Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками

Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками. Это более надежный способ по сравнению с ловлей одной рукой. Основным условием эффективного выполнения данного приема является движение игрока навстречу летящему мячу. Если же он направляется на ход нападающему, т.е. поступает сзади-сбоку, то важно в качестве ориентира для партнера использовать дальнюю от полета мяча руку, а при овладении мячом не снижать набранной скорости.

Ловле мяча, как правило, предшествует выход нападающего на сво­бодную позицию. Еще одно требование к нему — не смотреть прямо на передающего партнера, а видеть мяч благодаря периферическо­му зрению.

Передача мяча — основной элемент техники при розыгрыше мяча. Этот прием позволяет решить несколько задач в процессе органи­зации атаки.

В начальной стадии атакующих действий с целью создания ус­ловий для стремительного нападения используют так называемый первый пас. Он должен быть быстрым и нацеленным. Для этого применяют как длинные проникающие передачи убегающему парт-

               
    Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru
    Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru
  Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru
 
      Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru
      Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru
 
 
 

Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru

неру, так и короткие направленные передачи к ближней боковой линии освободившемуся игроку.

В ходе развития атаки при позиционном нападении использу­ют конструирующие передачи на средние и короткие дистанции. С их помощью команда разыгрывает комбинации. При этом мяч переходит от партнера к партнеру с фланга на фланг, вперед-назад, в «глубину» и обратно.

Для завершающей фазы атаки характерны атакующие {резуль­тативные) передачи, благодаря которым нападающий выводится на бросок. Особенно эффективны здесь скоростные скрытые пе­редачи входящему в трехсекундную зону или выходящему под за­слон нападающему, а также «откидки» на проходе оставшемуся без присмотра защитников игроку либо неожиданный перевод мяча из глубины площадки назад («на периметр») для прицельного броска без сопротивления.

Тактическое значение имеют и передачи при введении мяча из-за пределов площадки — статические или вспомогательные пе­редачи. Особенно значимы они при вбрасывании мяча из-за лице­вой линии под щитом соперника и в напряженные моменты про­тивоборства, т.е. в концовках периодов или игры. В этих ситуациях при слаженных взаимодействиях нападающих вспомогательные пе­редачи могут превращаться в атакующие.

Для современного баскетбола с постоянно растущей агрессив­ностью защитных действий характерной особенностью является господство преодолевающего и скоростного, т. е. короткоамплитуд-ного {кистевого) вида передач.

Повышение активности противодействия защитников сокра­щает время для принятия решения и его осуществления. Возраста­ет значение способности игроков быстро и правильно выбрать в конкретной ситуации наиболее рациональный способ передачи. При этом следует руководствоваться утверждением, что для каж­дой ситуации существует один наилучший вид передачи мяча, даже если она выполняется без сопротивления противника. Критерия­ми для выбора служат: дистанция, на которую передается мяч; позиция партнеров и характер их передвижений; расположение защитников; положение звеньев тела обороняющегося игрока, не­посредственно препятствующего выполнению передачи.

Для перевода мяча на большое расстояние сле­дует использовать передачу одной рукой от плеча или от головы, на средние дистанции мяч успешно доставляется с по­мощью разновидностей передач двумя и одной рукой (от груди, от плеча или от головы); короткие дистанции требуют ис­пользования кистевых (скоростных) видов передач.

Преодоление сопротивления защитника связано с использованием «слабых зон» в его стойке. Умение мгновенно оценить расположе­ние звеньев тела соперника, выбрать способ и направление пере-

дачи и, наконец, быстро выполнить избранное технико-такти­ческое действие предопределяет его успешность.

Защитник может находиться в параллельной стойке или в стойке с выставленной вперед ногой. Каждой стойке соответствует спе­цифическое расположение головы, туловища и конечностей. На рисунке 44 цифрами обозначены наиболее уязвимые для переда­чи мяча зоны в стойках защитника («слабые зоны»). Для их пре­одоления используют определенные виды передач. Над головой со­перника передавать мяч целесообразно двумя руками от головы, одной от плеча и двумя от груди; над плечом соперника — одной рукой от плеча или от головы; на уровне или ниже пояса — двумя руками от груди, одной сбоку, одной или двумя руками снизу.

Выбор траектории полета мяча диктуется расстоянием до парт­нера и расположением защитника. На коротких дистанциях исполь­зуется навесная траектория с перебрасыванием мяча через защит­ника, а также прямая траектория и с отскоком от пола через его «слабые зоны». На средних дистанциях эффективна преимуществен­но прямая траектория «сквозь» защитника с учетом «слабых зон» в его стойке. А на длинных — навесная через защитников или прямая при их отсутствии на пути мяча. Недопустимы пе­редачи поперек площадки, «мягкие» передачи в углы или из углов площадки вдоль боковых линий, «висячие» диагональные передачи через нескольких защитников, длинные передачи с от­скоком от пола при медленном движении мяча, так как они хоро­шо «читаются» соперниками и чаще всего перехватываются.


