВт и выше, не имеющих индикаторных приводов, заносятся в журнал теплотехнического контроля двигателей. Рабочий процесс дизелей мощностью менее 220 кВт необходимо контролировать по параметрам, определяющим их тепловую нагрузку.
5. Для проверки распределения нагрузки по цилиндрам и качества регулировки контролируют следующие параметры работы дизелей (по цилиндрам):
1) температуру выпускных газов по штатным термометрам;
2) разность частоты вращения при последовательном отключении цилиндров в случае отсутствия индикаторных кранов;
3) среднее давление по времени p , замеряемое с помощью t пиметра, или максимальное давление сгорания p , замеряемое z максиметром или индикатором, при наличии индикаторных кранов;
4) среднее индикаторное давление p при наличии индикаторного i привода.
6. Контроль за параметрами работы дизеля должен производиться на установившемся номинальном режиме или близком к нему, но не менее 85% номинального.
7. Температура выпускных газов по цилиндрам и в выпускном коллекторе в процессе регулировки должна измерятьсятермоэлектрическими комплектами или ртутными термометрами, предварительно протарированными по заведомо исправным.
8. Давление в конце сжатия p в цилиндре следует измерять c согласно инструкции по эксплуатации завода - изготовителя. При отсутствии указаний в инструкции измерение нужно производить при выключенном топливном насосе и мощности дизеля, не превышающей 75% номинальной. На дизелях, где передача крутящего момента производится через упругие муфты, для предупреждения разрушения резиновых элементов муфт от неравномерной работы дизеля необходимо определять давление в конце сжатия p по развернутой индикаторной диаграмме. c
9.Максимальное давление сгорания p определяется с помощью z индикатора (снятие гребенок) или максиметра.
10. Индикаторы давления следует применять для дизелей, номинальная частота вращения которых не превышает допустимую, оговоренную в инструкции по эксплуатации индикатора. В случае отсутствия таких указаний для дизелей с частотой вращения до 500 об./мин. допускается применять индикаторы со спиральной пружиной, свыше 500 об./мин. - максиметры. С целью автоматического диагностирования и контроля работы дизелей (исходя из целесообразности) следует устанавливать и применять судовые комплексы типов: "NK-5", "Ритм - Дизель", "Дизель - Интеллект" и др.
11. Расход циркуляционного масла на дизель контролируется по уровню масла в картере (для дизелей с мокрым картером) или в сточной масляной цистерне (для дизелей с сухим картером). Расход цилиндрового масла на дизель контролируется по уровню масла в бачке лубрикатора (для дизелей с лубрикаторной смазкой). Определение расхода производится путем долива заранее измеренного количества масла до первоначального уровня в картере, или в сточной цистерне, или в бачке лубрикатора после продолжительной работы (24 - 48 ч) на установившемся режиме. Доливку масла в картер или в сточную цистерну следует производить не ранее чем через час после остановки дизеля. Удельный расход масла (в г/кВт.ч) подсчитывается по формуле: 3 t g = 10 Vро / N t, m 4 e где: V - объемный расход масла (по замеру) на двигатель, л; t ро - плотность масла при температуре замера, г/куб. см; 4 t - продолжительность замера, ч; N - эффективная мощность, развиваемая двигателем в момент e определения расхода масла, кВт.
12. Расход топлива на дизель определяется с помощью специальных тарированных мерных баков, расходомеров или расходных цистерн, оборудованных шкалой тарировки. При нормальном техническом состоянии дизеля расход топлива должен соответствовать значениям, гарантируемым заводом - изготовителем. Методика определения расхода топлива приводится в Приложении 6.
13. При определении мощности дизелей следует руководствоваться методикой, приведенной в Приложении 7.
14. На номинальном режиме работы значения параметров каждого цилиндра не должны превышать (в %):
среднее индикаторное давление p +/- 2,5 i
максимальное давление сгорания p +/- 3,5
температура выпускных газов t +/- 5 r
давление в конце сжатия p +/- 2,5 c
среднее давление по времени p +/- 3. t
Отклонение значений указывает на неравномерность распределения нагрузки.
15. Регулировка дизеля должна производиться периодически в зависимости от состояния установки, типа дизеля и в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации и МСС (ИТС) судовладельца. Запрещается производить регулировку главных дизелей на неустановившихся режимах работы (например, при волнении моря свыше 3 баллов, при изменении курса судна). Результаты регулировки заносятся в журналы теплотехнического контроля или индицирования, а в машинном журнале делается соответствующая запись о проделанной работе.
16. Перед регулировкой дизеля необходимо:
1) убедиться в исправности контрольно - измерительных и регистрирующих приборов, проверить и отрегулировать зазоры в приводах топливных насосов и в механизме газораспределения;
2) проверить положение нулевой подачи топлива насосами, спрессовать форсунки, проверив давление и качество распыла.
17. Регулировка дизеля производится при обнаружении:
1) неравномерности распределения нагрузки по цилиндрам - изменением количества топлива, подаваемого насосами;
2) отклонений максимального давления сгорания от рекомендуемых инструкцией по эксплуатации значений - изменением момента начала подачи топлива по цилиндрам.
18. Последовательность регулировки и устранение отклонений параметров должны выполняться согласно инструкции по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции регулировка производится: при низком p и высоких t - увеличением угла опережения z r подачи топлива; при высоком p и низких t - уменьшением угла опережения z r подачи топлива; при высоком p и высоких t - уменьшением угла опережения и z r цикловой подачи топлива; при низком p и низких t - увеличением угла опережения и z r цикловой подачи топлива.
19. Предварительная регулировка дизеля производится при нагрузке, равной 25% номинальной. На данном режиме проверяют только наличие вспышек во всех цилиндрах. Затем на установившемся тепловом режиме и нагрузке, равной 50% номинальной, определяют максимальное давление сгорания p . Если значения p в отдельных z z цилиндрах будут в пределах, указанных в инструкции завода - изготовителя для этого режима, то переходят на режим 75% номинальной нагрузки. На этом режиме определяют пять основных параметров каждого цилиндра дизеля p , p , t , p , p . Если все z c r i t параметры будут в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации для этого режима, то производят окончательную регулировку дизеля на режиме номинальной нагрузки и частоты вращения.