В систематическом выполнении физических упражнений

Специфическое воспитательное воздействие на военнослужащих в процессе физической подготовки не завершается формированием у них необходимых убеждений. Эффективность воспитания определяется, прежде всего, тем, как воины практически претворяют в жизнь свои убеждения, становится ли убежденность в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск их внутренней потребностью в систематическом выполнении физических упражнений.

Под потребностью понимается определенное состояние военнослужащих, побуждающее их к систематической физической тренировке. Потребность военнослужащих в систематическом выполнении физических упражнений имеет как биологические, так и социальные предпосылки.

Биологические предпосылки в основном заключаются в объективной необходимости активных двигательных действий, как одного из главных факторов развития и совершенствования форм и функций организма человека, поддержания его в жизнеспособном состоянии. Социальные предпосылки включают: осознание воинами требований военно-профессиональной деятельности к уровню развития различных физических качеств, двигательных навыков и других свойств организма; стремление их к достижению наибольшего соответствия своего внешнего облика установившемуся в обществе стереотипу или определенному физическому идеалу; расширение возможности для самоутверждения военнослужащих, укрепления их социального статуса и т.д.

Потребность в занятиях физической подготовкой и спортом имеет материальную и духовную стороны. Материальная сторона данной потребности выражается в желании военнослужащих улучшить свое физическое развитие, укрепить здоровье, духовная — в стремлении их к специфическому общению в ходе двигательной деятельности, к возникновению соответствующих положительных эмоций и эстетических чувств.

Воспитание потребности военнослужащих в систематическом выполнении физических упражнений, таким образом, предполагает актуализацию биологических и социальных предпосылок, формирование ее материальных и духовных основ. Практически это воплощается в целенаправленном воспитании у личного состава соответствующих интересов, мотивов и привычек.

Интересы представляют собой положительно эмоционально окрашенное стремление военнослужащих к активной деятельности, связанной с выполнением физических упражнений. Интересы возникают на основе удовлетворения соответствующих желаний, влечений и склонностей. Сформировавшийся интерес к занятиям физической подготовкой и спортом является постоянным катализатором (усилителем) энергии военнослужащих: он либо облегчает выполнение двигательных действий (когда человеку интересно, не надо заставлять себя напрягаться), либо, наоборот, стимулирует волевые усилия человека (помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость).

Именно наличие устойчивого интереса обеспечивает потребность военнослужащих к повторению занятий по физической подготовке. Чем интереснее для воинов данные занятия, тем сильнее у них стремление к их повторению. Усиление привлекательности занятий по физической подготовке достигается: учетом индивидуальных и групповых склонностей военнослужащих при выборе тех или иных двигательных действий, оптимальной эмоциональностью и нагрузочностью выполняемых упражнений, относительной свободой определения момента начала и продолжительности отдыха, самостоятельным определением темпа выполнения движений, разнообразностью содержания занятий, возможностью переключения с одного вида нагрузки на другую, достаточностью времени для восстановления сил после занятий.

Важно обеспечить доступность физических упражнений каждому военнослужащему. Слабо физически развитому воину многие программные упражнения не под силу, и он, стесняясь показать свою слабость, особенно перед подчиненными, начинает избегать занятий по физической подготовке. В таких случаях необходим особый педагогический такт руководителя занятий и окружающих, рациональный подбор подготовительных упражнений, постепенность увеличения физической нагрузки.

Удовлетворение интереса к активным двигательным действиям не приводит к его исчезновению, напротив, он может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интересы являются одним из основных внутренних факторов формирования у военнослужащих соответствующих мотивов.

Мотив — это сложное психическое образование, выступающее в виде внутренней силы, побуждающей человека к осознанной постановке какой-либо цели и направляющей его активность к конкретным действиям и поступкам, ведущим к достижению данной цели.

Мотивы регулярных занятий физической подготовкой и спортом могут быть связаны как с процессом деятельности, так и с ее результатами. В первом случае военнослужащие удовлетворяют потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы и т.д.). Во втором они могут стремиться к самосовершенствованию (улучшению телосложения, развитию физических и психических качеств, улучшению здоровья), к самовыражению и самоутверждению (быть не хуже других, стать внешне более привлекательными и т.д.), лучше подготовить себя к выполнению служебных задач, удовлетворить духовные потребности (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.). Зачастую данные потребности проявляются в виде субъективных эмоциональных переживаний воинов и не всегда осознаются ими. Поэтому необходимо стремиться к переводу этих потребностей с эмоционального уровня на рациональный. Особо эффективны для формирования устойчивых мотивов такие методы воспитания, как убеждение, упражнение, пример.

Логика формирования необходимой мотивации военнослужащих предполагает постоянное накопление положительного практического опыта занятий физическими упражнениями. При этом к воинам необходимо периодически предъявлять требования, несколько опережающие фактический уровень развития тех или иных качеств, мобилизующих их силы на овладение новыми рубежами в своем физическом совершенствовании.

Привычкой называется потребность военнослужащих совершать соответствующие двигательные действия через определенный промежуток времени и в одни и те же часы суток. Формирование привычки к выполнению физических упражнений — одна из конечных целей воспитания военнослужащих в процессе физической подготовки.

Усиление потребности воинов в физическом совершенствовании требует не простого повторения определенных поступков, а постепенного, последовательного расширения и углубления их содержания, усложнения условий реализации их на практике. Это регулируется рациональным и методически грамотным освоением программы физической подготовки, подбором соответствующих упражнений для самостоятельной физической тренировки, комплексным использованием различных методов воспитания военнослужащих.

§ 5. МЕТОДЫ СЛАЖИВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Слаживание военнослужащих в процессе физической подготовки предполагает всестороннее совершенствование сплоченности воинов, формирование у них навыков коллективных действий, что, в свою очередь, базируется на усилении совместимости личного состава.

Характеристика методов слаживания военнослужащих
в процессе физической подготовки

Боевая слаженность воинских подразделений в значительной мере зависит от всесторонней индивидуальной подготовленности каждого воина, входящего в тот или иной коллектив. Повышение уровня обученности, воспитанности иразвитости военнослужащих в конечном итоге приводит к уменьшению разброса индивидуальных показателей за счет увеличения их у слабо подготовленного личного состава. Усреднение индивидуальных данных обеспечивает более качественное выполнение военно-профессиональных совместных действий. Поэтому слаживание военнослужащих в процессе физической подготовки может успешно осуществляться с помощью тех же методов и методических приемов, которые используются для их обучения, развития и воспитания. Наряду с этим, для сплочения личного состава, повышения боевой сработанности военнослужащих применяются и несколько специфических путей. К основным из них относятся:

целенаправленное использование социально-психологических закономерностей общения военнослужащих в коллективе, предполагающее в качестве одного из непременных условий знание педагогом уровня развития межличностных отношений в коллективе и особенностей того подразделения, в котором он организует и проводит занятия;

расширение возможностей для совместной деятельности личного состава в процессе выполнения физических упражнений, основывающееся на творческом подборе соответствующих средств физической подготовки и рационализации условий их применения.

На практике указанные пути слаживания военнослужащих в процессе физической подготовки реализуются чаще всего в комплексе, оказывая воздействие как на уровень сплоченности личного состава, так и на степень сформированности навыков коллективных действий.

Наши рекомендации