Чтобы заставить защитника принять нужное нападающему по­ложение перед последующей передачей, т. е. вынудить его раскрыть­ся, используют финты мячом (вверх-вниз, в сторону и назад)

Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru или туловищем (за счет его наклонов и сгибания либо разгибания ног) в сочетании с движением головой и взглядом в ложном на­правлении. Однако следует избегать необоснованных, лишних финтов, так как это замедляет движение мяча и соответственно развитие атаки. Передача должна быть точной и своевременной.

При передачах игроку, находящемуся в движении, необходи­мо учитывать его скорость перемещения и посылать мяч с таким усилием, чтобы партнеру не приходилось замедлять движение или останавливаться при обработке мяча и в то же время чтобы мяч не был перехвачен соперником. Значительно облегчает задачу пере­дающему вовремя поднятая как ориентир рука получающего мяч игрока. При параллельном движении нападающих игрок без мяча должен постоянно стремиться быть чуть впереди партнера.

Итак, в игре основной принцип для распасовщика: хорошая пере­дача — удобна для партнера и недостижима для соперника.

Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием ловли и передачи мяча.

1. Объяснение и показ разновидностей ловли и передачи мяча в конкретной игровой ситуации.

2. Чередование разновидностей ловли и передачи мяча на месте в сочетании с поворотами и последующими после выпуска мяча двигательными действиями: ловля мяча—сочетание поворотов ла месте (вперед-назад) —передача; передача—присесть—встать в и. п.—ловля мяча; передача—кувырок вперед (назад) — встать в и. п.—ловля мяча; ловля мяча—сочетание поворотов на месте (впе­ред-назад)—передача—прыжок толчком двумя ногами с пово­ротом на 360° —встать в и.п. и т.п.

3. Чередование разновидностей передач на месте с последую­щим передвижением (вслед или в сторону от мяча) и ловлей мяча в заданной точке площадки.

4. Выполнение изучаемого способа передач на месте через «сла­бые зоны» в стойке пассивного защитника с последующим пере­движением в заранее указанном направлении и получением об­ратной передачи.

5. То же, но чередуя исходные позиции нападающих относи­тельно щита.

6. То же, но изменяя направление передач и дистанцию до парт­нера.

7. Чередование способов передач «сквозь» защитника; направ­ления и траектории полета мяча в сочетании с поворотами на месте, предшествующими выпуску мяча.

8. То же, но с последующим после передачи обыгрышем пас­сивного защитника без мяча.

9. То же, но в сочетании с предшествующим передаче финтом туловищем и головой или мячом: защитник реагирует только на обманные движения.

10. Воспроизведение разновидностей передач на месте с по­
следующим освобождением от опеки, выходом и ловлей мяча в
ситуации выбора: защитник чередует изученные стойки, напа­
дающий совершает передачу соответствующим способом с из­
бранной траекторией полета мяча через определенные «слабые
зоны», а затем обыгрывает защитника с использованием разно­
видностей финтов.

11. То же, но в сочетании с поворотами на месте после получе­ния мяча.

12. То же, но в сочетании с финтами мячом или туловищем и головой, предшествующими передаче.

13. То же, что в упр. 10— 12, но меняя исходные позиции напа­
дающих и защитников относительно щита в зависимости от их
функций (амплуа).

14. Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании с поворотами и финтами, преодолевая активное противодействие защитника в ситуации численного большинства нападающих (2x1, 3x2, 4x3, 5х4и т.п.), — подвижные игры, например «Не давай мяч водящему».

15. То же, но с последующим выходом для получения обратной передачи на ограниченном участке площадки.

16. Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании
с индивидуальными действиями игрока без мяча и последующей
ловлей мяча в условиях игрового противоборства при численном
равенстве нападающих и защитников — подвижные игры: «Борь­
ба за мяч», «10 передач», «Мяч капитану» и т.п.

17. Выполнение разновидностей ловли и передач мяча в движе-

(

ии, преодолевая пассивное, а затем активное противодействие дного или нескольких защитников в ситуации численного боль-шнства нападающих: 3x1, 2x1, 3x2 и т.д. 18. То же, но в сочетании с другими технико-тактическими ействиями с мячом: ведением, бросками (по мере их освое-ия). 19. Выполнение разновидностей ловли и передач мяча на месте и в движении в условиях игрового противоборства без ограниче­ний активности и инициативы нападающих и защитников. Организационно-методические указания.

1.Все упражнения выполнять с установками: надежная ловля —
гарантия качества последующих действий с мячом; для каждой
ситуации существует один — наилучший — вид передачи.

2. При выполнении заданий на переключение добиваться мгно­
венного перехода от одних действий к другим.

3. Непрерывно стремиться к сокращению времени на обработ­
ку мяча при его ловле и убыстрению подготовительной фазы пе­
редачи; после овладения мячом мгновенно приходить в стойку с
тройной угрозой.



4. Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Теоретические предпосылки. Ловля мяча в игре осуществляется преимущественно двумя ру­ками - student2.ru Не увлекаться финтами, рационально использовать смену ритма движений: финт -— медленно; передача — быстро; в обманных дви­жениях рационально использовать взгляд, голову, туловище и мяч.

5. Варьировать активность противодействия в упражнениях в зависимости от уровня владения техникой приемов.

6. Педагог должен постоянно указывать на наиболее эффектив­ные способы передач для использования «слабых зон» в стойке защитника, оптимальные траектории полета мяча и усилия, при­кладываемые к нему в зависимости от расположения и удаленно­сти партнера и соперников по отношению к передающему.

7. При активном противодействии защитника ограничивать вре­мя владения мячом до счета «три».

8. В игровых заданиях поощрять точность и быстроту передач; смену водящих в условиях численного большинства нападающих производить через определенные интервалы времени или после каждого перехвата мяча; в зависимости от количества играющих и уровня их подготовленности регламентировать размеры площад­ки для игры.

9. На этапе совершенствования технико-тактических действий задания выполнять, меняя и. п. игроков и их сочетания по амплуа: защитник — центровой, форвард — центровой, защитник — фор­вард и т.д.

10. Передавать мяч уверенно, быстро и удобно для ловящего игрока; направлять мяч на дальнюю от защитника руку партнера.

11. Избегать поперечных передач, «мягких» передач вдоль бо­ковых линий, длинных передач с отскоком от пола и с медлен­ным полетом мяча, «висячих» диагональных передач через не­скольких защитников.

12. Получателю мяча не стоять на месте, активно открываться на свободную позицию, стремиться видеть мяч с момента вылета до его ловли; прямо на мяч не смотреть, использовать перифери­ческое зрение; надежно ловить мяч, используя обе руки.

13. Добиваться синхронных действий передающего и получаю­щего игроков.

14. Без промедления начинать технико-тактические действия без мяча сразу же после его выпуска или адекватное ситуации действие с мячом в момент его ловли: не задерживать мяч и не тормозить развитие атаки.

Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактичес­ких действий с использованием ловли и передач мяча.

1. Недостаточно быстрое, точное или резкое воспроизведение технического приема; нарушение техники передачи (медленный, слабый или неточный пас) или ловли мяча (неуверенные дей­ствия без выхода на мяч) — возможна потеря мяча.

2. Ошибочный выбор способа передачи, направления или тра­ектории полета мяча при определении «слабой зоны» в стойке

защитника: передача через закрытое защитником пространство — мяч становится легкой добычей противника.

3. Та же ошибка, что в ситуации 2, но в зависимости от распо­ложения партнера и соперников: передача поперек площадки, че­рез нескольких защитников, с отскоком от пола и медленным полетом мяча на большое расстояние либо слишком «мягкая» на­весная передача — создаются предпосылки для перехвата мяча соперниками.

4. Статичность действий передающего и получающего мяч иг­роков: передача с места без вышагивания или партнеру, «застыв­шему» на месте, — большая вероятность потери мяча.

5. Бесхитростность, прямолинейность действий — передающий игрок откровенно смотрит на адресата или ловящий не сводит глаз с мяча: передача легко прерывается перехватчиками соперников.

6. Использование лишних финтов, предшествующих передаче: неоправданная задержка мяча, предоставляющая сопернику воз­можность активизировать противодействие.

7. Нарушение ритмовой структуры сочетания финт-передача: и обманное движение, и передача выполняются одинаково медлен­но — защитник успевает среагировать на выпуск мяча; обманное движение производится слишком резко, торопливо — защитник не успевает среагировать на него, а реагирует только на выпуск мяча.

8. Скованность в действиях при активном противодействии со­перника: излишняя закрепощенность, ведущая к нарушению точ­ности движений.

9. Слабая ориентировка передающего в пространстве и време­ни при передаче убегающему игроку: мяч «не додается», т.е. не доходит до партнера, или посылается слишком далеко вперед — невынужденная потеря мяча.

10. Несогласованность действий передающего и получающего мяч нападающих: поспешная или запоздалая передача либо не­подготовленность игрока к ловле мяча (опущенные руки, отве­денный от мяча взгляд) — мяч не доходит до адресата.

11. Медленное переключение к последующим после выполне­ния передачи или ловли мяча индивидуальным технико-такти­ческим действиям: заминка в развитии атаки, позволяющая за­щитникам предпринять эффективные контрмеры.

Наши рекомендации